Технология проектного обучения как педагогическая цель
статья на тему

Кузнецова Инесса Викторовна

Технология проектного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения как педагогическая цель

Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование, характеризуются следующими особенностями:

  • ускоряются темпы развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышать уровень готовности граждан к такому выбору;
  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

          - возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Как отмечал известный футуролог Э.Тоффлер, в современном мире «знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - вовсе нет. Однако... школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней». Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть    коммуникабельным,    контактным    в    различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

  Речь идет о формировании современных ключевых компетенций: общенаучной; информационной; познавательной; коммуникативной; социальной; компетенции личностного самосовершенствования.

В докладе Государственного совета Российской Федерации «Об образовательной политике России на современном этапе» отмечалось, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, ее социально-экономическое процветание». А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности   лежит   развитие    познавательных    навыков,   умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов... предусматривает создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Перед педагогическим коллективом нашей школы была поставлена цель:  разработать механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы.

Реализация данной цели осуществлялась через выполнение ряда задач:

  • рассмотреть возможности применения метода проектов;
  • включить в учебный план курс «Основы проектной деятельности»;
  • показать на конкретных примерах, как организуется проектная деятельность в школе, провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов в образовательном процессе;
  • наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса.

Основная идея данной работы заключалась в том, чтобы на примере организации проектной деятельности учащихся и педагогов показать преимущества данного метода, проанализировать результаты и предложить использовать данный опыт в практике работы других образовательных учреждений. Почему мы из разнообразия инновационных направлений выбрали метод проектов? По нескольким причинам:

  • во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных стандартом образования  целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных  методик;
  • во-вторых, потому что этот метод гуманистический, обеспечивает не   только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг другу;
  • в-третьих, потому что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде.

Построение модели адаптивной школы, признание самоценности личности каждого ученика и его личностного опыты восприятия окружающею мира и предопределили необходимость организации проектной деятельности в нашей школе.

Использование технологии в педагогике в последнее десятилетие стало наиболее популярным. В технологическом контексте сегодня рассматриваются такие педагогические процессы, как обучение, воспитание, формирование и развитие личности, становление мировоззренческой позиции учащихся. В настоящее время не так актуально говорить о методике урока или воспитательного мероприятия, сколько употреблять термин «технология»: образовательная технология, воспитательная технология, вплоть до технологии использования отдельных методов, например, технология деловой игры, технология диспута, технология исследовательской деятельности, технология проектного обучения и др.

Технология есть совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве для целенаправленного преобразования предмета воздействия, придания ему желаемых качеств и свойств. По сути, это пассивный процесс со стороны предмета воздействия. Словосочетание «педагогическая технология» явилось следствием выделения в качестве специального предмета научного исследования педагогического воздействия на ребенка в процессе его воспитания, взаимодействия с окружающим миром, вхождением в культурное пространство.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В. М. Монахов). Педагогическая технология предполагает не столько воздействие на предмет (субъект), сколько взаимодействие всех субъектов, вовлеченных в педагогический процесс для создания комфортных условий обучения (ситуаций успеха); со стороны педагога она обладает осмысленностью цели своей деятельности, реализующейся в совокупности приемов для ее осуществления.        

Таким образом, в обобщенном понимании педагогическая технология -это система осмысленных методов и приемов взаимодействия между преподавателем и учащимся, включающая обязательное проектирование методов и способов воздействия для достижения определенных состояний субъектов, а также интеграцию знаний различных областей науки, основанных на принципах историзма, способствующей оптимизации процессов передачи и усвоения знаний, приобретению субъектами взаимодействия новых качеств, знаний и умений.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде. Учебный проект - работа учащихся, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство общества. Таким образом, технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

В российских школах широко использовался метод проектов в 20 – начале 30-х годов с целью развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко снизилось   внимание   к   основной   философской    идее   образования   того

времени - направленность его на ребенка. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, она способствует развитию творческой активности детей, поднимает качество обучения на более высокий уровень, когда речь идет не только о формировании знаний, умений и навыков по конкретному предмету, но и о развитии межпредметных компетенций обучающихся.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проектирование - это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо,  потому, что помогает им раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, так как вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает творческую направленность образования.

Сущностные характеристики технологии проектного обучения наиболее полно реализуются через функции:  

1. Функция преобразования. Проектная деятельность предполагает развитие, а значит, преобразование личности всех участников процесса, что свидетельствует о наличии функции преобразования. Выполнение проектов обеспечивает формирование проектной и технологической культуры и через них готовность к преобразованию окружающей действительности.

2. Функция мышления. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате они должны самостоятельно или в совместных усилиях рассмотреть проблему, постараться ее решить, хотя это и не является непременным условием метода проектов. Значительно важнее увидеть проблему и задуматься над ней, привлекая необходимые знания подчас из разных областей, активизируя мыслительные процессы. А это говорит о наличии функции мышления. В основе критического мышления, которое следует развивать в школе, лежат  такие качества, как любознательность, гибкость мышления, глубина представления, дисциплина, организованность мыслительной деятельности.

Вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении, - в этом и заключается суть рефлексивного мышления. «Потребность в разрешении сомнения, - писал Дьюи, - является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум... Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Таким образом, метод проектов позволяет формировать не только технологическую культуру, но и элементы проектного мышления.  

  3. Функция оценивания. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию, нужны особые формы обучения, позволяющие реально оценивать происходящие события, найденные факты, полученные результаты.

Таким образом, технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума, осуществляющаяся через реализацию функций преобразования, мышления, оценивания.

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности

Схема соотношения компонентов проектной деятельности как деятельности учебной наглядно демонстрирует основные направления формирования личностной сферы ученика как активного субъекта деятельности и представляет в целом возможности ее превращения в значимый источник психического развития ребенка. Отсюда следует, что проектная деятельность, с одной стороны, опирается на личный уровень развития самосознания учащегося, а с другой стороны, должна оказывать значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания.

Для успешного выполнения проектов необходимо выстраивать  свою деятельность на основе определённых принципов. Принцип - это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Проектная деятельность строится на следующих основных принципах:

  • актуальности;
  • проблемности;
  • объективности;
  • системности;
  • доступности;
  • сотрудничества;
  • самоопределения;
  • самостоятельности, индивидуализации;
  • теоретической и практической значимости исследования.

Метод проектов является средством, позволяющим отойти от «традиционализма» в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, создающий уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и стремление к непознанному.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

•        концептуальность;

•        системность;

•        воспроизводимость;

•        универсальность.

Конкретные цели проектного обучения

1.        Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока): не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2.        Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнении творческих заданий.

3.        Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В настоящее время в теории и практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой.

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

Требования к учителю:

  • умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • переориентация всей учебно-воспитательной работы на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся;
  • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не оказывая давления на аудиторию своим авторитетом;
  • способность генерировать новые идеи, направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
  • умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
  • владение компьютерной грамотностью;
  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Требования к учащимся:

  • владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
  • владение компьютерной грамотностью, что предполагает владение коммуникативными навыками;
  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.

Требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним следует отнести, прежде всего:

  • доброжелательность при любых обстоятельствах;
  • обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;
  • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;
  • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

    Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены: видеофильм, альбом, газета, альманах, рекламный проспект, плакат, инструкция, макет и т.д.

Параметры внешней оценки (экспертизы) проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов;
  • лаконичность и аргументированность ответов.

Таковы методологические принципы и особенности метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Литература

  1. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. — М., 1985.
  2. Балаян Г. В. Метод проектов на уроке истории / Г. В. Балаян // Школьные технологии. - № 1. - 1997.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 1985.
  4. Гилева Е. А. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа. -М.: «Школа». - 2001. - № 2.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. - 1995.-№6.
  6. Гузеев. В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М.: «Народное образование». - 2001.
  7. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. - Казань, 1995.
  8. Лебедева Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении /  Школьные технологии. - 2002. -№ 5.
  9. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе //Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.
  10. Ляхов И.И. Проектная деятельность. - М., 1996.
  11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
  12. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Графф, 2002.
  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
  14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -№ 7.- 2000.
  15. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества.— М., 1990.
  16. Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии, 1992, №1-2.
  17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
  18. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие.- М.: Глобус, 2008.- 255с.
  19. Юров А. К. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

Использование современной педагогической технологии проектного обучения на уроках литературы

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью сложного уровня, предполагающего профессионализм учителя.  Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лиш...

«Метод проектного обучения как педагогическая технология для развития творческого потенциала обучающихся»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства 5, 6 классы....

Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение п...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...