Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС
статья

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Интеграция современных образовательных и информационно - коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения.

Он рисует, он считает, проектирует заводы,

Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же – компьютер!

Наше общество стремится стать информационным, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания. И нашей стране требуются люди, способные самостоятельно проектировать  структуры и управлять ими, люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией - только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. В связи с этим, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Необходимым условием создания таких специалистов является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Одним из основных показателей профессионализма педагогов является ИКТ- компетентность.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Выделяют также еще два вида ИКТ-компетентности:

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

  • Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011г.
  • Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
  • Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

- материалы для урока,

- тематическое планирование,

-мониторинги по своему предмету,

-различные отчеты по предмету,

-  анализ процесса обучения, и т.д.

  • Уметь применять ИТ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

- школьная сеть,

- электронная почта,

- социальная сеть (Дневник.ру, …),

-сайт (раздел сайта),

-лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

- форум,

-Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

- блог (сетевой журнал или дневник событий),

-  RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

-подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Таким образом,  широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью. На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ. ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он

– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;

– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;

– использует компьютер как средство управления информацией;

– свободно работает с информацией в сети Интернет.

Современный педагог должен:

– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;

– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);

– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

– владеть методикой дистанционного обучения. Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, то есть достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности. Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо:

– составить временную структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;

– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;

– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

– составить поминутный план урока.

Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....

Образовательная программа "Управление качеством образования", Модуль "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)

Рабочая программа модуля "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" предназначена для методистов системы дополнительного профессионального педагогического образован...

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...

"ИКТ-компетентность современного учителя в условиях реализации ФГОС"

отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы...