Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми
материал на тему

Вельмина Ксения Олеговна

Рекомендации педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_po_rabote_s_trevozhnymi_detmi.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми:

Установление личного контакта

Примите во внимание, что тревожный ученик в наибольшей степени нуждается в установлении личного контакта с учителем.

1. Называйте учащихся по имени (а не по фамилии). Это будет поддерживать личный контакт ученика с учителем и давать ему безусловное признание его личности.

2. При обращении к тревожному ребенку желательно установить визуальный контакт. Такое прямое общение" глаза в глаза" вселяет чувство доверия в душу ребенка. В то же время необходимо учитывать, что некоторые дети избегают визуального контакта, особенно те, которых часто обвиняли и упрекали взрослые.

2. Учет роли оценки и самооценки

Поскольку тревожность в значительной степени связана с заниженной самооценкой и страхом негативной оценки со стороны других, является эффективным следующее:

  1. Систематически и искренне давайте позитивную оценку действиям и поступкам тревожного ученика как индивидуально, так и в присутствии других детей и взрослых,
  2. Не критикуйте тревожного ученика в присутствии других. В случае необходимости, обсуждайте с ним индивидуально его конкретный поступок, или конкретную ошибку в работе, не затрагивая его личность и персональные качества. Это значит, что в коммуникации с учеником не используются так называемые ярлыки, например «лентяй», «бездельник», или описания личности «Ты ленивый», «Ты не хочешь учиться», «Ты упрямый» и т п. Подобного рода «описания» происходящего лишь формируют враждебность или страх ученика к учителю и не способствуют решению проблемы ученика.
  3. Используйте позитивные высказывания: «я верю, что ты способен справится с этой проблемой», «Ты можешь это выучить» и т. п. 
  4. Возможно, что этот ребенок учится хуже других. Для того, чтобы он имел стимул к развитию и обучению, сравнивайте результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера или неделю назад. (Вместо того, чтобы сравнивать его с другими детьми).
  5. Создавайте на уроке такую атмосферу, в которой ученики могут и желают задавать любые вопросы по теме, не боясь быть осмеянными классом. Учите учащихся выражать и отстаивать свое мнение.
  6. Создавайте в классе атмосферу, в которой нет деления учеников на сильных и слабых, поощряйте все добрые начинания (не только связанные с учебой), достигнутые цели и стремление к учёбе. Это создаст ситуацию, поддерживающую мотивацию слабых учеников к обучению и следованию за сильными учениками.

3. Снижение неопределенности через структуру и правила

Поскольку тревожность возрастает в ситуации неопределенности, то помогут следующие действия учителя, направленные на создание правил, структуры с ситуации, на снижение неопределенности

  1. Тревожность уменьшается, если заранее предупредить такого ученика о том, что он будет опрошен на следующий день.
  2. Необходимо дать всем учащимся класса, где имеется тревожный ребенок (или несколько таких детей), чёткие критерии оценки их работ и ответов, и следовать им.
  3. Тревожные ученики с самого начала урока могут пропускать много информации, т.к. их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Для таких детей хорошо записывать тему и план урока на доске, чтобы они знали, с чем и в какой последовательности предстоит им работать в течение урока.

Учет эмоциональных особенностей

Учитывайте в работе с тревожными учащимися особенности их эмоционального реагирования.

  1. Тревожных детей лучше спрашивать не в начале и конце урока, а в середине. Если спрашивать такого ученика в конце урока, то он будет до конца урока тревожно ожидать, что его спросят, и он не сможет быть сосредоточен на теоретической информации от учителя, или слушать ответ других детей. В то же время не целесообразно спрашивать его первым, в этом случае стресс будет слишком высок.
  2. Если вы задали ребенку вопрос на уроке, то, пожалуйста, не торопите его с ответом. Дайте ему время на обдумывание. Вы можете также предложить ребенку самому дать сказать, когда он будет готов к ответу.
  3. Не повторяйте свой вопрос дважды или даже трижды. Ребенок может ответить не скоро т.к. каждое повторение вопроса он может воспринимать как новый стимул.

Упражнения для снижения тревожности

Плакат с «заклинаниями-девизами»

Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ребенку изменить внутреннюю речь. Можно повесить в классе плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два плюса на каждый минус

Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ребенку обращать внимание на те слова, которые он говорит о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть предельно конкретны.

Декларация «Я могу»

В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания рядом с заданием.

Показывайте ценность ошибки как попытки

Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения

Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

Данный буклет будет полезен учителям при работе с гиперактивными детьми....

Рекомендации педагогам при работе с гиперативными детьми.

Правила работы с гиперактивными детьми....

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми

Буклет для педагогов школ направленный на эффективное взаимодействие с детьми, проявляющими агрессию....

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

Учащиеся, имеющие повышенный уровень тревожности, нуждаются в особом внимании и поведении со стороны педагогов. Здесь приводятся рекомендации для работы с такими детьми...

Рекомендации педагогам по работе с тревожными учениками во время подготовки к экзаменам.

О том как поддержать особо тревожных учащихся во время подготовки к экзаменам....

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Выступление на педагогическом совете по теме Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми....