«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
статья по теме

Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной     деятельности учителя и ученика»

Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, проектная деятельность и метод проектов.

    Н.Ю. Пахомова, исследуя метод проектов в своей работе “Метод учебного проекта в образовательном учреждении”, рассматривает учебный проект как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося. Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей” А что такое учебный проект с точки зрения учителя? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Таким образом, автор подчеркивает, что в ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, по мнению Н.Ю. Пахомовой , не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним - двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.

Самое сложное для учителя в ходе совместной проектной работы - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Учащимся сразу трудно определиться с чего и как начать.

 Поэтому перед тем как начать работу над проектом педагогу необходимо организовать деятельность учащихся:

- наметить главные цели и задачи в работе над проектом;

- наметить пути их решения, помочь с выбором наиболее оптимального решения;

- сделать установку на самостоятельность действий.

 Педагог в ходе консультаций должен только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Роль учителя несомненно велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, которое может сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

 При работе над проектом качественно меняется роль учителя, он выступает в роли консультанта и помощника.

 Меняется и роль учащихся - они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Происходит формирование конструктивного критического мышления. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

В  соответствии  с  признаком  доминирующей деятельности выделяются  следующие  типы  проектов:

1.Исследовательские. Такие проекты требуют  хорошо  продуманной  структуры,  обозначенных  целей,  обоснования  актуальности  предмета  исследования  для  всех  участников,  обозначения  источников  информации,  продуманных  методов,  результатов.  Они  полностью  подчинены  логике небольшого исследования и имеют структуру,  приближенную  к  подлинно  научному  исследованию.

2.  Творческие.

Творческие  проекты  предполагают  соответствующее  оформление  результатов.  

Они,  как  правило,  не  имеют  детально  проработанной  структуры  совместной  деятельности  участников.  Она  только  намечается  и  далее  развивается,  подчиняясь  

Принятой группой  логике  совместной  деятельности,  интересам  участников  проекта.  В  данном  случае          следует  договориться  о  планируемых  результатах  и  форме  их  представления.

Следует  оговориться,  что  любой  проект  требует  творческого  подхода,  и  в  этом  смысле  любой  проект  можно  назвать  творческим.

3.  Ролевые, игровые.

В  таких  проектах  структура  также  только  намечается  и  остается  открытой  до  окончания  проекта.  Участники  принимают  на  себя  определенные  роли,  обусловленные  характером  и  содержанием  проекта,  особенностью  решаемой  проблемы.

Степень  творчества  здесь  очень  высокая,  но  доминирующим  видом  деятельности  все-таки  является  ролево-игровая.

4.  Информационные.

Этот   тип  проектов  изначально  направлен  на  сбор  информации  о  каком-либо  объекте,  явлении;  ознакомление  участников  проекта  с  этой  информацией,  ее  анализ  и  обобщение  фактов,  предназначенных  для  широкой  аудитории.  Такие  проекты,  так  же  как  и  исследовательские,  требуют  хорошо  продуманной  структуры,  возможности  систематической  корректировки  по  ходу  работы  над  проектом.

Такие  проекты  часто  интегрируются  в  исследовательские  проекты  и  становятся  их  органичной  частью,  модулем.

5.  Практико-ориентированные  проекты.

Эти  проекты  отличает  четко  обозначенный  с  самого  начала  результат  деятельности  участников  проекта,  который  обязательно  ориентирован  на  социальные  интересы  самих  участников.

Такой  проект  требует  хорошо  продуманной  структуры,  даже  сценария  всей  деятельности  его  участников  с  определением  функций  каждого  из  них,  четкие  результаты  совместной  деятельности и  участие  каждого  в  оформлении  конечного  продукта.

   Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Этапы  работы над проектом

1. Подготовительный

2. Планирование

3. Исследование

4. Подготовка к защите проекта

5.Презентация

6. Оценка результатов и процесса

 

 Первый этап включает в себя определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает мотивировать учащихся, используя фантазию и мастерство самого учителя. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и жизненного опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.

Если ученик приходит со своей темой, то она не должна быть отвергнута, а  лучше сместить акценты проблемы в постановке вопроса, который хочет рассматривать ученик. Если это не представляется возможным, то было бы целесообразным предложить такую альтернативу, которая бы лежала в сфере интереса ученика..

Распределение учащихся по проектным группам происходит на первом этапе.

Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Для этого определяется минимальный и максимальный размер проектной группы. В своей практике я заранее на стенде размещаю информацию о темах проекта, где каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию под соответствующим названием темы.

   Для дальнейшей работы на первом этапе необходимо поработать с проблемой, для этого учителю и ученику, как считает Н.Ю. Пахомова понадобятся навыки проблематизации – аналитического процесса работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и решения. Обучение проблематизации одно из специфических умений, на выработку которого у учащихся нацелен весь учебно-воспитательный процесс современной школы. Проблематизация является одним из элементов проектной деятельности учащихся при выполнении учебного проекта.

Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в разных группах под разными углами зрения, то проблематизация происходит до разбивки на группы. Если проблему проекта предполагается рассмотреть одну и ту же, но в разных группах, искать свои пути и способы ее решения, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно.

Проблема должна быть сформулирована так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта.

   Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Конкретная цель считается хорошо сформулированной, если она:

1) изложена в позитивных терминах;        

2) определена и оценена на основе конкретных физических данных;

3) сформулирована и поддержана человеком или группой, которые желают ее достижения;

4) предполагает сохранение позитивных сторон уже существующего состояния;

5) сформулирована так, чтобы соответствовать окружению.

Формулировку цели всегда следует начать с таких слов, как «исследование, изучение, выявление и т.д.» Далее указать на конкретные задачи, которые предстоит решать.

   Задачи – конкретизированные или более частные цели,  организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Не жестко поставленные задачи стимулируют творчество учащихся. В момент конкретизации задачи у детей возникает мотивация. Как уточняет Н.Ю. Пахомова «когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе». Постановка задач обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.) .

        

   На этапе планирования (2) учителю необходимо помочь с распределением обязанностей между членами группы, консультировать в определении источников информации, способов сбора и анализа информации, способов оформления проекта и в установлении критериев оценки результатов работы. Самым веским мотивом в проектной работе является подводящая итог учебному проекту презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте. Выбор формы презентации зависит от продукта работы над проектом. Это может быть творческий вечер, концерт, спектакль, видеосюжет, слайд-шоу, web-сайт и прочее. Н.Ю. Пахомова предлагает подбирать формы проведения презентаций с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации, считает тот же автор, важно подчеркнуть положительную тональность в оценке результатов, какими бы несущественными они не казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного исследования.

     Учащиеся на данном этапе должны самостоятельно:        

-доказать  актуальность данной  проблемы,

-проанализировать различную информацию,

-создать планирование деятельности по реализации проекта.

      На этапе исследования (3) учащиеся становятся настоящими исследователями. И, как все исследователи, они должны поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. При этом им потребуется самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования.

     Учитель на данном этапе принимает на себя роль стороннего наблюдателя, может советовать те или иные приемы исследования и методы их проведения, отвечать на вопросы учащихся и лишь косвенно руководить деятельностью учащихся.

     Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. На этапе подготовки к защите проекта осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

     Учитель не участвует, но консультирует учащихся по необходимости,  ненавязчиво контролирует,  дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.      

     Учащиеся самостоятельно систематизируют полученные данные, подводят итог своей работы, делают выводы, оформляют проект и готовятся к презентации.

     Педагогической целью презентации Н.Ю. Пахомова считает развитие презентативных навыков и умений демонстрировать понимание проблемы проекта, анализировать ход поиска и нахождения решения и умений  проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

     На этапе презентации учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом, отвечают на вопросы слушателей.

     Учитель на данном этапе слушает и задает вопросы в роли рядового участника

     Заключительный этап – этап оценки результатов и процесса- включает:

- оценивание путём коллективного обсуждения,

- оценивание путём самооценок.

     Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы, оценить работу участников своей группы.

     А учителю необходимо оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и других учащихся (из других классов) по совместно разработанным критериям.

