Каждому мила своя сторона...
методическая разработка на тему

Курилова Марина Валентиновна

Данный материал рассказывает об истории заселения Архаринского района Амурской области. Прилагается презентация и аудиозаписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyakomu_mila_svoya_storona.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

« Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в начальной школе: мой опыт»

Номинация: «Лучшая учебно – методическая разработка урока ОРКиСЭ»

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Грибовка».

Тема:

«Всякому мила своя сторона…»

                                                                    Курилова Марина Валентиновна

                                                                       Учитель русского языка и литературы

                                                                    Первая категория

                                                                    Стаж работы 25 лет

(Итоговый урок проводится в рамках преподавания курса ОРКСЭ интегрировано с уроками чтения и завершает  темы: «Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству»)

Цель: Воспитывать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своей малой  родине, уважение к ее культуре, истории, традициям.

   Задачи:

  1. Дать учащимся основные знания об истории своего района, о культурных, политических и экономических особенностях Архаринского района;
  2. Познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.
  3. Пробудить эмоционально-ценностное отношение учащихся к своей малой родине, своему Отечеству.

Оборудование: мультимедиа, презентация, иллюстрации, карта Архаринского района,  музыкальные произведения.

Ожидаемый результат: Учащиеся узнают историю становления Архаринского района, его культурные и экономические особенности. Во время подготовки итогового урока учащиеся познакомятся с поэтами Амурской области, Архаринского района.

Ход  урока:

Чтец.                                    Азиатской волной Амура,

Криком зверя во мгле ночной,

Потайною тропой маньчжура

Ты пугал меня, край лесной.

Ни церквей на холмах зеленых,

Ни плакучих берез в полях —

Только кедры на горных склонах,

Где за соболем шел гиляк.

Но сейчас, кого,  ни спроси я,

Все ответят наперебой:

Ты и здесь обжилась, Россия,

С неподкупной своей судьбой!

2 слайд

Ученик 1. Коллективизация: судьба амурских крестьян. Огромные изменения произошли в сельском хозяйстве Приамурья. Из года в год стали расти посевные площади, повышаться урожайность, увеличиваться валовой сбор зерна и поголовье скота. На амурские поля вышли тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Первые тракторы после революции появились на Амуре в 1925 г., когда единоличники Тамбовской волости купили их в частное пользование.

ЧТЕЦ: стихотворение Финошиной Елены  посвящается первопроходцам:

Тропой шли трудной испытаний.

Манил их Дальний наш Восток.

Об этом строки воспоминаний,

Кто жизни нашей дал исток.

Благословен был путь их дальний,

Порой и труден, и суров.

И у брегов двух рек слияний

Здесь обрели приют и кров.

Пленила девственность природы

Первосозданной красотой.

Земля Амурская наградой

Была за поиск непростой.

Храним историю-святыню

И молим пращуров-дедов

За землю, что для нас открыли,

Немало скажем тёплых слов.

Слайд 3

Ученик 2. В переселенческом движении принимали активное участие крестьяне 20 европейских губерний. Население Архаринского увеличивалось за счет крестьян Могилёвской, Архангельской, Воронежской, Харьковской губерний и Забайкальской области.

 Ученик 3.    Крестьяне получали землю не в собственность, а в общинное пользование, на правах временного владения.

С 1920 г. условия наделения землей изменились: стали выделять по 30 десятин и только на мужскую душу. Да и учет земельного фонда улучшился.  Значительная часть новоселов, не имея сил освоить выделенный участок, вынуждена была уходить в обжитые места либо арендовать у старожилов старопахотные земли, или вселяться в старожильческие села. Из среды новоселов старожилы набирали работников.

В 1939 году поэтом Комаровым написано стихотворение

                                                         В лесной стороне

Наш дом стоял один среди лесов.

Мы по утрам угадывали рано

Тоскливый голос дикого гурана

В недружном хоре прочих голосов.

