Образовательная программа "Управление качеством образования", Модуль "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)
рабочая программа по теме

Жукова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа модуля "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" предназначена для методистов системы дополнительного профессионального педагогического образования, а также для педагогов, желающих повысить уровень профессиональной компетентности в педагогической практике, научиться презентовать свой  опыт в профессиональных конкурсах различного уровня. Моя программа для тех, кто готов к изменению и развитию, кто ищет новые точки своего профессионального роста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с перспективными планами развития системы районного образования и с учетом мероприятий по обеспечению Петроградского района СПб квалифицированными педагогическими кадрами.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. В связи с введением новых ФГОС  НОО, а затем и ФГОС ООО, к выпускнику школы предъявлены сегодня жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации, принимать верные решения. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к их образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Безусловно, в образовательной организации должны быть созданы определенные условия, способствующие безболезненному и эффективному переходу на новые образовательные стандарты. Прежде всего, это педагогические условия.

Наиболее серьезную проблему представляет собой кадровое обеспечение перехода на деятельность по новому стандарту, одним из основных требований которого является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. На мой взгляд, самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов. Авторы ФГОС, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. 

Современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Педагоги должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий и умений учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

В новых ФГОС сформулированы требования к современному учителю:

Во – первых, это профессионал, который  демонстрирует универсальные и предметные способы действий,  инициирует действия учащихся,  консультирует и корректирует их действия,  находит способы включения в работу каждого ученика ¬   создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во – вторых, это учитель, применяющий в педагогической практике развивающие образовательные технологии.

В – третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

В - четвертых, педагог должен обладать знаниями и умениями в сфере коммуникаций,  знаниями психолого-педагогических особенностей  обучающихся, здоровьесберегающих технологий и другими видами профессиональной компетентности.

Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Главный показатель качества профессиональной подготовки – способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности. Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.

Программа ориентирована на учителей различных учебных предметов, разных ступеней обучения, работающих в парадигме требований Федерального государственного образовательного стандарта, а также на учителей, реальных и потенциальных участников профессиональных педагогических конкурсов. В учебный план Программы, помимо вопросов о видах профессиональной компетентности,  включены темы, раскрывающие вопросы имиджа педагога, особенностей подготовки презентации педагогического опыта в различных ее формах, знаний и умений  в сфере коммуникаций с детской и взрослой аудиторией в рамках конкурсных мероприятий.

Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных и первостепенных условий для успешного перехода образовательного учреждения к реализации ФГОС.

1.Цели и задачи

Основная цель учебной программы – создание образовательно-творческой среды для усвоения общих знаний и развития основных видов профессиональных компетентностей современного учителя в соответствии с требованиями ФГОС и его готовности применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Достижение  цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Повышение уровня знаний слушателей по основным видам педагогических компетентностей в сфере современного образования в контексте ФГОС, овладение понятийным аппаратом, используемым в новом стандарте;

2. Формирование навыков анализа и самоанализа, рефлексии и саморефлексии в практических формах педагогической деятельности (презентация опыта, открытый урок (занятие),  мастер-класс и т.п.)

3. Совершенствование системы методического сопровождения и оказания методической помощи учителям, принимающим участие в профессиональных педагогических конкурсах.

2. Планируемым результатом  обучения по данной Программе является повышение уровня знаний по основным видам профессиональных компетентностей педагогических работников – слушателей программы и формирование готовности применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Профессионально-педагогическая (знаниевая) компетентность учителя:

  • расширение знаний о целях, содержании, методах, формах организации современного образования в контексте ФГОС;
  • овладение широким спектром современных педагогических технологий  организации урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающей успешность реализации новых стандартов;
  • готовность применять на практике различные формы представления педагогического опыта в рамках педагогических конкурсов различного уровня, а также на семинарах, конференциях, круглых столах и т.п.
  • овладение технологией использования различных форм организации совместной деятельности учащихся (парная, коллективная учебная работа).
  1. Информационная компетентность учителя:
  •   повышение уровня знаний о современных ИКТ - технологиях, используемых в учебном процессе;
  •   совершенствование умений эффективного поиска, структурирования информации средствами ИКТ и адаптации ее к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям,
  • организация квалифицированной работы с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,
  • готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности.