Критерии оценивания выполненных проектов должны включать в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта.

Как для учителя английского языка, метод проектов интересен мне прежде всего тем, что он наряду с развитием творческих и других способностей учащихся предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

В своей практике я использую различные варианты проектов:

-монопроекты – это разрешение проблемного вопроса одного ученика. Так, например, наиболее значимыми для учащихся в зависимости от возраста являются следующие темы: «Мое любимое животное», «Школа моей мечты», «Мое любимое увлечение», «Моя семья»,  «Знаменитые люди», «Школьная форма», «Здоровый образ жизни», «Спорт в моей жизни» и др.

- коллективные проекты – предполагают разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: «Достопримечательности», «Путешествия», «Праздники», «Мир кино», «Мир музыки» «По странам и континентам» «Экологические проблемы мира/страны/города» и др..

     Индивидуальные и коллективные проекты можно выполнить и в устной форме (в форме  инсценировки различных сказок, пьес, проведения утренников и в письменной (в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений , их переводов с английского языка.

     При выполнении всех видов проектов учащиеся активно используют Интернет-ресурсы.

Организуя работу над проектом, я соблюдаю несколько условий:

1.  Для каждого этапа готовлю вопросы, которые бы помогли учащимся решить задачи данного этапа.

На первом этапе ставлю вопросы для выявления уже имеющихся знаний,  склонностей и интересов у учащихся :

- Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?

- Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?

- Какие способы решения этой проблемы вы знаете?

- Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?

- Ваше любимое занятие вне школы?

- Кем бы вы хотели стать?

- Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла?

Для определения темы проекта:

- Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?

- Почему вы предпочли именно эту тему?

- Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?

- Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом?

На 2 этапе возможны следующие варианты вопросов:

- Что вам уже известно о теме?

- Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

- Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

- Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

- Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

На 3 этапе поиска и сбора информации:

- Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

- Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации? 

- Какие документы могут содержать нужную вам информацию?

В каком порядке будет выполняться работа?

 Как распределить работу между членами группы?

Где будет проводиться работа? В какие сроки?

На этапе подготовки к защите проекта важны следующие варианты вопросов:

- Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?

- Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?

- В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.

- Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?

- Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?

На  этапе для обсуждения эффективности проведенной презентации:

- Что нового вы узнали в ходе презентации проекта?

- Какие вопросы к участникам проекта у вас возникли?

Для обсуждения эффективности работы над проектом и проведенных исследований:

- Каким образом вы пришли к таким выводам?

- Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)?

- Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?

- Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?

- Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом?

     2. В  процесс работы над проектом (проектами) привлекаются все учащиеся класса, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки, творческих способностей и собственного желания.

Более целесообразными и плодотворными с моей точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Кроме того, более слабые учащиеся в коллективе могут проявить себя с лучшей стороны.

С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

В ходе подготовки, и в процессе защиты проектов происходит развитие речевых умений, (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит формирование коммуникативной компетентности - развитие навыков монологической и диалогической речи. У учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

    Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на развитие творческих способностей детей, расширение кругозора и получение реального практического результата, значимого  для школьника. Для учителя же – применение проектной методики показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Это показатель высокой креативности, которая помогает преподавателю, опираясь на позитивные моменты традиционного обучения, использовать современные технологии. Ведь сочетание инноваций и традиций как проявление одного из законов диалектики - закона единства и борьбы противоположностей - способствует развитию педагогической науки и практики.

Список литературы

1. Дешеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка /ИЯШ/. - 2003, №5.

2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения ИЯ /ИЯШ/. - 1991, №3.

3. Копылова В.ВМетодика проектной работы на уроках английского языка. - М., 2003.

4. Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка /ИЯШ/ 2002, №3.

5. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку /ИЯШ/. - 2002, №3.

6. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Автореф. дис. … докт. психол. наук. – М., 2000.

7. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст] / Г. Г. Митрофанова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 148-151.

8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист” / Сост. Е.М. Пахомова. Науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АПК и ПРО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.

 Известно, что знания  нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до п...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

В  знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом,  мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Материал представлен в форме  исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель  исследования —  создать систему успешной ...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....