Учебно-воспитательный процесс за «границей» школы (методическая разработка)
методическая разработка на тему

Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства, которые обеспечивали академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования. В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности и общества, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога, воспитанника и социума. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, учить и воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Успешная реалиация вышеперечисленных позиций возможна при создании условий, обеспечивающих запросы личности и общества, т.е. выход за границу школы. Одним из способов реализации общеобразовательной и воспитательной составляющей ФГОС и должна быть организация учебной деятельности вне школы. АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедея-тельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в экскурсионную деятельность, исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия за «границей школы», в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интере-сы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставля-ется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_za_granitsey_shkoly.docx153.67 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2011-04/1301630119_ournewschool.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

http://vsadike.ucoz.ru/raznoe/gotovnosti7.jpg

Составители:

ЧИВИНА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА,

учитель русского языка,

первая квалификационная категория

ДАНИЛИШИНА ИВАННА ЯРОСЛАВОВНА,

заместитель директора по НМР

 

г. Югорск, 2018 год

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Организационные формы обучения: понятия «форма обучения»,

«звено обучения», «тип урока» ………………………………………………….3

1.2. Экскурсия как форма обучения…………………………………………….7

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Проект «Учебно-воспитательный процесс

за  «границей» школы……………………………………………………………12

2.2. Из опыта работы …………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………….26

1.Организационные формы обучения:

понятия «форма обучения», «звено обучения», «тип урока»

«Лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать»

Народная мудростьhttp://school21.aviel.ru/z1.jpeg

         Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации образовательного процесса. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения.

Процесс обучения - это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности.

Звенья обучения являются элементами образовательного процесса. Каждое из них имеет цель (цели) и структуру, состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определенные задачи: постановку цели, обобщение знаний, подведение итогов урока, определение домашнего задания и др. В каждом из звеньев решаются как общие, так и специфические задачи обучения. На решение первых направлен весь процесс обучения. Специфические - те, которые доминируют в конкретном звене процесса. В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения учащимися знаний, умений и навыков (ЗУНов) выделяются следующие звенья: формирование новых знаний, их закрепление и совершенствование, формирование умений и навыков, применение знаний на практике, повторение, систематизация, контроль усвоения ЗУНов.

Это не означает, что в звене формирования новых знаний, учащиеся только усваивают их. Они могут закреплять и систематизировать знания в соответствии с ранее изученным материалом. Но доминирующая цель - формировать новые знания. Она подчиняет себе все остальные, используемые для ее достижения.

Итак, одним из важнейших направлений исследования в области интенсификации обучения является поиск оптимальных форм организации учебного процесса, который осуществляется как в школе, так и вне ее. Образование растущего человека происходит через программное и внепрограммное обучение. Образование в школе идет в рамках классно-урочной системы, в процессе обучения.

Система обучения в школе

Программное образование

Внепрограммное

образование

Внеурочная

работа

В школе

Вне школы

Классно-урочная

система

        

Совокупность или

комбинация организационных форм обучения:

-лекция;

-беседа;

-рассказ;

-семинар;

-практикум;

-семинар-практикум;

-экскурсия;

-консультация;

-лабораторная работа;

-практическая работа;

-самостоятельная работа.

-домашнее задание;

- дополнительное задание;

-консультация;

-экскурсия;

-спецкурс;

-факультатив;

-зачет;

-экзамен;

-олимпиада.

- научное общество учащихся;

- конференция;

-встреча с учеными;

-кружок;

- экскурсия;

-диспут и пр.;

- предметные недели (месяцы).

-радио;

- телевидение;

- знакомство с

информацией в

Интернете;

- дополнительное образование;

- периодическая печать;

- работа с книгой;

- кино и др.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность, различные комбинации лежат в основе процесса обучения. На основе одного звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе формирования знаний могут быть сконструированы: лекция, экскурсия, беседа.

Формой обычно называют внешнее выражение какого-либо содержания. Формы организации обучения входят в организационно-деятельностный его компонент и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Ведущая роль в конструировании организации обучения принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание приемов, методов, форм, средств обучения (веер моделей обучения, стиль деятельности в соответствии с целями обучения и особенностями учащихся. Выбор зависит от уровня профессионализма педагога, его личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися. Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, в продолжение которого учитель тщетно бьется над тем, чтобы возбудить у них познавательный интерес? Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации учебного процесса.

Изучение опыта творчески работающих учителей говорит о том, что умелое использование форм, видов учебной деятельности, учащихся в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

Учителя-новаторы значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока, используя разнообразие форм и методов познавательной деятельности. Какую бы форму организации учебного занятия педагог ни выбрал, процесс обучения в конкретной форме включает:

- управление педагогом учебной деятельностью учеников (определение целей и задач, планирование, организацию их учебной работы, контроль за выполнением заданий и усвоением знаний,

регулирование и коррекцию деятельности);

- познавательную деятельность учащихся, в ходе которой они   усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки;

- взаимодействие педагога и учащихся;

- регулирование педагогом межличностных отношений;

- создание эмоционального фона, стимулирующего продуктивную учебную деятельность учеников.

Итак, процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения - абстрактное понятие. В реальном учебном процессе она проявляется в конкретном типе урока. В.В. Гузеев предлагает педагогам следующий подход в систематизации форм и методов обучения.

Матрица разнообразия обучающей системы (по В.В. Гузееву)

Форма    

Метод

ОИ

ПГ

Э

ПБ

М

Лекция

Проблемная

лекция

Рассказ

Беседа

Эвристическая беседа

Конференция

Семинар

Мозговой   штурм

Практикум

Семинар-практикум

Экскурсия

Лабораторная работа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Примечание: ОИ –объяснительно – иллюстративный, ПГ- программированный, Э- эвристический, ПБ – проблемный метод,

М- модельный метод.

Данная таблица дает возможность увидеть изменения форм обучения в зависимости от выбранного метода. Есть гипотеза - можно ее заполнить новыми модифицированными формами обучения.

Чтобы выстроить критерии применения той или иной формы обучения, иметь возможность проектировать образовательный процесс, необходимо уточнить некоторые подходы к конструированию этих форм обучения.

Почему одни и те же формы обучения сочетаются с разными уроками?

Дело в том, что почти каждая из них (лекция, беседа, семинар, практикум и др.) могут иметь разные цели, а потому вписываются в логику системы учебных занятий по теме, разделу, как в начале изучения, так и на других этапах овладения учебным материалом. Все зависит от того, какая цель будет доминировать на данном учебном занятии.

Но чаще всего главенствующую роль в выборе конкретной формы организации обучения играет сложившийся стереотип, шаблон, и это нередко мешает успешному решению задач обучения, так как старая форма вступает в противоречие с новым содержанием. Мастерство учителя состоит в умении конструировать формы организации процесса обучения в соответствии с целенаправленным его функционированием.

Чтобы правильно выбрать соответствующие формы организации учебного занятия, педагог должен представлять их реальные возможности в достижении поставленных целей обучения: какие условия создает та или иная форма для овладения умениями и навыками, формирования личности учащихся, их развития.

При выборе формы организации учебного занятия важно выявить:

- какие условия для рационального расходования учебного времени создает эта форма;

- как она влияет на активизацию учебной деятельности учащихся;

- как способствует развитию их самостоятельности, проявлению инициативы;

- создает ли она эмоциональный настрой, способствующий формированию гуманистических качеств личности, обстановку взаимопомощи и доброжелательности;

- в какой мере выбранная форма учитывает индивидуальные особенности учащихся, их учебные возможности;

- какие условия создает та или другая форма учебной работы для реализации наиболее эффективных методов обучения на конкретном этапе урока;

 - насколько успешно при разных формах учитель может планировать, осуществлять, корректировать управление учебной деятельностью учащихся, проводить оперативный и итоговый контроль.

Выбирая форму организации учебного занятия, учителю необходимо учитывать условия, в которых происходит учебный процесс.

Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет дифференцировать процесс, используя при этом коллективные, групповые или индивидуальные способы обучения.

На выбор формы влияет содержание учебного материала, имеющего различные трудность и степень новизны, определенную интеллектуальную нагрузку.

