Организация исследовательской работы учащихся по биологии
статья на тему

Веретенникова Светлана Валерьевна

Выступление на школьном методическом объединении учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_nou_po_biologii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности

учащихся по биологии.

Выступление на ШМО учителей

МБОУ СОШ № 19 г. Нижнего Новгорода

Веретенникова Светлана Валерьевна

Учитель биологии и химии

В начале своего выступления мне хотелось выразить такую мысль: «Учитель не может научить тому, чего не умеет делать сам». Другими словами организацию научно-исследовательской деятельности надо начинать с себя. Руководитель  должен четко  понимать и разбираться  в проблеме исследования, уметь организовать работу свою и школьника, знать как правильно оформить работу, выступление и презентацию.

 Результат приходит с опытом, но опыт полезен не только учителям, он необходим и учащимся. В НОУ  у нас участвуют школьники старших классов, диплом участника, а лучше победителя учитывается при поступлении в профильные ВУЗы. Но если в младших и средних классах не было опыта хотя бы небольшой исследовательской работы, то начинать в 10-11 классах бывает очень сложно. Поэтому организовывать исследовательскую деятельность необходимо с младших классов. Уже в 5-6-х классах на уроках биологии дети знакомятся с тем, как правильно оформить реферат, подготовить доклад, выступать так, чтобы было интересно слушать. Исследовательская работа должна начинаться с младших школьников и продолжаться в средней параллели учащихся. Это путь к развитию не только учеников, но и педагогов. И что не менее важно путь к более тесному сотрудничеству с родителями. Немаловажную роль при работе с детьми играет положительное отношение родителей к тому, что их ребенок много занимается биологией. Часто мамы и папы учеников не видят будущее своего ребенка связанным с биологией, за исключением наверное, случаев, когда ребенок нацелен в медвуз и участие в НОУ может ему помочь при поступлении.

Выявление детей склонных к исследовательской работе, происходит на уроках на основе собственных наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, имеют активную познавательную потребность. Биологические интересы школьников выявляются на уроках, постоянно стараюсь держать таких ребят в поле своего зрения, стараюсь развивать их интерес к биологии.

Что касается подготовки к НОУ, то при всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации.

 В  совместной работе успех зависит от каждого, но основная доля ответственности за результат ложится на руководителя работы. Подготовка подразумевает определенный план работы. Но сначала необходимо определиться с темой, учитывая её актуальность в современной науке. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной отросли исследования. При выборе темы важно, чтобы она представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу. Хорошо, если тема интересна и для ученика и для педагога и, конечно, могла быть реализована в имеющихся условиях, т.е. литература и оборудование должны быть доступны.

Исследовательская деятельность представляет собой длительный процесс, обычно подготовка и проведение работы занимает от полугода до года.

Если тема работы определена, то следующим этапом является изучение информации по избранной проблеме. Нередко цель и задачи исследования приходят вместе с анализом литературных источников по изучаемой проблеме. Считаю, что подборка литературы – это задача руководителя, поскольку, как показывает практика, учащиеся не могут самостоятельно найти первоисточники. Подбирая информацию по избранной теме, в первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузовскими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. И только потом окунаться в безграничный океан информации, коим является Интернет. Очень часто информации оказывается намного больше, чем это необходимо и здесь важна редакция руководителя.

С точки зрения исследовательской работы биология – благодатная наука. Здесь можно провести эксперимент, опыт, а можно сделать неплохую работу на основе наблюдения природных объектов или явлений. Конечно, эксперимент более интересен как исследовательская работа, но и претензий к его проведению и результатам, как правило бывают больше. Экспериментальная работа требует скрупулезного выполнения методики, т.к. любое, даже незначительное отклонение в условиях проведения опыта может привести либо к искажению результатов исследования, либо к заведомо ложным данным. Все варианты эксперимента обязательно должны находиться в одинаковых условиях, изменяется только изучаемый фактор. Если в ходе эксперимента исследуются несколько факторов, то опыт строиться так, чтобы можно было выявить как влияние каждого фактора в отдельности, так и их совместного действия. В число экспериментальных групп включаются контрольные варианты. После проведения экспериментальной работы, когда все результаты собраны, их принято подкреплять математической обработкой. Достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверяется с помощью методов математической статистики. Как показывает практика работы на школьных конференциях,  больше всего претензий предъявляется к работам экспериментального характера. При всем уважении к огромной проделанной работе, именно эксперимент не выдерживает никакой критики. Те редкие исключения, когда работа выполнена четко и  почти безукоризненно, чаще всего это работы на базе ВУЗа. Эти работы изначально имеют более высокий потенциал, т.к. школа не может тягаться  с институтом ни в аппаратной оснащенности, ни в научных кадрах. Поэтому одно из направлений в школьной научной работе считаю связь с ВУЗами, в первую очередь с теми, которые сами предлагают помощь и ведут активную работу со школьниками – это ННГУ им. Лобачевского, ННАСУ, ННГПУ им. Минина.

Еще одна важная составляющая в подготовке к НОУ – это обучение школьников презентовать свою работу. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования, подкрепляя наглядным материалом. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, соблюдая при этом установленный регламент. Поэтому написанная учеником исследовательская работа и сообщение для выступления по содержанию разные жанры, к которым надо готовить по-разному. Для подготовки к выступлению необходимо обучать ораторскому искусству.

И в заключении хотелось бы привести результаты своей работы за последние 3 года.

Организация исследовательской работы учащихся по биологии

Результаты работы за период 2011-2014 гг.

ФИО учащегося

год

Название мероприятия

Уровень

Место

1

Лебедева Вера 9А

2011

НОУ

район

3

2

Лебедева Вера 9А

«Прививки: за и против»

2011

Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье»

город

3

3

Черепанова Любовь 9Б

«Стресс в жизни школьников»

2012

Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье»

город

участие

4

Австрийская Елизавета 5В

2012

Восьмая детско-юношеская экологическая ассамблея в рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки»

общероссийский

участие

5

Кислова Анна

«Рак крови»

2013

НОУ

район

3

6

Киселева Елизавета 8А

“Прогноз изменения гидрологического режима г Дзержинска вследствие поднятия уровня ЧВ»

2013

Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов»

область

участие

7

Киселева Елизавета 8А

2013

НОУ

город

2

8

Киселева Елизавета 9А

«Потенциальная зона подтопления и места долговременного захоронения крупного рогатого скота»

2014

Международный молодежный экологический форум стран СНГ

Интернет-конкурс «Живая карта»

международный

участие

9

Киселева Елизавета 9А

2014

Пятые региональные юношеские чтения им. Вернадского

область

участие

10

Киселева Елизавета 9А

«Потенциальная зона подтопления и места долговременного захоронения крупного рогатого скота»

2014

Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов»

область

участие

11

Нестерова Дарья

«Влияние промышленных шламонакопителей на экологическое состояние прилегающей территории»

2014

Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов»

область

участие

12

Гиева Мария 8А

«ГМО в нашей жизни»

2014

НОУ

район

2

13

Кичигина Светлана 10А

«Вегетарианство-чистая жизнь»

2014

НОУ

район

2

14

Желонкина Кристина 8А

«Лекарственные препараты неорганической природы»

2014

НОУ

район

3

15

Ганина Анастасия 9А

«Влияние профессиональной деятельности педагогов на их здоровье»

2014

НОУ

район

1

16

Нестерова Дарья 9А

«Влияние промышленных шламонакопителей на экологическое состояние прилегающей территории»

2014

Городской конкурс экологических проектов «Наш дом – Нижний Новгород»

город

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют р...

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год.

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год....