Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическая разработка "Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р"
план-конспект урока по русскому языку ( класс) на тему

Лапшина Елена Викторовна

Педагогическая цель

 

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи

 

Тип урока

 

Решение учебной задачи

 

Планируемые результаты (предметные)

 

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов

 

Личностные результаты

 

Бережно относятся к окружающей природе,к морским обитателям, проявляют заботу о комнатных растениях

 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 

Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)

 

Основное содержание темы, понятия и термины

 

Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова

 

Образовательные ресурсы

 

Проволока. Картинки с изображением рыбы, черепахи, мультимедийная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_bukva_r.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема

Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов

Личностные результаты

Бережно относятся к окружающей природе,к морским обитателям, проявляют заботу о комнатных растениях

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова

Образовательные ресурсы

Проволока. Картинки с изображением рыбы, черепахи, мультимедийная презентация.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

        

I. Мотивациия учебной деятельности (2мин.)

Проверка готовности класса и обору-

дования; эмоциональный настрой на урок

Создание благоприятно

го для восприятия, учебного материала психологического комфорта

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Самоанализ эмоционального состояния на уроке.

Пальчиковые упражнения

«Бинокль», «Очки»

(Цвынтарный «Игры пальчиками»)

Цель: пробудить к деятельности на уроке 

Релаксация

Цель: настраивание на работу после перемены

Аурикулярный  массаж

(И.В. Блыскина «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Логопедический массаж».)

Цель:активизация работы анализаторов

Приветствие учащихся.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

– Проверим готовность к уроку

Подготовка учащихся к восприятию учебного материала

-Покажите с помощью сигнальных карточек с каким настроением вы пришли на урок.

-Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня у нас необычный урок.  

-Посмотрите в бинокль. Что вы видите?

-Мы отправляемся в морское путешествие на корабле, опустимся на дно морское на батискафе.  

А кто знает, что это такое?

( Глубоководный аппарат. У него винты, как у корабля, круглые глаза- окошки из толстого стекла, а руки- клешни стальные).

Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много нового и  интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу.  Эти качества помогут  преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.  Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

«Мои уши слушают хорошо, слышат всё что нужно. Мои глаза смотрят хорошо, видят всё, что нужно».

Поглаживают голову со словами: «Моя умная головушка думает хорошо».

1.Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

2.В «бинокль» дети видят море. Предлагается воображаемое морское путешествие в подводное царство.

3.Садятся на рабочие места, пригибаются к коленям, опускают руки, слегка покачивая ими, откидываются на спинку стула. Принимают рабочую

позу.

4.Дети массируют мочки ушей, тыльную сторону

аурикулы, сопровождая речью:

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Настраиваются на работу после подвижной перемены

Пробуждается интерес к деятельности на уроке.

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

(3мин.)

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с  местными  жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

1. Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью – рука на животе:

медленный вдох – медленный выдох;

быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;

вдох по частям – выдох по частям;

медленный вдох – быстрый выдох;

вдох через нос – выдох через рот;

б) дыхание животом – рука на груди:

глубокий вдох – на выдохе «поем» звуки;

2. Артикуляционная гимнастика.

А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.  

Летела оса около носа  

Ворона кричала.

Рычал тигрёнок  

Летел комар и звенел  

Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

- с-с-с

 -к-а-р-р-р

 -р-р-р

 -з-з-з

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III.Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи(2мин.)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой новый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Именно эти звуки мы и возьмем с собой в путешествие.

– Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

(15 мин.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (учебник, с. 65)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

 Итак, приготовились к погружению.

-Посмотрите, как много под водой жителей

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).

На доске – предметные картинки с изображением рыбы и черепахи

– Выполните слого-звуковой анализ слов рыба, черепаха

– Звуки [р] и [р′] согласные, звонкие

Рыбы

Черепахи

Рассматривают схемы-модели слов рыба, черепаха; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р], [р’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы, чтение слогов-слияний

2. Чтение слогов-слияний (учебник,
с. 65)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

Игра «Рыбки плавают, ныряют»

Цель:снятие мышечного утомления

– Прочитайте слоги-слияния. В ка-ких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий?

– Звонкие или глухие звуки [р]
и [р’]?

– Почему?

Делаем форму рыбки телодвижениями: голова, хвост, вся рыбка.

Надеваем «подводные очки» (пальчиковые упражнения) и ныряем под воду.

-«Каких рыб увидели?» Ловим рыбку, называем, определяем место звука в слове, твердый или мягкий (ерш, карп, карась, треска, горбуша, форель, севрюга, ряпушка). Ловим их и снова опускаем в воду.

– В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый,
а в слоге
ри звук [р’] – мягкий.

– Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко

Дети изображают, как рыбка ныряет и выныривает со словами: «ныряем – выныриваем».

3. Упражнение со звуками [р] и [р’]

Коллективная. Словесный. Чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжим мы игру.

Вы отлично справились с заданиями, выяснили, кто живет в морских глубинах, теперь можно отправляться в плавание дальше. Приготовились к всплытию.

Проговаривают чистоговорку

Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произнесения

Коллективный. Чистоговорка

4.Зрительная гимнастика.

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

 Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям .  Впереди показалось  остров « Звукино».

Игра «Тим-Том».

На острове «Звукино» живут два веселых добрых человечка. Это Тим и Том. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними.