Кричал фазан под окнами, и бойко

Кого-то передразнивала сойка.

Отец вставал и выходил во двор

И торопливо возвращался снова:

— К нам гость пришел из логова лесного! –

И проверял берданочный затвор.

В тот год частенько из тайги осенней

Лисица к нам наведывалась в сени.

О ней ли говорил тогда отец

Иль о другом шатающемся звере,

Что нас, как вор, подслушивал у двери

И за углом скрывался наконец?..

Здесь я провел мальчишеские дни,

Ходил по марям пьяной голубицы,

Где лисий хвост, как желтый дым, клубится,

А в синем небе — коршуны одни.

И много лет не зарастала тропка,

Где мы с отцом бродили неторопко,

Где вечерами крики вещих сов,

Сверлящих тьму своим кошачьим оком,

Меня пугали в детстве одиноком —

Неопытного жителя лесов...

Ты и сейчас, лесная сторона,

Вдруг прозвенишь синицей у окна.

К тебе прикован молчаливым взглядом,

Я не один из верных сыновей

Свою судьбу соединил с твоей

И жизнь свою с твоей поставил рядом.

С холмов, напоминанием о лете,

Мне и сейчас протягивает плети

Амурский переспелый виноград.

Пусть наши годы быстро пролетели,

Лесных черемух белые метели

Еще не раз над нами прошумят!

Учитель: Всем переселяющимся в регион отводились свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность: желающим селиться целым обществом, которое должно было состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли, не более 100 десятин на каждое семейство, в 20-летнее бесплатное пользование. А за три рубля переселенцы могли приобретать дополнительно десятину в собственность. 

Чтец                                        Беспутные ветры степей

Встречали меня у дороги,

Царапал колючий репей

Мои запыленные ноги.

И спал я за первой копной

Пырейного теплого сена,—

Но этой дороге степной

Был верен всегда неизменно.

Не здесь ли мой прадед ходил,

Тропу пробивая к Амуру?

Не здесь ли костры разводил

На злую догадку маньчжуру?

Мне коршун не скажет в ответ,

Где кости былых атаманов,

Видны ли ему или нет

Могильные кручи курганов.

Я там прохожу, где они

Когда-то оставили след свой,

И шепчет трава: «Сохрани

Ты их золотое наследство!»

И сизой волной острецы

Бегут и бегут вдоль дороги,

Туда, где проводят бойцы

Учебный поход по тревоге.

Слайд 4, 5, 6

Ученик 5. Ускоренное развитие Приамурья и освоение нового региона привело к заметным изменениям в духовной жизни общества, затронуло все области амурской культуры.

Учитель: Образование делало успешные шаги на пути повышения грамотности населения, развития сети учебных заведений.

Тем не менее развитие системы среднего образования в Приамурье происходило медленными темпами. К 1920 г. в Амурской области насчитывалось 72 начальные школы, в которых обучались 2300 учащихся.

В Архаринском районе были организованы школы с одним классом.  

                                             Слайд 7, 8

 Наиболее сложным было положение с педагогическими кадрами. Среди учителей начальных школ лишь 4% имели специальное образование. Во многих школах, особенно в селах и деревнях, преподаванием занимались случайные люди.

К началу ХХ в. в Благовещенске имелись духовная и учительская семинарии. В женских гимназиях существовали педагогические классы.

Ученик: поэты, музыканты посвящают свои произведения Амурской земле.

Слайд 9, звучит музыка

В 1943 Пётр Комаров посвятил своё стихотворение Амуру:

Две реки бегут с одной горы,

Разлучасъ друг с другом на просторе,

И одна торопится в Амур,

А другая — в сумрачное море.

Только и амурская волна

Добежит до моря-океана,

И куда бы реки ни текли —

Суждено им встретиться нежданно.

Так и мы расходимся порой,

Милые друзья и домочадцы,

Чтобы где-то встретиться опять

И в окно друг к другу постучаться.

