Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку на тему

Наталья Александровна Бережная

Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС.

Что такое компетентность учителя? Рассмотрим несколько определений.

 КОМПЕТЕНТНОСТЬ – осведомленность в какой-либо области.(Толковый словарь Ожегова)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности. (Ю. Кричевский)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (В. Адольф)

Исходя из всех определений,  можно сказать, что под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям и способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.

  • Аттестация педагогических работников.

  • Активное участие в работе МО, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

  • Владение современными образовательными технологиями, методами, приемами, средствами обучения и их постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникативными технологиями.

  • Обобщение и распространение  собственного педагогического опыта, создание публикаций.

  Но в первую очередь к педагогу должно прийти осознание необходимости повышения своей компетентности. Время диктует: «Необходимо меняться!» Современное общество требует изменений в деятельности и адаптации к социальным запросам.

Проследить пути развития профессиональной компетентности можно на примере работы МО учителей русского языка и литературы нашей школы. Систематически учителя обучаются на КПК: «ФГОС СОО: условия и механизмы реализации», «Профессиональная деятельность учителя русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС», являются слушателями различных семинаров: «Государственно-общественное управление введением ФГОС старшей школы. Ключевые вопросы и проблемы реализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО» с приглашением  к.п.н.  А.Б.Воронцова.

Одним из важнейших путей развития компетентностей является самообразование. В соответствии с условиями перехода на ФГОС учителями выбраны следующие темы самообразования: «Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка», «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы», «Духовное развитие на уроках литературы в условиях ФГОС», «ФГОСОО. Условия и механизмы  реализации».

Тематика заседаний МО также выстроена в соответствии с условиями  реализации ФГОС Вот некоторые из тем: «Формирование УУД на уроках гуманитарного цикла», «Современный урок. Методы и приемы», «Система работы учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС», «Проблемы реализации ФГОС».

Закончить выступление хотелось бы словами К.Д.Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС.

Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС....

Презентация " Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Компетентный – знающий, осведомленный,     авторитетный в какой-нибудь области   С.И.Ожегов  «Толковый словарь"   русского языка»...

Образовательная программа "Управление качеством образования", Модуль "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)

Рабочая программа модуля "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" предназначена для методистов системы дополнительного профессионального педагогического образован...

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС...

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»

Совершенствование профессиональной  компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...