  1. Психолого-педагогическая компетентность:
  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

  1. Коммуникативная компетентность педагога:
  •   овладение способами демократического взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в ОУ в рамках совместной деятельности;
  • овладение умениями организовывать учебный диалог с обучающимися;
  • расширение знаний и умений в области форм организации учебного общения (мини-лекция, рассказ-объяснение, коллективное обсуждение и др.).

  1. Общая педагогическая культура:
  • углубление общих знаний об имидже педагога, включающем в себя соответствующий уровень внутренней культуры, навыками делового общения, культуры речи, стиля и внешнего облика;
  • умение презентовать свой профессиональный опыт, быть конкурентоспособным, саморазвивающимся специалистом на рынке педагогического труда.

3. Научная новизна программы состоит в:

  • модульном построении программы с предоставлением различных форм обучения от лекционных до практико-ориентированных интерактивных форм.
  • предоставлении возможности взаимодиагностики слушателей в рамках конкурсных мероприятий районного конкурса педагогических достижений;  
  • организации мониторинга результатов профессионального развития педагогов (результативность в проф. педагогических конкурсах, участие в мероприятиях районного уровня в период обучения).

  4. Практическая значимость программы определяется необходимостью:

  • обеспечения методического сопровождения педагогов в реализации системы ведущих направлений ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности;
  • оказания помощи в развитии профессиональных компетентностей педагога, и посредством этого, внедрения в образовательный процесс достижений современной педагогической науки и передового опыта.

В образовательной программе реализованы принципы  системности и целостности,  открытости, гибкости и вариативности, опережающего характера, гуманизации, интеграции, модульности.

В программе предусматривается возможность варьирования соотношения между теоретической подготовкой и практическим обучением,  решения профессиональных задач в зависимости от целей, сроков обучения и базовой профессиональной подготовкой слушателей.

        

Ресурсное обеспечение

        Кадры. Преподавание планируется осуществлять силами преподавательского состава   Информационно-методического центра Петроградского района и Академии постдипломного педагогического  образования. При проведении занятий активно привлекаются педагоги - победители районного и городского конкурса педагогических достижений прошлых лет, а также педагогических конкурсов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»; отдельные занятия и семинары организуются на базе школ - победителей проекта.        

Материально-техническая база. Слушателям рекомендован список педагогической, методической и научно-популярной литературы по предлагаемым темам.  Имеется подборка лицензированных компьютерных программ, разработаны в ИМЦ дидактические материалы в электронном и печатном виде. При проведении занятий предполагается использовать учебно-материальную базу ИМЦ, ряда образовательных учреждений.

Виды учебных занятий и учебных работ: лекция, практические и семинарские занятия, круглый стол, дискуссия, открытый урок, мастерская педагогического опыта, деловая игра и другие виды учебных занятий, определенные учебным планом.

Диагностика и формы контроля

При проведении профессиональной подготовки по данной программе предусмотрен

обязательный диагностический блок. В качестве диагностики отслеживается активность слушателей на практических формах занятий в рамках учебно-тематического плана.

Итоговой формой контроля является обязательное участие педагогов-слушателей в различных формах  презентации педагогического опыта (электронная презентация, открытый урок, посещение открытых уроков коллег, написание методической разработки открытого урока, участие в мастер-классе и т.п.)

Социальными партнёрами ИМЦ при реализации образовательной программы являются Академия постдипломного педагогического образования (АППО) и ряд школ Петроградского района.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Категория слушателей: учителя-предметники, участники проф. пед. конкурсов

Календарный учебный график: октябрь 2016 -май 2017

Объем программы в аудиторных часах 72 часа.

Форма обучения: очно-электронная

№ пп

Наименование разделов, дисциплин, модулей

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практич.

занятия

1.

Компетентностный подход в деятельности педагога как основной аспект реализации ФГОС      

12

4

8

2.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя  

34

12

22

Проведение открытого урока

3.

Информационная компетентность учителя в контексте ФГОС    

4

2

2

4.

Коммуникативная компетентность педагога    

4

2

2

5.

Психолого-педагогическая компетентность учителя.  

6

2

4

6.

Профессиональный стандарт педагога  

8

4

4

7.

Итоговый контроль

4

4

Презентация пед. опыта

ИТОГО:

72

26

46

Учебно-тематический план образовательной программы

«Профессиональная компетентность учителя

в условиях реализации ФГОС»

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Форма

 проведения

всего

теории

практики

1. Компетентностный подход в деятельности педагога

как основной аспект реализации ФГОС»      (12 часов)

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт: новый ученик – новый учитель. Системно - деятельностный подход.

Обзор базовых компетентностей педагога в контексте ФГОС.

4

2

2

Лекция

дискуссия

1.2

Имидж педагога. Презентация педагогической деятельности: формы представления опыта.

Как подготовить электронную презентацию?

4

2

2

Лекция
семинар

1.4

Презентация опыта слушателей образовательной программы.

4

4

Практикум

2.  Профессионально-педагогическая компетентность учителя   (34 часа)

2.1

Урок в контексте ФГОС. Требования к современному уроку:

  • Целеполагание:
  • Проблемный подход. Мотивация обучающихся;
  • Организация и виды учебной деятельности;
  • Технологическое поле учителя: сочетание инновационных технологий с традиционными;
  • Новые способы оценивания ученика;
  • Формы рефлексивного анализа;
  • Анализ и самоанализ урока в контексте ФГОС.

4

2

2

семинар;

2.2

Образовательные технологии как средство личностного развития в деятельностной форме в рамках реализации ФГОС.

  • Проблемное обучение;
  • Педагогическая мастерская;
  • Организация проектной и исследовательской деятельности;
  • Технология развития критического мышления;
  • Обучение в диалоге и сотрудничестве;
  • Информационные технологии.

6

2

4

лекции;

семинар;

2.3

Проведение открытых уроков слушателей программы в рамках конкурса педагогических достижений в номинациях «Учитель-мастер», «Дебют. Ступени роста»,  «Учитель коррекционной школы»:  

  • Организация взаимопосещения уроков;
  • Написание отзыва о  посещенных уроках;
  • Методическая разработка урока. Требования к оформлению разработки. Технологическая карта урока.

16

2

14

Практикум:

открытые уроки

2.4

Мастер-класс как форма представления педагогического опыта.

  • Участие слушателей в показательном Мастер-классе учителя - участника Городского конкурса педагогических достижений;
  • Мастер-классы финалистов районного конкурса номинации «Учитель-Мастер»

8

2

6

Лекция

Интерактивное занятие

Мастерская пед. опыта

3. Информационная компетентность учителя в контексте ФГОС    (4 часа)

3.1

ИКТ-компетентность как необходимое условие для развития успешного педагога. Поиск, отбор и структурирование информации.

Понятия: ИКТ-грамотность и ИКТ- компетентность  педагогов.

  • Структурные составляющие данных понятий;
  • От ИКТ - грамотности к ИКТ- компетентности учителя.

2

2

Лекция

Семинар-дискуссия

3.2.

Информационно-коммуникативные  технологии в работе учителей-предметников.

  • Работа с интернет - ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами;
  • Организация дистанционной образовательной деятельности.

2

2

Семинар-практикум

4. Коммуникативная компетентность педагога    (4 часа)

4.1

Понятие коммуникативной компетентности. Основные составляющие и функции данного понятия.  

Особенности выстраивания коммуникаций в образовательном учреждении:

  • учитель - ученик
  • учитель - учитель
  • учитель – родитель
  • учитель -  администрация

2

1

1

Лекция

Ролевая игра

4.2.

Основы конфликтологии. Технологии разрешения конфликтных ситуаций.

2

1

1

семинар

кейсы

   

   5. Психолого-педагогическая компетентность учителя.  (6 часов)

5.1

Психолого-педагогическая компетентность как сложная профессионально-личностная характеристика педагога.

4

2

2

лекция;

круглый стол;

5.2

Условия формирования и развития психолого-педагогической компетентности педагога.

2

2

семинар; практикум

6. Профессиональный стандарт педагога.  (8 часов)

6.1

Профессиональный стандарт педагога: концепция и содержание. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями.

Образ компетентного педагога в контексте профессионального стандарта.

4

2

2

лекция,

деловая игра;

6.2

Актуальные вопросы антикоррупционного образования.

4

2

2

Беседа с элементами дискуссии

7. Итоговый контроль (4 часа)

6.3.

Итоговый контроль.

4

4

Презентация пед. опыта

Итого

72

26

46

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.  Компетентностный подход в деятельности педагога  как основной аспект реализации ФГОС»      (12 часов)

1.1.  Федеральный государственный образовательный стандарт: новый ученик – новый учитель. Системно - деятельностный подход. Обзор базовых компетентностей педагога в контексте ФГОС.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Принцип деятельности в процессе обучения выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

1.2. Имидж педагога. Презентация педагогической деятельности: формы представления опыта. Как подготовить электронную презентацию?

