Организация исследовательской работы учащихся
статья на тему

Некрасова Наталья Николаевна

Организация исследовательской работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_issledovatelskoy_raboty.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для публикации

«Особенности подхода и организации исследовательской деятельности учащихся: проблема выбора темы исследования»

Некрасова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель научного общества учащихся «Спектр»

 МОУ СОШ №2 с. Бешпагир   Грачёвского района Ставропольского края

     Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.    Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

       Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

      Очень важным моментом в организации исследовательской работы является правильный выбор темы исследования, от которого во многом зависит успех всего дела. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям учащегося, учитывать возрастные особенности школьника. Предмет и объект научного поиска должны представлять исследовательский, научный интерес, быть актуальными и отличаться новизной, затрагивать текущие проблемы и намечать перспективные направления исследования.

    Избранная тема необязательно должна содержать открытие: каждое новое исследование базируется на известных научных достижениях и результатах, являющихся опорой в поисковой работе, предполагающей новые результаты, самостоятельные наблюдения и выводы.
   Материал для работы может черпаться из самых разных источников: монографий, научных журналов, в том числе иностранных, а также из сети Интернет.

    Исследование может быть посвящено предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д. Тема научной работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п.

     Помощь в выборе темы может оказать научный руководитель проекта. Кроме того, может быть полезно, обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, экономики и математики, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы.

     После выбора темы начинается следующий этап работы: выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках, определяется актуальность темы, научную новизну положений, их практическую и теоретическую значимость. Применительно к научной работе научная новизна – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. В науке понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.  Требование новизны вовсе не означает, что вся работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к исследовательской работе новизна может сводиться к так называемому «элементу новизны». Таким элементом может быть, например, введение в научный оборот отдельных новых понятий, использование новых методологических подходов к данной теме, использование в работе данных смежных наук, а также практическая часть работы, если она имеется, – самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т.п.

Типичная ошибка — стремление охватить все сразу. Чтобы достичь четких результатов, необходимо:

- сформулировать тему узко и конкретно;

- точно выделить в ней предмет исследования;

- определить хронологические рамки исследования;

- в рассмотрении проблемы опираться на соответствующий исследовательский опыт.

        Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Литература

  1. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
  4. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
  5. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. 
  7. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
  8. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.
  9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики

Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания...

Организация исследовательской работы учащихся по биологии

Выступление на школьном методическом объединении учителей....

Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку.

В статье изложены возможные способы организации  исследовательской работы учащихся по русскому языку....

Фрегин И.Н. Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.

Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.Перспективы развития науки на современном этапе непосредственно связаны с привлечением к научным исследованиям мотивир...

Организация исследовательской работы учащихся

Последнее время, когда наше образование находится в стадии реформирования, а новых подходов к его результатам вместе с диаметрально противоположными оценками оных появляется великое множество, как и с...