Доклад на тему: "Требования ФГОС ООО к современному уроку"
статья на тему

Доклад на тему: "Требования ФГОС ООО к современному уроку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._trebovaniya_k_urokam.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:    «Требования  ФГОС  ООО  к современному  уроку» 

Концепция  ФГОС, в основе которой  находится  системнодеятельностный подход, предусматривающий  формирование УУД - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы образовательного процесса и определяет систему требований к уроку:

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

1. Четко определить и сформулировать  для себя  тему урока;

2. Определить место темы в учебном курсе;

3.Определить ведущие понятия , на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

4.И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, в перспективе.

5.Определить для себя и отдельно для учащихся - зачем он вообще нужен этот урок.  

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если  учащиеся сами   сформулируют   тему урока, цели урока, составят  план работы по достижению  этих целей. В задачу учителя   входит  создание  проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.

 2.Мотивация.

Мотивация предполагает, что ученик  с интересом   будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося  решающая роль принадлежит учителю: он должен  вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, и к конечному результату, и к практическому применению полученных знаний.

 3.ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.

Отбирая содержание,  учитель должен  руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е.  не только знания могут контролироваться,но подвергаются контролю и УУД.  Остальная информация может носить вспомогательный характер.

Следует помнить, что максимально эффективно  усваивается информация, если:

-она актуальна для учащегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика.

-согласуется  с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;

- затрагивает чувства конкретного ученика;

- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности

- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения, что актуально при работе в парах, группах;

 4.ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, отработка метапредметных универсальных действий. Учитель должен четко представлять, какие универсальные действия формируются на каждом этапе урока, например:

 Этап урока:                                                              УУД

1. Объявления темы урока                  Познавательные, коммуникативные

               

2.Сообщение целей и задач                Регулятивные: целеполагания, комму-
                                                               никативные

3.Планирование                                    Регулятивные  планирования

 

4.Практическая деятельность               Познавательные, коммуникативные,  

 учащихся                                                регулятивные                    

5.Осуществление контроля                  Регулятивные контроля(самоконтроля)

                                                                 коммуникативные

6.Осуществление коррекции                 Коммуникативные, регулятивые 

                                                                  коррекции

7.Оценивание  учащихся                   Регулятивные оценивания,                                        (самооценивания),коммуникативные

                                   

8. Итог урока                                     Регулятивные саморегуляции,

                              коммуникативные

 9. Домашнее задание                            Познавательные, регулятивные,

                                  коммуникативные

 5. Построение каждого этапа урока производится по схеме:

Постановка учебного задания, деятельность учащихся по его выполнению, подведение итога деятельности, контроль процесса и степени выполнения, рефлексия.                                                                                                                             6. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности  учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя- создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям.

 7.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

 8. Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами Интернета)

 9.Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся.Ученик быстрее усваивает те знания, которые  проговаривает вслух (психологический механизм).

10. Использование системы  самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

11. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

Можно предложить «Лист успеха»:

1.Оцените свою работу на уроке…

2. Мне на уроке понравилось…

3. Мне  показалось трудным…

4. Я бы еще хотел …

 

12.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию  положительной учебной мотивации.

 

13.Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных  и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:

-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

-задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником;

 

14. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;

- учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;

- учитель контролирует точность,  тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;

-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;

-не должно быть однообразия в учебной работе;

- должно быть чередование слушания с практическими работами;

- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям;

 

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

Доклад на тему «Требования к стойке игрока и техники перемещения игрока в защите»

Доклад на тему «Требования к стойке игрока и техники перемещения игрока в защите». Данный материал предназначен для выступления на методическом объединении....

Доклад для выступления на педагогическом совете "Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО"

В докладе рассматриваются особенности и основные этапы урока в соответствии с требованиями  ФГОС ООО. Приводятся примеры из опыта работы на уроках истории....

Доклад по теме: «Требования к современному уроку физической культуры в соответствии ФГОС ООО »

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимостьПринципиальным отличием современного подхода является ориентация стан...

Доклад на тему: "Требования к уроку в условиях ФГОС ООО"

Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции”.В.А. Сухомлинский Принципиальным отличием современ...

Доклад Роенко А. Н на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Доклад Роенко А. Н  на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»...