Имидж педагога - это эмоционально окрашенный устойчивый образ педагога в сознании обучающихся, коллег, социального окружения, способный оказать влияние на их поведение и мотивацию к обучению. Имидж педагога формируется посредствам целенаправленных усилий с целью повышения успешности его деятельности.
Тема имидж педагога активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Имидж — красивое и загадочное слово — появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с англ. — образ, облик, изображение. Причём под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором учитель предстаёт перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность либо продолжение наших достоинств, либо ещё одна отрицательная черта, мешающая жизни и карьере. 
     
Образ педагога включает следующие позиции:
•    Проявление любви к детям (поддержка, забота, доброжелательность, терпение) 
•     Соответствие личных качеств уникальному педагогическому и творческому опыту 
•    Соответствие профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения 
•    Харизматичность образа (владение технологиями позитивного влияния и личного обаяния)

По вопросу создания презентации рассматриваются две основные задачи: формирование содержания и его оформление. При подготовке презентации педагогического опыта необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Доступность и лаконичность.
  • Содержательность.
  • Логичность.

Слушателям рекомендуются некоторые приемы и правила оформления электронной презентации опыта.

2.  Профессионально-педагогическая компетентность учителя.   (34 часа)

2.1.  Урок в контексте ФГОС. Требования к современному уроку.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием современный учитель. Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В контексте данной темы рассматриваются идеи, целеполагание нового урока, его структура,  ход в виде технологической карты, отражающей его этапы, деятельность учителя и деятельность ученика.

2.2.   Образовательные технологии как средство личностного развития в деятельностной форме в рамках реализации ФГОС.

Урок по ФГОС предполагает использование учителем ряда педагогических технологий, имеющих развивающую направленность и обеспечивающих системно - деятельностный подход. В теме достаточно подробно рассматриваются  с этой точки зрения следующие педагогические технологии:

  • Проблемное обучение;
  • Педагогическая мастерская;
  • Кейс-технологии;
  • Технология проектной и исследовательской деятельности;
  • Технология развития критического мышления;
  • Обучение в диалоге и сотрудничестве;
  • Информационные технологии и другие.

2.3.  Проведение открытых уроков слушателей программы в рамках конкурса педагогических достижений.

Все слушатели данной образовательной программы являются участниками конкурса педагогических достижений. Один из туров конкурса предполагает проведение открытого урока с применением знаний,  полученных в теоретическом блоке.  Критерии оценивания проведенного урока включают ряд требований, прописанных в Федеральном образовательном стандарте.

Кроме того, слушателям предложено посетить уроки коллег с целью анализа просмотренного урока по предложенной форме.

Этот вид практической деятельности является обязательным для всех, а также  основной формой контроля по итогам образовательной программы.

2.4.  Мастер класс как форма представления педагогического опыта.

Мастер классы являются одной из форм профессионального обучения учителей и представляют собой профессиональные объединения педагогов во главе с учителем-мастером. Мастер класс – позволяет:

а)   продемонстрировать педагогический опыт и новые педагогические технологии;

б) отработать практические навыки и методические приемы по различным методикам и технологиям;

в)  обобщить собственные педагогические наработки.        

Цель мастер класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Главный принцип мастер класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».  

В ходе занятий мастер класса рекомендуется использовать различные методы и направления деятельности учителя мастера, продемонстрировать педагогический инструментарий на примере работы с задачами из практики:

  • представление урока (системы уроков) с его описанием;
  • изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;
  • показ технологии, рекомендованной в системе ФГОС.

Методика проведения мастер классов не имеет каких-то строгих и единых норм, поэтому учитель вправе сам выбрать форму и вид проведения мастер класса.

Таким образом, мастер класс – это современная форма обучающей технологии по передаче учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

В практической части по изучению данной темы слушатели становятся активными участниками мастер-классов финалистов районного конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель-Мастер».

3. Информационная компетентность учителя в контексте ФГОС   (4 часа)

3.1.  ИКТ-компетентность как необходимое условие для развития успешного педагога.

По предложенной теме для слушателей образовательной программы предлагается обучающий семинар с традиционной структурой: пленарное заседание с выступлением специалистов по теоретическому блоку и заседания нескольких секций, где педагогам предложено стать активными участниками нескольких мастер-классов по  использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе.

В современном информационном обществе у учителя в контексте ФГОС возникает необходимость научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни полученную информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.

Для этого необходимо различать 2 понятия: ИКТ- грамотность и ИКТ - компетентность  педагогов.

ИКТ- грамотность – знания о том, что представляет собой персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ- компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и их эффективное применение их в педагогической деятельности.

3.2. Информационно-коммуникативные  технологии в работе учителей-предметников.

Типология информационно-коммуникационных технологий с использованием электронных устройств и технических средств, используемых в образовании:

  • Аудио и видео технологии
  • Мультимедиа-технологии
  • Интернет - технологии
  • Технологии дистанционного обучения
  • Кейс-технология.
  • Сетевая технология
  • Образовательные Интернет-ресурсы

4. Коммуникативная компетентность педагога.    (4 часа)

4.1. Понятие коммуникативной компетентности. Основные составляющие и функции данного понятия.  

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Коммуникативная компетенция учителя, определяется  основными  составляющими:

-  мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию,  потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)

- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);        

операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)

позиционно-ценностной  (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

 Особенности выстраивания коммуникаций в образовательном учреждении.

Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:

-   коммуникативную, включающую обмен информацией;

-   интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

-   перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися.

4.2. Основы конфликтологии. Технологии разрешения конфликтных ситуаций.

В педагогическом  общении  очень важно  умение предупреждать и   разрешать конфликты. Как вариант учитель может обсудить и принять вместе с учениками следующие правила:

Примерные  правила общения в кабинете для всех:

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать  алгоритм разрешения конфликтов, разработанный  специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть  у  учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

1.    Определяем проблему.

2.    Вырабатываем несколько возможных решений.

3.    Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.    Выбираем лучшее.

5.    Организуем выполнение.

6.    Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

Как разделить проблемы ученика и учителя.   Еще  прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты.  Он  помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации. Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика.

Вот какими способами  конфликтологи   предлагают решать  
проблемы учителя:

-  Работать с учеником (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).

-  Работать со средой (изменять условия, организовать среду  окружающих.  Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

-  Работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается

-  Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

 5. Психолого-педагогическая компетентность учителя.  (6 часов)

5.1. Психолого-педагогическая компетентность как сложная профессионально-личностная характеристика педагога.

Деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми. Кроме этого. педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.        

5.2. Условия формирования и развития психолого-педагогической компетентности педагога

Для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности. В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях. Кроме этого, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил нам выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога: педагогический такт , умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности, способность и желание работать с детьми, заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности, при планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала, педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей,  владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися, уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках, «эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

6. Профессиональный стандарт педагога.  (8 часов)

6.1. Профессиональный стандарт педагога: концепция и содержание. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

•  Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

• Стандарт - инструмент повышения качества, образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

•  Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

•  Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

• Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. В теоретической теме рассматривается необходимость приобретения педагогом новых ключевых компетенций в соответствии с требованиями новых ФГОС и с новыми запросами общества.

6.2. Образ компетентного педагога в контексте профессионального стандарта.

В практической части занятия лектором-модератором проводится деловая игра, в которой слушателям предлагается в группах определить качества необходимые новому учителю, а затем, погружаясь в роли всех участников образовательного процесса, выйти на перечень качественно новых компетенций современного педагога. Затем происходит презентация разработанных образов и в итоге прорисовывается некий собирательный образ компетентностного учителя, прописанного в Профессиональном стандарте педагога.

7. Итоговый контроль (4 часа)

Презентация педагогического опыта слушателей.

На последнем занятии слушатели презентуют свой педагогический опыт по теме «Мое педагогическое открытие» с учетом знаний и умений, полученных в ходе реализации данной программы. В разделе ФОС (приложения 4, 5) представлены методические рекомендации по подготовке презентации и критерии оценивания итогового продукта слушателей.

Список литературы

1. Лукьянова Н.И.  Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
2. Лазаренко Л.А.  Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68
3. Зимняя И.А.    Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
4. Терпигорьева С.В.   Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. - 143 с.

5. Орешкин В.Г.   Тренинг формирования имиджа. Методическое пособие. СПб.  Изд-во: Речь, 2008.

6. Даутова О.Б., Иваньшина Е.Н., Казачкова Т.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях  ФГОС.  Метод. пособие. СПб, КАРО, 2013.

7. Крылова О.Н.,  Муштавинская И.В.   Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.  Метод. пособие. СПб, КАРО, 2013.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования. Вестник образования.

9. Жолован С.В., Крылова О.Н.,  Муштавинская И.В.   Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования. Сборник статей. СПб, Авторы, 2016 г.

Интернет-ресурсы

1. Министерство образования и науки РФ    www.mon.gov.ru

2. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  www.standart.edu.ru

3. Федеральное агентство по образованию  www.ed.gov.ru

4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru 

5. Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru

6. Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru 

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Приложение 1

ОТЗЫВ учителя-эксперта о посещенном уроке

об уроке ___________________  учителя ______________________________________

                            (предмет)                                                                                       (ФИО)                                                                                                    

ОУ № _____  по теме: ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Критерии

Выражен в полной мере

Выражен частично

Не выражен

1.

Цели и задачи понятны и доступны

обучающимся

2.

Проблемный характер изучаемого материала

3.

Наличие элементов интеграции предметных областей

4.

Мотивация учащихся  к деятельности

5.

Организация и самоорганизация деятельности учеников на уроке

5.

Возможность взаимодействия участников процесса

6.

Логика в построении урока (этапы, логическая завершенность)

7.

Нацеленность вопросов и заданий на формирование УУД

8.

Соответствие методического инструментария поставленным целям и задачам

9.

Использование современных методов оценки. Возможность для самооценки обучающихся.

10.

Психологическая комфортность на уроке

11.

Назовите используемую педагогическую технологию или педагогический метод

12.

Ваши замечания, предложения, пожелания

ФИО учителя – эксперта  ______________________________________________

Дата проведения урока    «_____» _______________ 2016 г.

СПАСИБО!

Приложение 2

Примерная схема самоанализа урока учителем

в контексте ФГОС

  1. Указать тему урока, охарактеризовать ее положение в общей системе других уроков и тем.
  2. Указать степень сложности изучаемой темы для данного класса.
  3. Определить цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока (привести аргументы).
  4. Охарактеризовать задачи урока (предметные, метапредметные, личностные)
  5. Определить этапы урока с описанием видов деятельности учителя и ученика.
  6. Кратко охарактеризовать использованные педагогические технологии, методы обучения, их соответствие достижению планируемых результатов.
  7. Озвучить методы оценки и самооценки в уроке, их целесообразность.
  8. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке.
  9. Сделать общий вывод, сформулировать методические рекомендации по проведению данного урока.

Приложение 3

Требования к оформлению методической разработки урока, занятия.

(печатный вариант)

1. Структура методической разработки урока, занятия, мероприятия:

  • Заголовок (Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме: «Тема..........»)
  • Автор материала  (Е.П.Иванова, учитель физики ГБОУ СОШ №... Петроградского района Санкт-Петербурга)
  • 1-й раздел Пояснительная записка включает в себя следующую информацию (целевая аудитория, актуальность темы (кратко), учебная программа, выходные данные учебника, цели и задачи данного урока/занятия в контексте ФГОС, планируемые результаты, используемые педагогические технологии, формы и методы диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов, материально-техническое обеспечение урока, оформление и т.п.) – 1 стр.
  • 2-й раздел  Ход урока, мероприятия может быть представлен в виде таблицы (технологической карты), где прописываются основные этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД на каждом этапе) или в свободной форме, но с указанием  всех перечисленных моментов – 2-3 стр.
  • 3-й раздел Приложения (схемы, таблицы, тексты стихов, песен, образцы заданий и прочее). Не рекомендуется использовать в большом количестве мелкие цветные картинки-шаблоны из Интернет – 1-2 стр.
  • 4-й раздел  Библиография (используемая литература, Интернет-источники и т.п.)

2.Требования к форматированию текста

  • Шрифт - Times New Roman. Заголовок (название статьи) - 16 кегль полужирный,
  • Данные автора - 14 кегль полужирный курсив, 
  • Подзаголовки, названия таблиц - 14 кегль полужирный.
  • Основной текст - 14 кегль,  междустрочный интервал -  1,0.
  • В небольшой статье не стоит пользоваться установкой "стиль и форматирование"
  • При необходимости разделения частей текста желательно использовать пустую строку.
  • Нежелательно выделять абзацы или строки, используя другой шрифт. Лучше использовать курсив, подчеркивание, полужирный.
  • При составлении списков, перечней желательно использовать нумерованный (или маркированный)  "список по умолчанию".
  • При составлении таблиц желательно использовать стандартные таблицы Word (не рисованные).