Слайд 10

Ученик: Физическая культура и спорт в этот период не приобрели массового характера. Инициативу по организации спортивных обществ брала на себя интеллигенция. Купцы вносили значительные имущественные и денежные вклады.

Ученик: Село развивается, крепнет деревня. 1 июля 1941 года газета  «Амурская правда» опубликовала  обращение колхозниц Тамбовского района ко всем  колхозницам области с призывом овладеть сельскохозяйственной  техникой.  Оно не осталось незамеченным.  Только при МТС области за 4  военных года было подготовлено  свыше 8,5 тысяч трактористок.

Чтец: поэт Виктор Яганов посвящает своё стихотворение местным поэтам:

Местные поэты

Поэты местного значенья,

Певцы районного масштаба,

Спасибо за стихотворенья,

Порой написанные слабо,

Но в них живая связь таится

С землей, что вами так любима.

Нет, не встречал я на страницах

Журналов толстых ваше имя.

Пусть голос ваш не оборвется.

Ведь из столицы на край света

К нам не приедут стихотворцы

Воспеть высокие рассветы.

Когда со сцены клубов тесных

О той земле, что их взрастила,

Звучат стихи поэтов местных —

Яснее слышится Россия.

Учитель:          Могилевка - деревня-улица - притаилась в архаринской глубинке. С одной стороны ее окружает тихая заводь старицы, с другой - к деревенским огородам вплотную подходит самая настоящая тайга. О Виталии Юрченко, могилевском поэте, мы знаем не только из газеты.

Виталий родился тут, в Могилевке, единственным ребенком в семье. Стихи полюбил с самого раннего детства.

Любимым поэтом Виталия остается Сергей Есенин - их роднит какая-то чистота и грустинка. Вот стихотворение Виталия Юрченко, посвященное матери. Оно так и называется "Матушка". В этих незатейливых строчках столько любви и нежности к той единственной, что подарила жизнь.

Чтец:                               Матушка родимая, твой день сегодня, твой.

Хрупкая, ранимая, я горжусь тобой.

Матушка родимая, добрая моя,

Ангелом хранимая, я люблю тебя.

Ты живи счастливою долго на земле.

Все цветы красивые подарю тебе.

Правильно по жизни я с тобою шел,

И надежней, ближе друга не нашел.

Человек прекрасный - плохо без тебя,

В этом мире страшном не покинь меня.

Чтец:  Одно из своих стихотворений он так и назвал "Деревенька".

Деревенька моя, деревенька,

Ты стоишь среди леса давненько.

Больше сотни годков простояла,

А теперь погибать вдруг стала.

Деревенька моя, деревенька!

Поживи ты еще хоть маленько.

Таких деревушек много,

Развалившихся, жалких, убогих.

Сяду я на ветхие ступеньки,

Буду петь о родной деревеньке.

Пройдусь по знакомым улицам.

Небо дождичком чуть нахмурится,

Деревенька моя, деревенька,

Ты мне снишься счастливой маленько.

Много лет здесь прожил я,

Грустно за тебя, родимая...

Чтец:         Любите деревню

Живу я в деревне – кругом благодать,

До речки любимой рукою подать.

И роща шумит, навевая покой,

Нигде не найти красоты мне такой.

Вот ландыш росистый тихонько звенит,

О юности нежной забыть не велит...

Другие девчонки, мальчишки придут,

И ландыш душистый весною сорвут.

Откройте им душу, скажите им прямо:

Любите деревню, речушку, поляны!

Научим любить край, в котором живем

– Во внуках и правнуках мы прорастем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Внеклассное мероприятие "Каждому мила родная сторона"

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению, посвященного юбилею Елецкого района Липецкой области...

Всякому мила родная сторона

Наша местность красива и дорога каждому жителю....

Конспект занятия: "Доброта каждому мила".

Познакомить детей с  понятиями «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности....

Классный час «Доброта каждому мила»

Цель классного часа: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом, самовос...