Море, корабль, якорь, матрос, краб, парус, ракушка.

(Учащиеся встают около своих парт. Если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [р] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук

[р ’] – девочки, Тимы).

5. Знакомство с буквой Р

Фронтальная. Словесный, практический Беседа, моделирование буквы.

- Наше путешествие продолжается  и мы  попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [р], [р']  ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эр).

Как же нам найти новую букву на острове?

На что похожа буква Р?

Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь.

– Выложите букву Р из проволоки

У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Рр. (На экране появляются образцы печатных букв.)

-  Когда мы пишем большую ( заглавную)  букву?

- Найдите, где живет буква «Р» в алфавите. Определим место для буквы Р на ленте букв.  

Высказывают свои предположения

Находят букву Р на «ленте букв»..

Находят букву Р на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки.

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

6.Чтение слов (учебник, с. 65)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин»

Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

– Прочитайте слова.

– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?

Хором читают слова.

– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывают об уходе за растениями. Задают вопросы познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждают о том, где можно найти необходимую информацию

Коллективный.

Чтение слов, устные ответы

Фронтальный. Чтение, устные ответы

7.Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с. 65)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Жители острова могут называть только первые слоги, давайте попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

Ра, ро, ру, ре, ри, ры. 

-Ребята, пираты благодарят нас за помощь и дарят нам в подарок цветок.

-Кто знает название этого растения?

-Давайте прочитаем рассказ и расскажем пиратам как нужно ухаживать за кактусами.

ра – рама, радуга,    ро – роса, родители,    ру – рука, ручей,    ре – река, рельс,   ри – рисунок, рис,    ры – рыбы, рынок.

Читают текст вслух.

Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания.

Рассказывают о правилах ухода за кактусами.

8.Развитие связной речи.

Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

Ребята, следующая остановка остров «Сказочный»

– Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка?

– Кто ее автор?

– Кто изображен на картинке?

– Что волшебного в этой сказке?

– Сколько желаний выполнила рыбка?

– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Составляют рассказ
по картинке, анализируют ее, определяют, что в ней волшебного. Формулируют правильные ответы на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи

Фронтальный. Устные ответы, описание картинки

9.Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

– Прочитайте слова, в которых встречается буква Р

Читают. Находят букву Р

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста

Фронтальный, индивидуальный. Выразительное чтение, устные ответы

10.Физкульт

минутка

Коллективная. Практический

Ребята, мы долго путешествовали, узнали новую букву, научились читать слова с буквой «Р». Самое время отдохнуть

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

(наклоны влево – вправо).

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка

(дети садятся в глубокий присед).

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью

(приседания),

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга

(вращение туловищем вправо).

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой

(вращение туловищем влево).

А часы идут, идут,

(ходьба на месте),

Иногда вдруг отстают

(замедление темпа ходьбы).

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят

(Бег на месте)!

Если их не заведут,

То они совсем встают

(дети останавливаются).

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора

(Дети садятся за парты)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи (6 мин.)

Составление рассказа

Парная. Словесный. Рассказ

В конце нашего путешествия на нашем пути встречаеся остров «Повторялкин»

– Прочитайте слова. Составьте
с ними рассказ.

– Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки

Читают слова. Составляют рассказ

Составляют рассказ
на основе опорных слов, соблюдая логику повествования

Парный. Устные ответы, рассказ

 Работа с многозначными словами)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение

– Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен?

– Разгадайте ребус.

– Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса?

– Водопроводный кран, подъемный кран.

– Рак – руки.

– Коса – орудие труда, коса – заплетенный волос

Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов

Фронтальный. Чтение, устные ответы

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин.)

Чтение слов. Работа с текстом.

VII. Включение в систему знаний и повторение

( 4 мин)

Групповая, парная.

Словесный, практический.

Чтение, игра.

Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.

Работать вы будете по бригадам( группам)

По морю плыл большой теплоход.

Люди стояли на палубе.

Вдруг один мальчик упал в воду.

Поблизости плавали дельфины.

Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

- О ком этот рассказ?

- Ребята, как можно озаглавить рассказ?

Задание на развитие смысловой догадки.

Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло водой.  Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах).

На  к…ждом  кора…ле   есть  …лаг.

Мы горди…ся  своим  могучим  фл…том.Наш  флот х…дит  по всем морям и …кеанам.

1группа.

Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам)

2 группа.

Составить  кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика)

3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах)

Проверка : читают по 1  предложению хором по рядам.

Из предложений составляют текст.

Из слогов составляют слова.

Групповой, парный.

Чтение, устные ответы.

VI. Рефлексивно-оценочный

(3 мин.)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Наше путешествие и урок подходят к концу.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы о ней узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

 – Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

А теперь на своих корабликах раскрасьте паруса:

если вам было все понятно – красного цвета;

 если были трудности на уроке, но вы самостоятельно с ними справились – зеленого цвета;

если у вас были трудности и вы что-то не поняли – синего цвета.

  Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой)

- Мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей  дружной командой. Молодцы! 

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (физминутка)

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка" Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразн...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Здорвьесберегающие технологии которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья у учащихся....

"Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе"

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

В статье описывается здоровьесберегающие технологии....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Статья о здоровье сберегающих технологиях в начальной школе....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Презентация с видами технологий по здоровьесбережению для начальной школы....