Формы организации обучения рассматриваются не сами по себе, а в живом процессе общения педагога и учащегося. Попытаемся показать, как сконструировать их таким образом, чтобы преодолеть шаблон в построении занятий, вызвать позитивное отношение учащихся к учебе. При этом следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти 10% того, что читают;

26% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат; 70% того, что обсуждают с другими; 80% того, что основано на личном опыте; 90% того, что проговаривают в то время, как делают; 95% того, чему они обучаются сами'.

Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. В дидактике обосновываются и в школьной практике применяются разнообразные формы организации обучения. Среди конкретных форм обучения выделяют лекцию, беседу, семинар, экскурсию, практикум, рассказ, семинар-практикум, лабораторную работу, практическую работу, самостоятельную работу, консультацию.

2. Экскурсия как форма обучения

Экскурсия (от лат. excursioп - поездка) - форма образовательной работы с учащимися, предполагающая организованный выход за пределы школы для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях или в специально созданных хранилищах коллекций (музеи, выставки).

Экскурсия - древняя форма учебной работы. Еще Ж.-Ж. Руссо выдвигал на первый план воспитание творческой наблюдательности, пытливости и активности ребенка путем самостоятельного исследования окружающего мира, рекомендовал широко использовать для этого экскурсию на природу. Отдельные школы Западной Европы, главным образом частные, вводят в XIX веке экскурсию как форму преподавания, равноценную занятиям в классе или в школьной лаборатории. В этот же период в России некоторые гимназии и реальные училища организуют экскурсии с целью изучения природы, а также дальние экскурсии для учащихся старших классов.

На уроке-экскурсии решаются такие основные задачи:

• установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;

• развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности;

• воспитание положительного отношения к учению.

Главная специфическая особенность этой формы обучения - в источниках знания, которыми являются образовательные объекты. Эта форма обучения создает условия для особенно

сильного воздействия на эмоциональную сферу личности учащихся, способствует развитию наблюдательности, формированию умения выделять существенные объекты из большой совокупности представленных к обозрению, дает обильный материал для последующей аналитической деятельности школьников. На экскурсии с наибольшей полнотой реализуется принцип наглядности обучения, связи его с жизнью.  Однако следует заметить, что экскурсия в формировании знаний играет только начальную роль. Для закрепления и совершенствования знания за ней следует другая форма организации обучения.

В ходе экскурсии ученики получают представление о разных профессиях, знакомятся с деятельностью людей на производстве, постигают особенности их взаимоотношений в производственном процессе. В этом ее воспитательная ценность, не говоря уже о том, что экскурсия способствует формированию у них научного мировоззрения, межпредметных знаний.

Значение экскурсии в воспитании конкурентоспособной личности можно представить так В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

- реализует принцип наглядности обучения;

- повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, практикой;

- расширяет технологический кругозор учащихся, им предоставляется возможность наблюдать реальное производство, знакомиться с применением научных знаний в производстве (промышленном и сельскохозяйственном);

- улучшает профориентационную работу школы.

В методике проведения экскурсии выделяют три блока:

• подготовка экскурсии;

• выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия;

• обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Успех экскурсии зависит от того, насколько тщательно она подготовлена учителем или учителями. В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, маршрута и места ее проведения, разработка детального плана, организация учащихся на выполнение предстоящих задач. Необходимо определить тему, цели, задачи и содержание экскурсии, довести их до учащихся, продумать методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения, учащихся в активное восприятие. Необходимо уделить внимание подготовке специалистов, которые должны быть привлечены к проведению экскурсии, или заранее нужно дать соответствующие инструкции и рекомендации по ее содержанию.

Важное значение при подготовке экскурсии имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии или в последующей обработке собранного материала; формулировании общих и

индивидуальных заданий; информировании учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографировании, звукозаписей экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по теме или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам.  План экскурсии разрабатывается учителем, но с привлечением к этой работе самих учащихся.

В ходе над планом распределяются обязанности между учащимися, выбор снаряжения для сбора материала (блокноты, карандаши, для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, аппараты, магнитофоны, видеокамеры и т.д.).

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта.

Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, вопросы по технике безопасности и дисциплине во время экскурсии.

Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40 минут до 2,5 часа. Это время определяется целью и содержанием экскурсии, характером ее объекта, возрастом учащихся. Качество экскурсии зависит от умения педагога, экскурсовода возбудить интерес учащихся, их активность, поставить перед ними проблемные вопросы, ответы на которые можно найти в содержании экскурсии.  Во время экскурсии они делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи, видеосъемки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, во время которой учитель и учащиеся анализируют, обобщают, систематизируют увиденное и услышанное, выделяют существенное, учитель намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев, подготовить письменные отчеты, организовать выставки, конференции.

Большая часть проводимых экскурсий связана с изучением программного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других в школе. Одни из них предназначаются для изучения учащимися нового материала, другие - для закрепления ранее изученного.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор зависит от особенностей экскурсии, возможностей эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также из соображений безопасности и охраны здоровья учащихся.

В зависимости от дидактической цели по времени проведения различают вводные, сопутствующие, обзорные, закрепительные и комплексные экскурсии. По своему предметному содержанию экскурсии разделяются: производственные, естественно-научные, историко-литературные, краеведческие, тематические, обзорные, комплексные.

Содержанием производственных экскурсий является наблюдение за современным производством, ознакомление с его физико-химическими и биологическими основами, организацией труда. В этом случае наибольшую ценность и интерес как объекты экскурсии представляют передовые, технически оснащенные предприятия.

Краеведческие экскурсии являются одним из основных способов изучения учащимися своего края, его природы, истории, экономики и культуры. Посещение памятных мест содействует приобретению учащимися конкретных представлений об исторических событиях, деятелях и о социально-бытовой обстановке прошлого. Особый вид экскурсии составляют путешествия, рассчитанные на длительный срок и на большие расстояния, когда учащиеся проводят комплексные наблюдения и экспедиции, ставящие основной целью содействие в работе ученых-исследователей по плану, согласованному с ними.

В практику работы школы в связи с появлением видеозаписей вошли заочные экскурсии, которые можно проводить, не выходя из классной комнаты.

3вено закрепления, совершенствования знаний можно конструировать в форме заключительной экскурсии, которая позволяет с помощью обозреваемых объектов расширить, углубить, систематизировать знания. Эта экскурсия проводится после уроков формирования знаний. Она побуждает учащихся при обозрении объектов соотносить, сравнивать то, что изучали, с тем, что видят. При этом ученики прибегают к приемам обобщения и конкретизации изучаемого материала, способствующим уточнению знаний, более глубокому пониманию; они учатся эффективно выделять существенные связи в ранее изученном и на основе их обобщать и выявлять закономерности. Эффективность этой формы организации обучения зависит от того, подготовлены ли учащиеся к осмотру соответствующих объектов, как подобраны и сформированы вопросы, на которые они могут получить ответы при обозрении разных этапов.

На заключительной экскурсии учащиеся, заранее подготовленные, уже усвоившие материал, с большим вниманием, осознанно рассматривают объекты, стенды, наблюдают различные процессы. Так совершенствуются и углубляются их знания.

Обзорная экскурсия предполагает целенаправленный осмотр учащимися объектов, стендов, наблюдение процессов с целью восстановить и систематизировать ранее полученные знания. Например, экскурсия в дендрарий позволяет обобщить знания о видах деревьев.

Обзорные экскурсии проводятся после изучения отдельных разделов программы или целого курса. Особую разновидность этой формы обучения составляют комплексные экскурсии, которые строятся на материале нескольких предметов. Так, экскурсия в ботанический сад дает материал для наблюдения биологических процессов, трудовых, эстетических, нравственных и экологических отношений людей.

Особенно эффективны комплексные экскурсии, основанные на материале разных учебных предметов. Так, попадая в механический цех предприятия, ученики знакомятся с применением

электричества, электромоторами, методами обработки металлов, отдельными элементами экономических отношений.

Возможны комплексные экскурсии и в краеведческий музей. В зависимости от темы и цели в их подготовке участвуют учителя разных предметов (географии, истории, биологии, литературы, химии, физики и т. д).

Предварительное четкое планирование подобных экскурсий с тщательным определением заданий учащимся гарантирует в последующем их активную познавательную деятельность. Комплексные экскурсии представляют хорошие условия для межпредметных связей, позволяя ученикам познавать закономерности мира в их диалектическом единстве. Подкрепляющиеся в последующем уроками с эвристическими беседами, они дают реальную основу для формирования материалистического мировоззрения школьников.

Комплексные экскурсии должны планироваться заместителем ректора школы заранее.

Уроки-экскурсии могут иметь следующую структуру:

• организационный этап;

• сообщение темы, цели и задач урока;

• актуализация опорных знаний учащихся;

• восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

• обобщение и систематизация знаний;

• подведение итогов урока;

• сообщение учащимся индивидуальных заданий.

При анализе учебной экскурсии внимание учителя и руководителей сосредотачивается на следующем.

Цель диагностики: выявить умения учителя конструировать урок-экскурсию.

Программа наблюдения:

• как выбран объект для обозрения учащимся;

• насколько представленные предметы, экспонаты способствуют успешному достижению поставленной цели обучения;

• как нацелены и организованы учащиеся;

• как осуществляется процесс наблюдения;

• что и как делается, чтобы предупредить рассеивание внимания учащихся, сосредоточить внимание на предмете наблюдения;

• насколько успешно учитель опирается на ранее изученное;

• привел ли учитель в активное состояние опорные занятия, позволяющие лучше рассмотреть предмет, увидеть характеризующие его признаки, установить особенности функционирования процесса;

• как учитель обобщил знания, выделил главное, существенное;

• как экскурсия готовит учащихся к дальнейшей работе по формированию знаний;

• как определяется домашнее задание;

• как оценивается мастерство учителя на уроке.

За экскурсией следует урок закрепления и совершенствования знаний. В связи с этим необходимо предложить ученикам проанализировать и выделить главное в том, что они наблюдали, чтобы на уроке можно было основательно разобрать и выявить соответствующие закономерности, существенные признаки понятий.

Значение экскурсии в воспитании конкурентоспособной личности

Схема подготовки и проведения экскурсии:

3. Проект

 «Учебно-воспитательный процесс

за «границей» школы

Пояснительная записка

Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства, которые обеспечивали академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности и общества, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога, воспитанника и социума. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, учить и воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна при создании условий, обеспечивающих запросы личности и общества, т.е. выход за границу школы. Одним из способов реализации общеобразовательной и воспитательной составляющей ФГОС и должна быть организация учебной деятельности вне школы.

АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в экскурсионную деятельность, исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия за «границей школы», в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель учебной внешкольной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения научных знаний и духовно-нравственных ценностей и культурных традиций вне школы.

Задачи:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися учебных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
  • проанализировать новые подходы к организации учебной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации учебной и внеклассной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках деятельности вне школы и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать или внести изменения в рабочие программы для реализации направлений учебной деятельности;
  • овладеть методами и формами организации учебной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

IV. СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА

Заинтересованность школы в решении проблемы внешкольной учебной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин традиционными подходами, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес учебной внешкольной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации ВУД в школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
  • опора на ценности учебно-воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению учебной внешкольной деятельности по требованиям ФГОС:

Критерии

Формальные показатели

1

Разработка нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

наличие (проекта) пакета локальных актов

2

Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ВУД в ОУ соответствии с требованиями ФГОС

фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности

3

Требования к кадровому обеспечению:

- профессиональный уровень учителей;

- результативность педагогической деятель-

ности учителя;

-укомплектованность педагогическими кадрами;

-готовность учителя работать в системе ФГОС;

-достижения в воспитательном плане (наличие воспитательной программы, ее результативность);

-психологическая составляющая (отсутствие конфликтов с родителями и учениками, умение их эффективно разрешать, отсутствие жалоб на учителя);

-эффективность работы с родителями учащихся, привлечение их к УВП

-высшее образование, категория, курсы повышения квалификации;

-соответствие новым квалификационным требованиям наличие сертификатов по курсам;

-наличие положительной динамики в образовательных достижениях учащихся, сохранение образовательных достижений класса в основной школе и т.д.;

-результативность участия школьников в олимпиадах, конкурса;

-коэффициент обеспеченности педагогическими кадрами;

-наличие психологической службы/ педагогов-психологов.

4

Требования к материально-техническому обеспечению:

- достаточность материально-технического

обеспечения;

- наличие медицинского кабинета;

- организация питания;

- наличие спортивной и игровой площадки;

- наличие здоровьесберегающих условий.

соответствие современным требованиям

 

5

Требования к информационному обеспечению:

- содержательность сайта школы по вопросам и введения ФГОС.

наличие места свободного доступа педагогов в интернет (скорость не менее 256 Кбит/с);

6

Требования к ресурсному обеспечению учебно- воспитательной работы:

- наличие условий для организации учебно-воспитательного процесса  «за границей школы».

разработанность  КТП,  учебных и воспитательных программ

7

Требования к организационно-управленческому обеспечению:

- наличие профессиональной административно-управленческой команды;

- знание основных нормативных документов по введению ФГОС;

- наличие действенного совета школы (других органов самоуправления);

наличие плана работы с родителями и общественностью по вопросам введения ФГОС.

- оптимальность структуры управления, наличие комплекта инструктивно-методических материалов по ФГОС, наличие положительного опыта работы с родителями.

V. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Учебная деятельность:

Направления

Формы

Спортивно-оздоровительное

Соревнования,

Художественно-эстетическое

Экскурсии, концерты, фестивали, выставки

Научно-познавательное

Конференции,  проекты,  конкурсы

Гражданско-патриотическое

Конкурсы, круглые столы, встречи, диалоги

Риски, трудности и проблемы в реализации программы.

Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения проекта можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Отсутствие достаточного финансирования (транспорт)

Привлечение средств внебюджетных средств

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия  материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов по сопровождению

Привлечение специалистов дополнительного образования

Уровень заинтересованности и возможностей  партнеров

Выход на УО, использование ресурсов

 Интернет - пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

2.Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной учебной   творческой деятельности;

3.Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. 

VII. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ 

Первый уровень

1-4 классы

Второй уровень

 5-8 классы

Третий уровень

9-11 классы

Обучающиеся:

- знают и понимают важность учебных занятий вне школы;

- знают и понимают общественную жизнь.

Обучающиеся:

-осознают значимость и важность учебных занятий вне школы;

-ценят общественную жизнь. 

Обучающиеся:

- самостоятельно приобретают новые знания в процессе учебных занятий вне школы;

-самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение обучающимися:

- новых учебных знаний в процессе учебных занятий вне школы;

- социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование у обучающихся:

-сознания необходимости

в новых знаниях, приобретаемых в процессе учебной деятельности вне школы;

-позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта:

-самостоятельного приобретения необходимых знаний через

различные виды деятельности;

- самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам обучения и воспитания. 

VIII. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Данный проект может послужить инструментом организации и координации системы образования в ОУ, стать ориентиром развития учебно-воспитательной деятельности, критерием оценки адекватности ее новым целям и ценностям образования.

Выполнение данных условий возможно, если учебные занятий вне ОУ:

  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
  • Расширяет тематику изучаемого материала.
  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
  • Увеличивает спектр учебных предметов.
  • Повышает роль самостоятельной работы.
  • Реализует лучшие личностные качества.  

Список литературы

1. Начальная школа 2006 г. №2

2. Начальная школа 2009 г. №10

3. Начальная школа 2007 г. №6

4. Симоновский А.Э «Развитие творческого мышления детей»

5. Начальная школа 2009 г. №7

6. Н.А. Седов «Культурно-просветительский туризм» http://turbooks.ru/

7. Емельянов Б.Б. «Экскурсоведение» - М., 2007

8. «Основы зоологических экскурсий» http://vegun.ru

9. А.С. Нехлюдова, В.И. Севастьянов «Полевая практика по природоведению» - М., 1986 г.

10. Начальная школа 2002 г. №5

11. Начальная школа 2007 г. №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.

       Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений...

"Физика без границ" методическая разработка

Методическая разработка, содержащая описание физических опытов, проведенных в домашних условиях: цель опыта, оборудование, проведение опыта....

Методическая разработка урока " Чтобы за границей нам не заблудиться"

Краткое описание урока (аннотация). Уроки ИЯ  способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Учителю, который хочет научить мыслить, следует следить за...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическая разработка "Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи Тип урока Решение учебно...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....