Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).
статья по литературе (6 класс) на тему

Кутняхова Наталия Анатолиевна

 

 

     Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление авторской позиции и обоснование выбранных автором изобразительно-выразительных средств позволяет раскрыть идейно-нравственное содержание произведения. Учащиеся 5-6-х классов анализ художественного текста выполняют, ориентируясь на систему вопросов учителя, однако им знакомы некоторые элементы анализа: выразительное чтение, определение темы, идеи, типа текста, определение роли основных средств выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypryazhkin.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).

Кутняхова Н.А.,

     Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление авторской позиции и обоснование выбранных автором изобразительно-выразительных средств позволяет раскрыть идейно-нравственное содержание произведения. Учащиеся 5-6-х классов анализ художественного текста выполняют, ориентируясь на систему вопросов учителя, однако им знакомы некоторые элементы анализа: выразительное чтение, определение темы, идеи, типа текста, определение роли основных средств выразительности.

В научных и научно-методических журналах «Филологические науки», «Русская литература», «Литература в школе», «Русская  словесность», «Русский язык в школе», «Русская речь», «Современные гуманитарные исследования» на первый план выходят проблемы литературоведческого и школьного анализа художественного текста. Опыт педагогов-словесников освещается на страницах «Учительской газеты», газеты «Первое сентября» и специальных  предметных приложений к ней. Проблемы современной литературы и ее роли в обществе посвящает статьи «Литературная газета». Почти каждая научная конференция в педагогических и классических университетах включает в повестку дня секцию проблем изучения литературы в школе и вузе. Задания ГИА (государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ (единый государственный экзамен) по литературе содержат внушительное количество заданий, требующих от читателя внимательного отношения к тексту, сформированных знаний по теории литературы, уверенных навыков лингвостилистического (для одиннадцатиклассников – основ филологического) анализа художественного текста. Школьный учитель, не владеющий составляющими частями модели (совокупность приемов, методов, принципов анализа) лингвостилистического анализа, беззащитен перед  современной системой образования в попытках подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.  

Методическая модель лингвостилистического анализа включает в себя содержание таких приемов и методов, определяет последовательность таких действий и операций, которые гарантируют успех в деятельности учителя, повышают   образовательную и развивающую эффективность деятельности учащегося, реализуют воспитательный, образовательный и развивающий потенциал уроков литературы или словесности. Лингвостилистический анализ требует,  в первую очередь,  от учителя знания теории, готовности к осмыслению и прогнозированию своих действий и деятельности учащихся, ответственности за получаемые результаты. Основой технологической цепочки лингвостилистического анализа (ключевыми понятиями, методологической основой) являются эффективность, (обязательное достижение запланированного результата), наличие алгоритма, воспроизводимость любым учителем с любым детским коллективом, диагностичность, повторяемость этапов анализа, системность. Эти понятия являются определяющими и для одного урока, и для нескольких уроков, поэтому в методической литературе последних лет распространяется опыт учителей-словесников, иллюстрирующий работу с текстом художественного произведения.

Рассмотрим преимущества использования приемов и методов лингвостилистического анализа художественного текста  для литературного развития учащихся основной школы  на примере произведений М.А.Шолохова.

Комбинация приемов и методов анализа художественного текста в рамках основной школы регламентирована необходимостью введения основных (устойчивых, повторяющихся, основных) алгоритмов деятельности учащегося, поскольку широкий выбор вариантов анализа противоречит основным  образовательным  задачам, а также противоречит системе подготовке к ГИА и ЕГЭ, в которых, традиционно, из четырех ответов необходимо выбрать один правильный, либо обосновать точку зрения кратно, но литературоведчески доказательно, либо раскрыть понимание художественной ценности произведения с точки зрения языка, художественных приемов, деталей и под.

Отрывок  XIV главы, I части «Поднятой целины» М.А. Шолохова достаточно автономен, является своеобразным лирическим вступлением, поэтому лингвостилистический анализ удачен с точки зрения и формы, и содержания. В данном случае  отступление играет роль настолько важную, что становится лучшим способом выражения авторской идеи:

«Февраль… Жмут, корежат землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается. Курганы в степи – как переспелые арбузы – в змеистых трещинах. За хутором возле зяблевой пахоты снежные наносы слепяще, нестерпимо блещут. Тополя над речкой все серебряного чекана. Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма. А на гумнах от мороза пшеничная солома духовистей пахнет лазоревым августом, горячим дыханьем суховея, летним небом…

На холодных базарах до утра скитаются быки и коровы. К заре в яслях не найдешь ни одной бурьянной былки объедьев. Ягнят и козлят зимнего окота уже не оставляют на базах. Сонные бабы по ночам выносят их к матерям, а потом опять несут в подолах в угарное тепло куреней, и от козлят, от курчавой их шерсти первозданно, нежнейше пахнет морозным воздухом, разнотравьем сена, сладким козьим молоком. Снег под настом – ядреная, зернистая, храпающая соль. Полночь так тиха, так выморочно студеное небо в зыбкой россыпи многозвездья, что кажется: мир покинут живым. В голубой степи снежной целиной пройдет волк. На снегу не лягут отпечатки лапных подушек, а там, где когти вырвут обледеневший комочек наста, остается искрящая царапина – жемчужный след.

Ночью, если заржет жеребая кобыла, чувствуя, как в черном атласном вымени ее приливает молоко, ржанье слышно окрест на много верст.

Февраль…

Предрассветная синяя тишина.

Меркнет пустынный Млечный Путь.

В темных окнах хат багрово полыхающие зарева огней: отсвет топящихся печек.

На речке под пешней хрупко позванивает лед.

Февраль…»

Учащимся (6 класс) интересен отрывок, понятно его эмоциональное настроение. По их мнению, описание последнего месяца зимы звучит как мелодия, об этом свидетельствует повторение в тексте слова «февраль» (рефрен), которое придает пейзажу лиричность. Мир, показанный автором, подвижен: лежит снег, но жизнь не замирает. Учащиеся отмечают глаголы «жмут», «корежат», «лопается», «блещут», «высятся», «скитаются», «пройдет», в них ощущается крепость зимы, могущество жизни, которую не в силах остановить холод. Пейзаж содержит  «зимнюю» лексику. Словам и выражениям «жмут», «корежат», «морозный накал», «змеистые трещины», «слепящие снежные наносы», «серебряный чекан»  противопоставлены «летние»: «лазоревый август», «пшеничная солома», «горячий суховей», «летнее небо». Учащиеся делают вывод, что таким образом автор стремится усилить зимнее звучание изображаемого.

В описании пейзажа М.А.Шолохов использует описание животного или птицы, как неделимую часть природного очарования. Это может быть конь, степной орел, сокол, сова, волк. В рассматриваемом эпизоде это волк.

 Автор описывает февральскую ночь на исходе, это начало раннего зимнего утра: в небе еще горят звезды. Выразительно описание снега, который автор сравнил с «ядреной, зернистой, хрупающей солью». Зима визуализирована эпитетами: «студеное небо», «снежная целина», «голубая степь», «синяя тишина». Противопоставленные, «теплые», «домашние» образы: «ясли», «ягнята», «козлята», «сладкое козье молоко», «курчавая пушистая шерсть» несут общечеловеческий, почти библейский смысл, напоминая о том, когда волхвы шли возвестить человечеству великую  Весть.

В композиционном отношении текст можно разделить на три части,  в которые  входит описание степи, жизни хутора и начала нового дня. Начинается и заканчивается текст словами: «февраль». Между ними расположено всего четыре предложения, и каждое из них играет свою роль в создании неповторимой картины. Первое  предложение назывное: «Предрассветная синяя тишина», оно создает ощущение умиротворенности. «Синяя тишина» - это холод, который сковал все живое. Перелом в движении времени показан меркнущим небом: «меркнет», то есть тихо, постепенно теряет силу сверкание звезд. Их сменяет другой свет: загораются земные огни: «В темных окнах хат багрово полыхающие зарева огней: отсвет топящихся печек». Причастия «полыхающие», «топящихся» рождают ощущение торжества, непобедимости земной жизни. Последнее предложение: «На речке под пешней хрупко позванивает лед»  свидетельствует о начале дня, о трудолюбии казаков, привыкших ценить каждую минуту в  хозяйственных хлопотах.

        Напомним ученикам о роли умолчания в художественном произведении.

Писатель, использующий эту стилистическую фигуру, сознательно не до конца выражает мысль, предлагая читателю самому догадаться о невысказанном. Важнейшим этапом в анализе является умений ученика-читателя   «фиксировать» детали, переходя от чтения внимательного к чтению осмысленному, творческому.

