Доклад «Лингвостилистический анализ художественного произведения в литературном развитии учащихся основной школы»
статья на тему

Кутняхова Наталия Анатолиевна

Доклад по материалам диссертации "Лингвостилистический анализ художественного произведения в литературном развитии учащихся основной школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Лингвостилистический анализ художественного произведения  в литературном развитии учащихся основной школы»

                                                                   

       Тема «Лингвостилистический анализ художественного произведения  в литературном развитии учащихся основной школы» отвечает актуальным проблемам современной методики преподавания литературы. Последние полтора десятилетия массовая школа перестала ориентироваться на литературу как системообразующий предмет, потеряв при этом часы, потеряв возможность постоянного обращения к тексту художественного произведения  на уроке, учащиеся утратили мотивацию к чтению и изучению художественных произведений.  В 90-е годы выпала из поля зрения методики преподавания литературы и проблема литературного развития школьника, что можно объяснить системными изменениями в обществе, в содержании образования и ценностных ориентациях. Таким образом, обращение к этой теме определяется современным состоянием общества, системы образования, местом литературы в развитии личности.

        Тема влияния школьного анализа и литературного развития в разное время была близка многим исследователям, ученым и методистам, в числе которых мы можем назвать имена В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской, О.Ю.Богдановой, Т.А.Пахновой, И.В.Сосновской и др.  

  Цель исследования: выявить эффективность влияния лингвостилистического анализа на литературное развитие  учащихся как типа школьного анализа, способствующего возвращению на урок художественного текста в процессе обучения литературе.

  Гипотеза исследования: эффективное влияние лингвостилистического анализа на литературное развитие  учащихся в процессе обучения литературе возможно при следующих условиях:

-  если наряду с другими типами школьного анализа систематически используется лингвостилистический анализ как эффективное средство обращения к художественному тексту на уроке;

- если педагогом осознается психолого-педагогическая сущность лингвостилистического анализа, определены его элементы, ведущие к целостному пониманию художественного произведения или его фрагментов;

-   если осуществляется мониторинг литературного развития и по его результатам вносятся коррективы в организацию учебного процесса;

- если выбор изучаемых произведений включает художественные тексты, готовящие учащихся к овладению системой лингвостилистического анализа;

- если осуществляется научный подход к определению целеполагания процесса обучения литературе с конкретизацией реализации целей на каждом уроке.

           Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Определена психолого-педагогическая сущность  лингвостилистического анализа и вычленены элементы, ведущие к целостному восприятию художественного произведения или его фрагментов.
  2. Определена зависимость между системой использования лингвостилистического анализа, возвращающего на урок художественный текст, и повышением уровня литературного развития учащихся.
  3.  Использование лингвостилистического анализа показано на новом для основной школы литературном материале («Донские рассказы» и фрагменты романов «Поднятая целина»,  «Тихий Дон» М.А.Шолохова, ).

       Теоретическая значимость  работы:

  1. Прослежены основные этапы становления  лингвостилистического анализа, дано его соотношение с другими видами анализа.
  2. Раскрыта психолого-педагогическая сущность лингвостилистического анализа и элементы, ведущие к целостному пониманию художественного произведения или его фрагментов.
  3. Определено  положение  лингвостилистического анализа  в системе уроков литературы.
  4. Определено значение лингвостилистического анализа для литературного развития  учащихся.

   Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Представленная система работы по изучению произведений М.А.Шолохова может успешно применяться в процессе обучения.
  2. Обоснован выбор текстов и фрагментов произведений М.А.Шолохова, на материале которых проводился лингвостилистический анализ.
  3.  Разработан и апробирован на практике алгоритм выполнения лингвостилистического анализа на примере текстов произведений М.А.Шолохова.
  4.    Материалы исследования могут быть использованы в школе при проведении спецкурсов, факультативов, элективных курсов, предпрофильных и профильных курсов.  

На защиту выносятся следующие положения:

   1. Восприятие художественного произведения будет целостным при условии учета психолого-педагогической сущности лингвостилистического анализа  и его элементов.

  2. Зависимость между систематическим использованием лингвостилистического анализа и возвращением на урок текста художественного  произведения, как важнейшего условия литературного развития.

      4. Целесообразность использования на уроках литературы в основной школе для лингвостилистического анализа «Донских рассказов» и фрагментов романов «Поднятая целина» и  «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

  5. К образной конкретизации и образному обобщению учащиеся успешно приближаются при условии систематического использования ЛСа на уроках литературы.

   Содержание работы:  глава I – Теоретическое обоснование необходимости использования ЛСа в литературном развитии учащихся содержит три параграфа и последовательно раскрывает историю методического обоснования использования анализа художественного произведения как «историю методических идей» разных исследователей и разных методических школ. Анализ содержания понятия «филологического анализа» позволил  дать оценку лингвостилистическому анализу как его составляющей части. Исследование этапов теоретического становления принципов лингвостилистического анализа позволило обосновать возможность выделения лингвостилистического анализа как  способа  изучения языка художественного произведения наравне с другими.

Отдельная глава посвящена определению сущности школьного лингвостилистического анализа с точки зрения принципов литературоведческого рассмотрения художественных произведений. Как важнейшие нами отмечены: многократное перечитывание, принцип достоверности (адекватности) прочтения, рассмотрение произведения в его связях с теми литературными, жизненными, культурными явлениями, которые сопутствовали его созданию, внимание не только к содержательным и художественным функциям.

   При решении вопроса  о сущности и критериях литературного развития учащихся нами проанализированы точки зрения Л.Г.Жабицкой, О.И.Никифоровой, В.П.Ягунковой, Л.Н.Рогожиной, Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана, И.В.Сосновской, И.С.Деневой. Таким образом мы приходим к мысли, что использование элементов лингвостилистического анализа важно не только с точки зрения изучения языка художественного произведения, «здесь важна еще другая, педагогическая, цель: действовать на развитие учащихся» (Н.Д. Молдавская).

     Глава II Экспериментальная проверка влияния ЛСа на литературное развитие.

      Теория лингвостилистического анализа     художественных произведений постепенно оказывает влияние на практику изучения родного языка. Лингвостилистический анализ художественного произведения возможен и даже необходим на уроке литературы, он не может и не должен оставаться привилегией уроков словесности или специальных курсов.

       В данной исследовательской работе мы сосредоточили внимание на средних классах, так как именно в эти учебные годы (5-9 классы) закладываются основы филологического взгляда на художественный текст.

       Избрав для опытно-экспериментальной работы произведения М.А.Шолохова, мы не только расширили читательский кругозор, но и предоставили учащимся возможность освоить основные этапы постижения идейно-нравственного содержания произведения (эмоциональное восприятие, понимание образности, тематики, проблематики, роли изобразительно-выразительных средств, символов, ключевых слов, художественных деталей, системы образов и т.п.) и  возможность овладеть  инструментарием лингвостилистического анализа.      

      В практической части диссертационного исследования мы рассматриваем некоторые из возможных вариантов хода лингвостилистического анализа, мотивируем выбор собственного алгоритма, приходя к мысли, что единого, универсального алгоритма лингвостилистического анализа нет. Само произведение подсказывает и ход анализа, и его инструментарий. Однако систематическое использования ряда принципов позволяет выработать определенную схему анализа, которую можно применять как основу для беседы, самостоятельного анализа либо сочинения.

       В ходе опытно-экспериментальной работы нами были отслежены изменения уровней литературного развития, и на основе анализа результатов выявлены основные закономерности применения лингвостилистического анализа для положительного влияния на литературное развитие учащихся  общеобразовательной школы.

       Считаем, что в педагогической практике еще не сложилось единого взгляда на использование лингвостилистического анализа художественного текста в системе уроков литературы, на понимание его сущности и принципов. Однако эта неопределенность не только не мешает проведению многообразных и разноплановых исследований, но и стимулирует их, дает нам  возможность выразить свое понимание этого вопроса и реализовать его решение в практике

      По теме диссертации опубликовано около 20 научно-методических статей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).

Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление ав...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Искусство интонации речи учителя при проведении лингвостилистического анализа художественного текста

Презентация к выступлению на региональной педагогической мастерской "Основные средства выразительности в речи учителя на уроках изучения лирики"....

Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе

Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....