На CD-RW диске (электронный вариант) лучше создать папочки или отдельные документы в соответствии с разделами разработки.

Приложение 4

Методические рекомендации по созданию электронной презентации

Правила, приемы и советы.

Создание презентации включает в себя две основные задачи: формирование содержания и его оформление.

Доступность и лаконичность. То, что увидит зритель должно быть понятно даже без комментариев и дополнительных пояснений. Презентация должна быть краткой (помните, чья она сестра?), но емкой. Говорить необходимо о том, о чем нельзя не говорить и показывать то, что нельзя не показать.

Содержательность. Презентация должна отражать суть Вашей идеи, визуализировав материал, представляемый с помощью средств Microsoft PowerPoint. Как во всякой работе и в презентации должны быть: титульный слайд, введение, основная часть и заключение. Во введении отражаются цели, и формулируется ведущая идея. Основная часть раскрывает суть идеи и может содержать несколько разделов. В заключении отражаются результаты, выводы, резюме и благодарности (коллегам за понимание, родителям за поддержку, администрации за доверие).

Логичность. Изложение представляемого материала должно быть логичным и последовательным: педагогическая идея должна прослеживаться и в документах, и в уроке, и в презентации. Найдите такую последовательность изложения, которая будет наиболее убедительной.

Когда  идея общего содержания презентации уже сформировалась, вы можете использовать Мастер автосодержания, который позволит  выбрать  предлагаемое оформление, либо создавать каждый слайд самостоятельно.

Некоторые приемы и правила оформления презентации.

  • Оформлять презентацию автоматической сменой слайдов можно лишь в том случае, если вы полностью уверены в знании текста своего выступления. Это позволит Вам не связывать себя с ассистентом, но в тоже время  довольно жестко регламентирует временные рамки, ведь Вы должны уложиться в отведенные 10 минут.
  • Хорошая презентация должна быть немногословной. Объем текста не должен быть больше, того, о чем Вы говорите. Чем меньше слов, тем лучше презентация будет восприниматься аудиторией. Обычно проговаривается все то, что показано на слайде,  это позволяет задействовать все органы чувств и каналы связи. Плохо слышащий - увидит, плохо видящий – услышит. Но и перегруженность текстом навредит Вам.
  • Важной частью презентации является фон слайдов и текста. Они должны гармонировать и быть контрастных цветов, а размер шрифта – читабельным (не менее 20). Важно помнить, что для лучшего восприятия необходимо использовать светлый текст на темном фоне или наоборот. Сохраните выбранную цветовую схему до конца презентации.
  • Текст должен меняться с такой скоростью, что бы его можно было не спеша прочитать (проверьте это несколько раз и не только на себе).
  • Не обязательно использовать все ресурсы Microsoft PowerPoint. Выберите 1-2 анимационных приема смены слайда и появления текста, а также ограничьте количество шрифтов документа до двух.
  • Чтобы вставить в слайд фотографию, вы должны помнить, что ее разрешение должно составлять не более 800 на 600 точек (оптимально 740х560).
  • Избегайте быстрой смены слайдов. Оптимальным режимом является время просмотра одного слайда в течение 9-10 секунд.
  • В текстовой части выделяйте каждый новый абзац или раздел каким-нибудь маркером. Помните, что маркеры необходимы только тогда, когда текст содержит группу одинаковых по смыслу и значимости утверждений.

Прислушавшись к этим рекомендациям, я надеюсь, вы успешно справитесь с созданием вашей презентации.

Приложение 5

Критерии оценивания презентации педагогического опыта по теме:

«Мое педагогическое открытие»  

1. Актуальность и новизна представляемого опыта;

2. Проблемный характер раскрытия темы;

3. Знание ведущих педагогических теорий, современных педагогических технологий;

4. Четкость структуры изложения, выделение главных мыслей,  логическая   завершенность выступления; 

5. Ориентированность опыта на конкретный практический результат;

6. Культура публичного выступления, умение заинтересовать аудиторию.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Доклад по теме : "ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»

Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с соврем...

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС...

Роль применения новых ИКТ в достижении современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

В современном образовательном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии чтобы повысить эффективность и качество образовательных программ. Использование технологии дополне...