«Курган» - лучшее  пейзажное описание – начало XXXIV главы I части романа М.А.Шолохова «Поднятая целина»:

«Сбочь дороги — могильный курган. На слизанной ветрами вершине его скорбно шуршат голые ветви прошлогодней полыни и донника, угрюмо никнут к земле бурые космы татарника, по скатам, от самой вершины до подошвы, стелются пучки желтого пушистого ковыля. Безрадостно тусклые, выцветшие от солнца и непогоди, они простирают над древней, выветрившейся почвой свои волокнистые былки, даже весною, среди ликующего цветения разнотравья, выглядят старчески-уныло, отжившие, и только под осень блещут и переливаются гордой изморозной белизной. И лишь осенью кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь, весь одетый в серебряную чешуйчатую кольчугу.

Летом, вечерними зорями, на вершину его слетает из подоблачья степной беркут. Шумя крылами, он упадет на курган, неуклюже ступнет раза два и станет чистить изогнутым клювом коричневый веер вытянутого крыла, покрытую ржавым пером хлупь, а потом дремотно застынет, откинув голову, устремив в вечно синее небо янтарный, окольцованный черным ободком глаз. Как камень-самородок, недвижный и изжелта-бурый, беркут отдохнет перед вечерней ловитвой и снова легко оторвется от земли, взлетит. До заката солнца еще не раз серая тень его царственных крыл перечеркнет степь.

Куда унесут его знобящие осенние ветры? В голубые предгорья Кавказа? В Муганскую степь ли? В Персию ли? В Афганистан?

Зимою же, когда могильный курган — в горностаевой мантии снега, каждый день в голубино-сизых предрассветных сумерках выходит на вершину его старый сиводуший лисовин. Он стоит долго, мертво, словно изваянный из желто-пламенного каррарского мрамора; стоит, опустив на лиловый снег рыжее ворсистое прави́ло, вытянув навстречу ветру заостренную, с дымной черниной у пасти, морду. В этот момент только агатовый влажный нос его живет в могущественном мире слитных запахов, ловя жадно разверстыми, трепещущими ноздрями и пресный, все обволакивающий запах снега, и неугасимую горечь убитой морозами полыни, и сенной веселый душок конского помета с ближнего шляха, и несказанно волнующий, еле ощутимый аромат куропатиного выводка, залегшего на дальней бурьянистой меже.

…Точат заклёклую насыпную землю кургана суховеи, накаляет полуденное солнце, размывают ливни, рвут крещенские морозы, но курган все так же нерушимо властвует над степью, как и много сотен лет назад, когда возник он над прахом убитого и с бранными почестями похороненного половецкого князя, насыпанный одетыми в запястья смуглыми руками жен, руками воинов, родичей и невольников…»

Пейзаж М.А.Шолохова в тексте «Курган» историчен. После чтения фрагмента определяем его композицию, составляем план. Работа над планом помогает изучить построение текста, позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях художественного мастерства писателя.

В предложении «Сбочь дороги – могильный курган» оправданно отсутствует глагол, потому что автору надо показать не что происходит с курганом, а что он есть, могучий и таинственный страж степи. Семантика большинства слов вызывает печаль: «скорбно шуршат», «космы татарника», «безрадостно тусклые», «старчески уныло», «отжившие», «выцветшие», «выветрившийся». Ответ на вопрос, почему автор именно так описывает степь, учащиеся найдут в тексте: «И лишь осенью кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь, весь, весь одетый в серебристую чешуйчатую кольчугу». Курган живет, он «приосанился», «караулит» родную землю. Семантический контраст позволяет М.А.Шолохову передать облик древней и в то же время близкой степи, заставляет вспомнить о героическом прошлом Руси.

Курган изображён в разные времена года, и описание представляет вид могильника летом и зимой. Идея, которую воплощает автор в отрывке — контраст жизни и смерти, раскрывающий суть жизни во всех её проявлениях.

Лето — венец жизни природы. Летом вместе с вечерними зорями появляется степной беркут. В детальном описании хищной птицы раскрывается её величие. Используемые автором эпитеты и сравнения («коричневый ветер вытянутого крыла», «как камень-самородок, недвижный и изжелта-бурый») превращают степного хищника в символ вечности, жизненного поиска. Исторический фон создается образом степного беркута, парящего над раскинувшейся степью. В описании учащиеся отметят обилие глаголов («слетает», «упадет», «ступнет», «застынет», «оторвется», «взлетит», «перечеркнет»), определят их роль. Абсолютную свободу беркута, подобного ветру, размах его полета подчеркивают заключающие фрагмент вопросительные предложения: «Куда унесут его знобящие осенние ветры? В голубые предгорья Кавказа? В Муганскую степь ли? В Персию ли? В Афганистан?».

