Конспект занятия: "Доброта каждому мила".
план-конспект на тему

Демченко Елена Олеговна

Познакомить детей с  понятиями «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_dlya_4_klassa_dobro.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа для 4 класса

Классный час в начальной школе на тему «Доброта каждому мила»

Цели: раскрыть понятия «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности.

Оборудование: толковые словари, распечатки стихотворения К. Бальмонта «Бабочка» (по одной на парту).

Оформление: написать на доске слова: добросердечный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросовестный, добродетельный, добропорядочный.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Кто такой добрый человек?».

III. Словарная работа.

IV. Беседа «Кто такой злой человек?».

V. Творческая работа.

VI. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Воспитатель. Мы часто слышим слова «добрый человек», «добрые дела», «доброта», но не задумываемся над тем, какой глубокий смысл в них заложен. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем заключается доброта и какого человека можно назвать добрым.

II. Беседа «Кто такой добрый человек?»

Воспитатель. Как вы думаете, что такое добро? Что такое доброта?

(Дети высказывают предположения.)

Давайте посмотрим определение этих слов в толковом словаре С.И. Ожегова. (Читает.)

«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное».

«Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Как вы думаете, кто такой добрый человек?

Примерные ответы детей:

- Тот, кто чувствует себя счастливым, когда делает добрые дела.

- Тот, кто думает не только о себе, но и о других людях.

- Тот, кто всегда готов помочь товарищам.

Воспитатель. Как вы считаете, может ли добрый человек совершить нехороший поступок? Почему? (Дети отвечают.)

- Может ли добрый человек простить другим людям ошибки, обиды?

(Дети высказываются.)

Каждый человек может совершить ошибку. Человека, который совершил проступок и осознал свою вину, можно простить. Прощение дает ему возможность исправиться, стать добрее. В свою очередь, умение простить и понять другого характеризует доброго человека.

Много хороших качеств у доброго человека, их можно перечислять бесконечно.

III. Словарная работа

Воспитатель. Каким словам в русском языке дает начало слово «добро»? Некоторые из этих слов написаны на доске.

- Все ли слова вам знакомы?

- Что общего в этих словах?

(Дети высказываются.)

Все эти слова характеризуют человека. Давайте посмотрим значение каждого из этих слов в словаре.

(Воспитатель делит класс на группы, ребята ищут значение слова в словаре, зачитывают определение.)

• Добросердечный - человек с добрым сердцем, ласковый, участливый.

• Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

• Доброжелательный - желающий другим добра, готовый содействовать их благополучию.

• Добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.

• Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.

• Добродетельный - высоконравственный, проявляющий добродетель.

• Добропорядочный - приличный, достойный одобрения, порядочный.

IV. Беседа «Кто такой злой человек?»

Воспитатель. Какое слово противоположно по смыслу слову «добро»? (Зло.)

Даже звучат эти слова совершенно по-разному: «добро» - мягко, ласково, «зло» - резко, угрожающе, как будто шипение змеи.

- Давайте составим словесный портрет злого человека. Каким вы его себе представляете?

Примерные ответы детей:

- Это жестокий человек, который радуется чужим страданиям.

- Ему нравится доставлять неприятности.

- Он делает зло другим людям, издевается над животными.

- Он не протянет руку помощи нуждающемуся.

- Это мстительный человек.

Воспитатель. Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости. Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.

В Уголовном кодексе Российской Федерации существуют статьи, которые предусматривают наказание людей, совершивших злые поступки. Но ни один закон в мире не может запретить человеку быть злым. Полиция и суд могут заставить человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания, но добрым не станет.

- Как вы думаете, можно ли научиться быть добрым?

- Что может помочь злому человеку исправиться?

(Дети высказываются.)

Воспитатель. Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:

«...Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.

V. Творческая работа

 Прочтите стихотворение Константина Бальмонта. Нарисуйте спасенную мальчиком бабочку. Напишите сказку о ее жизни.

Бабочка

Помню я: бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно,

Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет –

Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я и спросят меня:

«В чем твое доброе дело?»

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела».

VI. Заключительное слово

Воспитатель. От каждого из нас зависит, чего будет в нашем мире больше - добра или зла. Каждый должен понимать, что добро порождает добро, а зло порождает зло. (Читает стихотворение Г. Низами «Добро и зло».)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго - добро.

От злого - зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Каждому мила родная сторона"

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению, посвященного юбилею Елецкого района Липецкой области...

Каждому мила своя сторона...

Данный материал рассказывает об истории заселения Архаринского района Амурской области. Прилагается презентация и аудиозаписи...

Воспитательное занятие "Доброта истинная и доброта ложная"

Воспитательные занятия о доброте имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей и подростков....

Конспект занятия "Доброта-что солнце"

Занятие по нравственному воспитанию...

Классный час «Доброта каждому мила»

Цель классного часа: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом, самовос...

Конспект открытого занятия " Доброта -это солнце."

Конспект открытого занятия " Доброта -это солнце."...