«Технология мониторинга уровня обученности».
статья на тему

Абубакирова Зилия Рафинатовна

В современной педагогике достаточно много технологий, позволяющих добиваться желаемого результата, но применение той или иной из них зависит от целей и задач, которые ставят перед собой педагог и воспитанник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_monitoringa_obuchennosti.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей математики по теме:
«Технология мониторинга уровня обученности».

В современной педагогике достаточно много технологий, позволяющих добиваться желаемого результата, но применение той или иной из них зависит от целей и задач, которые ставят перед собой педагог и воспитанник. Одна из задач – создать условия для формирования адаптивной образовательной среды обучающегося и тем самым оказать необходимую педагогическую поддержку ему в процессе приобретения навыков самостоятельной познавательной деятельности. Решить эту задачу позволяет технология мониторинга уровня обученности. Рассмотрим особенности этой технологии.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения, навыки. Ученые-педагоги выделяют пять уровней обученности. Каждый характеризуется определенными умениями воспитанника; так, первый – узнавание, характеризуется умением отличать один объект (предмет) от другого; второй – запоминание и воспроизведение – пересказать содержание текста, теоретического утверждения; третий – понимание – устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий, фактов; четвертый – умения и навыки применять знания в знакомой учебной ситуации; пятый – перенос – использовать знания и умения в новой (нестандартной) учебной ситуации.

Мониторинг (от латинского monitos –напоминающий, надзирающий) – это наблюдение, измерение, исследование различных  объектов в науке, технике и общественной жизни, которое осуществляется в течение довольно длительного времени.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий в процессе обратной связи, следовательно, отличительные черты технологии мониторинга – это: 1) информация о соответствии фактического результата его ожиданиям и оценка этого соответствия; 2) обратная информация, на основе которой строится отношение к полученному результату, пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

Для обеспечения эффективности технологии мониторинга в процессе обучения важными являются требования, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность. Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные принципы педагогического мониторинга.

Проведение мониторинговых исследований предполагает три этапа:  подготовительный, практический и аналитический.

Подготовительный этап предусматривает программу и инструментарий; практический – сбор информации и методы сбора информации; аналитический – систематизацию, обобщение и интерпретацию данных.

Обратимся к приемам деятельности педагога и воспитанника на примере технологии мониторинга уровня обученности.

Подготовительный этап. Цель – получить информацию о том, как владеют ребята способами действий при выполнении заданий разного уровня сложности. (Вводное занятие по изучению темы).

Методика: педагог предлагает воспитанникам для самостоятельной работы задания, которые составлены по алгоритму уровня обученности. В процессе занятия отслеживаются результаты деятельности детей с помощь специальных тестовых заданий. Тестовое задание конструируется в соответствии с требованиями диагностики определения уровня обученности. Тест 1 конструируется на уровне различия и дает возможность определить, как  ребята запомнили основной фактический материал. Тест 2 конструируется на уровне воспроизведения учебного материала и позволяет педагогу определить, какие представления освоены детьми. Тест 3 конструируется на уровне понимания учебного материала и позволяет педагогу определить, как усвоены причинно-следственные связи и закономерности. Тест 4 конструируется на уровне умений и навыков и позволяет педагогу определить, как умеют дети использовать приобретенные знания в аналогичной и измененной учебной ситуациях. Тест 5 конструируется на уровне переноса и позволяет педагогу определить, как умеют ребята использовать знания в новой ситуации на творческом уровне.

Практический этап.  Цель – создать условия для обучения воспитанников способам действий при выполнении зданий разного уровня сложности в процессе изучении темы.

Методика: педагог моделирует систему занятий, ориентируя развивающую цель каждого занятия на обучение способам действий в логике приемов определения уровня обученности. Возможны следующие варианты целей:

1.Педагог объясняет, как выполнять тестовые задания и тренирует ребят в выполнении заданий на этапах закрепления и применения знаний. На следующем занятии проводят работу тестового характера в целях самопроверки владения способом действия.

2.Педагог тренирует ребят в целях запоминания учебного материала и его воспроизведения, помогая осознать особенности своей памяти.

3.Воспитанники выполняют самостоятельную работы, цель которых – выявление взаимосвязи, учатся конструировать вопросы и моделировать ответы.

4.Педагог тренирует ребят в выполнении  репродуктивных заданий, добивается осознания алгоритмов действия, т.е. применения учебного материала в стандартной ситуации.

5.Педагог предлагает для самостоятельной работы творческие,  проблемные задания, обучает логике решения проблемных задач, формирует исследовательские умения.

Важно, что на заключительной стадии обучающего этапа воспитанники поверяют результаты тестирования самостоятельно, отрабатывая приемы самоконтроля и взаимоконтроля.

По результатам работы ребят педагог заполняет аналитическую таблицу «Успешность выполнения работы»

п/п

Список обучающихся

Уровень узнавания

Уровень воспроизведения

Уровень понимания

Уровень умения

Уровень переноса

3 этап – аналитический. Цель – сравнить результаты тестирования подготовительного  и практического этапов, разработать индивидуальные рекомендации  по самосовершенствованию воспитанников в процессе  обучения.

Сравнительный анализ результатов тестирования.

п/п

Список обучающихся

Результаты тестирования (подготовительный этап)

Результаты тестирования (практический этап)        

Выводы

По результатам тестирования педагог проводит индивидуальное собеседование в целях осознания каждым ребенком своих достижений и перспектив в развитии познавательной самостоятельности.

Качественно новый результат действия технологии – владение обучающимися механизмом осознания своих внутренних ресурсов и оптимального их использования для достижения поставленной цели.

Итак, владение педагогической технологией мониторинга уровня обученности расширяет возможности педагога и позволяет ему своевременно оказать педагогическую поддержку воспитаннику, успешно преодолеть вместе с ним трудности в обучении и подготовить его к самообразованию и саморазвитию.

Данным методом я пользуюсь при проверке готовности учащихся к экзамену по математике в 9 и 11 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг уровня обученности учащихся по географии

В разработке даются матераи для контроля знаний учащихся разного уровня сложности...

Мониторинг уровня обученности учащихся по физике 7-х классов

Данный мониторинг проверяет достижения учащимися требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования в объеме курса физики 7 класса.Мониторинг содержит тесты ...

Мониторинг уровня обученности

Мониторинг уровня  обученности и личностного развития обучающихся творческого объединения "Танцы"...