Летняя картина в описании сменяется зимней. Ее главный образ – вышедший на вершину кургана старый лисовин. Автор любуется степным хищником, сравнивая его окрас с «желто-пламенным каррарским мрамором». Лисовин неотделим от степи, которая наполнена тысячей неповторимых запахов, среди которых есть жизненно важные и для него. Зимой запахи воспринимаются острее, поэтому нужно помощь учащимся отметить в тексте   «обволакивающий запах снега», «неугасимую горечь убитой морозами полыни», «терпкую кислоту птичью помета», «прогорклый душок чернобыла».

Почему автор уделяет так много внимания разнообразиям запахов? Перечисление помогает почувствовать одновременно единство и самостоятельность ароматов. Как неразделимы и неоднородны запахи в восприятии зверя, так сопряжены в художественном воплощении  автора цвета. Холодные, «мёртвые» цвета, вступая в контраст с тёплыми, не создают противоречия: синее небо и янтарь глаза беркута, сизые сумерки и пёстрый лис, лиловый снег и ворсистое рыжее правило, синий пенёк пера и алая кровь. Серебристо-серый курган, пересекаемый лапами огненного зверя и крылами огненной птицы, не выглядит нелепо. Таким образом создаётся картина гармонии, которая присуща лишь природе.

Автор проводит между охотниками степи параллель, вписывая их существование в беспрерывный поток жизни. Путь лисовина начинается в предрассветных сумерках, и в этом обнаруживается скрытое противопоставление образов птицы и зверя — как зимы и лета, дня и ночи, начала и конца жизни. Не зря автор прибегает к таким сравнениям, как «хвост-правило» и «веер крыла» (это также подчёркивает единство всего вещественного, живого и искусственного).

Четвертая часть возвращает читателя к кургану. Главный смысл фрагмента – курган стоит и будет стоять, он вечен, как вечна земля, на просторах которых он насыпан. Отмечаем глаголы: точат (суховеи), накаляет (солнце), размывают (ливни), рвут (крещенские морозы). Форма настоящего времени позволяет автору передать течение жизни. Все меняется, но курган «нерушимо властвует над степью». Курган – символ бессмертия, в нем заключена  история человечества, которая выходит на первый план, когда автор упоминает о похороненном здесь половецком князе.

Эпизоды произведений М.А. Шолохова, выбранные нами для школьного анализа художественного текста на уроках литературы, эмоционально близки и понятны учащимся основной школы. Рассмотрим в качестве примера эмоциональной доступности отрывок романа М.А.Шолохова  «Тихий Дон» (Эпизод кн.3, ч.6, гл. XLVII):

      «И журавлиный крик на пустующих пашнях, и казачью песню, и свист утиных крыльев в непроглядной чернети ночи слышали казаки, бывшие за ветряком в сторожевом охранении. Скучно было им лежать ночью на холодной, скованной морозом земле. Ни тебе покурить, ни поговорить, ни посогреться ходьбой или кулачками. Лежи да лежи промеж подсолнечных прошлогодних будыльев, смотри в зияющую темнотой степь, слушай, приникнув ухом к земле. А в десяти шагах уже ни черта не видно, а шорохами так богата апрельская ночь, так много из темноты несется подозрительных звуков… Молодой казачишка Выпряжкин вытирает перчаткой набежавшую от напряжения слезинку, толкает локтем соседа. Тот дремлет, свернувшись калачом, положив под голову кожаный подсумок; японский патронташ давит ребра, но он ленится лечь поудобней, не хочет пускать в плотно запахнутые полы шинели струю ночного холодного воздуха. Шорох бурьяна и сопенье нарастают и неожиданно звучат вот, возле самого Выпряжкина. Он приподнимается на локте,  недоуменно смотрит сквозь плетнистый бурьян и  с трудом различает очертания большого ежа. Еж торопко подвигается вперед по мышиному следу, опустив крохотную свиную мордочку, сопя и черкая иглистой спиной по сухим бурьянным былкам. Вдруг он чувствует в нескольких шагах от себя присутствие чего-то враждебного и, подняв голову, видит рассматривающего его человека. Человек облегченно выдыхает воздух, шепчет:

- Черт поганый! Как напужал –то…

    А еж стремительно прячет голову, втягивает ножки и с минуту лежит нащетинившимся клубком, потом медленно распрямляется, касается ногами холодной земли и катится скользящим серым комом, натыкаясь на подсолнечные будылья, приминая сухой прах сопревшей повители. И снова прядется тишина. И ночь – как сказка…»

     Учащиеся (6 класс) использовали в попытке анализа художественные детали в их непосредственной образной форме (слезинка0, отметили синтаксические особенности первых предложений (повтор союзов) и указали на наличие в тексте диалектных слов (будылья, напужал). Отмечено изменение в настроении эпизода (напряженная тишина-тревога молодого казака - смешной еж, спешащий по своим делам -«ночь – как сказка», определены ключевые слова и их значимость (непроглядная ночь, слезинка), Рассмотрены уменьшительно-ласкательные суффиксы  в описании казака Выпряжкина (казачишка, слезинка), отмечена кольцевая композиция (начало и конец – описание ночной тишины). Анализ ответов показал, что учащиеся стараются уйти от пересказа художественного текста. Их лингвостилистические наблюдения разрознены, однако заметно стремление сделать свой ответ аргументированным и  объективным. Необходимым этапом анализа данного текста станет лингвистическое толкование диалектных слов и форм (посогреться, будылья, былки, напужал). Кроме этого, объяснения требуют и некоторые слова, встретившиеся в тексте (зияющий, патронташ, шинель, недоумение, стремительно, прах, повитель).  

     Сложность разговора об идейном содержании отрывка заключена в том, что нет вполне объяснимой возможности обращения к полному тексту главы, основная идея которой – сопоставление природной гармонии и человеческого стремления к разрушению, поэтому учитель говорит о контрастности образов казачьего патруля и природы, живущей по своим законам. С другой стороны, казак Выпряжкин – эпизодический для романа персонаж - становится главным героем текста. Следовательно, его образ, его переживания становятся художественной доминантой анализа.

     Учитывая особенности первоначального восприятия эпизода шестиклассниками, сосредоточим внимание на вопросах для аналитической беседы:

  1. Перечитайте описание донской ночи. Какими звуками «богата апрельская ночь»? (Апрельская ночь богата разными звуками: журавлиный крик, казачья песня, свист утиных крыльев. Обычные мирные звуки, но именно к ним с напряжением прислушивается казак Выпряжкин: любые шорохи кажутся ему подозрительными, «а в десяти шагах уже ничего не видно». Ночь вокруг казака «прядется», степь живет своей, невидимой казаку жизнью.)
  2. Почему звуки природы кажутся казаку подозрительными? (Звуки природы кажутся казаку подозрительными, потому что он находится в «сторожевом охранении». Товарищ Выпряжкина «дремлет, свернувшись калачом», а молодой казак  старается распознать возможную опасность в «непроглядной чернети ночи».)
  3. Какие художественные средства использует автор, раскрывая образ молодого казака? (Описывая Выпряжкина, автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подчеркивая молодость, неопытность казака.)
  4. Как меняется настроение эпизода? Какие слова помогают автору описать гармонию природы и переживания казака? (Настроение эпизода можно представить цепочкой образов: апрельская ночь – переживание молодого казака – неожиданный шорох в бурьяне – присутствие чего-то враждебного для человека – еж – ночь-сказка. Постепенное нарастание напряжения заканчивается описанием забавного эпизода встречи с ежом.)
  5. Эпизод «Выпряжкин - еж» можно назвать центральным. Почему автор строит его на противопоставлении «человек - еж»? (Присутствие казаков воспринимается миром природы как нечто  враждебное. Образы человека и природы противопоставляются. Называя Выпряжкина человеком (обобщая этот образ), автор заостряет внимание читателя на противопоставлении мира людей, связанных военным бытом, и мира природы, существующего по собственным естественным законам)
  6. Почему ночь, в которой есть и подозрительные звуки (восприятие казака) и нечто враждебное (природное восприятие) названа сказкой? (Ночь в степи хороша сама по себе, ее красота независима от душевных переживаний человека. В этой отрешенности, неприкосновенности и увидел автор сказку.)

          После коллективной работы в классе можно предложить в качестве домашнего задания оформить  ход анализа как  письменный ответ. Работа над текстом письменного ответа способствует развитию речи учащихся, произвольной памяти и внимания, умения излагать мысли последовательно, аргументировано и образно. Таким образом, работа с текстом по модели лингвостилистического  анализа готовит учащихся к самостоятельной работе с частями А,В,С заданий ГИА и ЕГЭ.