Традиционные и инновационные воспитательные технологии в ГУ ЯО «Рыбинский детский дом»
статья на тему

Лобачева Яна Евгеньевна

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии намного сложнее образовательных, так как в их основе лежат отношения между воспитанниками и педагогами и они требуют от педагогов умение вести за собой детей, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и инновационные воспитательные технологии в ГУ ЯО «Рыбинский детский дом»

Воспитательная работа в детском доме включает в себя все направления, присущие воспитательной работе в других образовательных учреждениях. Отличия - в акцентах, которые расставляет администрация детского дома и, конечно, воспитатель. В конечном счете, благодаря этим акцентам воспитательная работа в детском доме приобретает уникальный стиль (в деятельности учреждения) и индивидуальный почерк (в деятельности отдельного воспитателя).

Педагог детского дома ежедневно прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность воспитанников, применяя воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии намного сложнее образовательных, так как в их основе лежат отношения между воспитанниками и педагогами и они требуют от педагогов умение вести за собой детей, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Общепринятой классификации воспитательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.  Любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразие технологий воспитания. В своей практической деятельности педагог чаще всего стоит перед конкретными вопросами: как преобразовать воспитательную ситуацию, как выбрать способы действия (свои, проверенные многократно, или успешно примененные кем-то; известные или новые, новаторские; «быстродействующие» или длительные, системные), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей? Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса.

В своей работе мы адаптируем существующие воспитательные технологии к условиям детского дома и особенностям личности воспитанников.

Далее мы рассмотрим некоторые из применяемых нами технологий.

1. Технология педагогического общения – это технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов.

Основное назначение педагогического общения сохранить достоинство ребенка, оградив достоинство педагога. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Здесь очень важным воспитательным моментом является то, каким тоном обращается воспитатель к воспитаннику, воспринимает ли он его как равноправного субъекта общения.

2.Технология педагогического разрешения конфликта – это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта - обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

К способам разрешения конфликта можно отнести: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

3.Технология предъявления педагогического требования – это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.

Основные правила предъявления педагогического требования:

  • Скрытая педагогическая позиция;
  • Тактичное оформление требования;
  • Детализация выдвигаемых требований;
  • Акцентирование на положительной программе действий;
  • Положительное подкрепление требования;
  • Терпеливое ожидание результатов.

4. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – это технология воспитания, в основе которой лежит оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры.

Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.

К основным принципам педагогического оценивания относятся недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и другие.

5. Технология коллективного творчества (И.П. Иванов.) Организация творческого воспитания – это организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Использование этой технологии предполагает достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Данную технологию мы используем при подготовке к конкурсам, соревнованиям, исследовательским проектам. На начальном этапе воспитанники месте с воспитателем создают проект. Затем обсуждаются пути его реализации, распределяются роли с учетом способностей и желания участников проекта. Далее следует деятельный этап. Результаты деятельности обсуждаются всеми участниками проекта. При этом объективно оценивается вклад каждого в общее дело.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант», «Тимуровская помощь»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Что? Где? Когда?»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Зарница», «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

6. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щуркова).   Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку данного воспитательного дела можно представить следующим образом:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);
  2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);
  3. Содержательная (предметная) деятельность;
  4. Деятельный этап;
  5. Завершающий этап (рефлексия);
  6. Проекция на будущее

В своей работе эту технологию педагоги детского дома в основном используют в проведении воспитательных часов по всем направлениям.

7.Игровые технологии. Технология-тренинг. Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (устранение конфликтности, овладение навыками слушания) или же целый комплекс задач. Наиболее используемыми являются следующие игры:

  • «Рассказ по кругу» развивает умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
  • «Интервью» развивает умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;
  • «пойми меня» развивает умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях;
  • «Без маски» развивает умение делиться своими чувствами, переживаниями, настроение с товарищами.
  • Мозговой штурм; кроссворды, сканворды, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.

8.Технология социально-педагогического проектирования. Проекты можно условно разделить на виды:

- по содержанию;

- по продолжительности (итоговые, средней продолжительности, долгосрочные);

- по количеству участников (коллективные, индивидуальные, групповые);

-по виду проектной деятельности (информационные, творческие, практико-ориентировочные)

Данную технологию мы использовали при создании проекта по патриотическому воспитанию молодежи «Взгляд сквозь века»; творческого проекта «Не рубите ели!», информационного проекта «Агитбригада по противопожарной безопасности», проекта «Утилизация». Некоторые воспитанники приняли участие в Фестивале социальных проектов «Живем по-настоящему», где представили проект «Продленка», а также участие в международном интернет-проекте «Мосты дружбы».

Каждый участник создания и реализации проектов должен видеть конкретные выгоды внедрения данного проекта. Деятельность должна восприниматься детьми как социально-значимая, цели и задачи должны быть понятны и конкретны.

9. Очень активно в нашем учреждении применяются здоровьесберегающие технологии – это еще одно направление работы педагога.  Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с малых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. С целью профилактики мы с ребятами проводим воспитательные часы против вредных привычек, индивидуальные беседы, игры и упражнения, конечно же, это не всегда дает положительные результаты. Проводятся различные спортивные мероприятия, состязания и др.

9. Технологии коррекционно-развивающего обучения - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. Они позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

10.  На коррекционно-развивающих занятиях воспитатели стараются широко применять технологии Арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).  Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на воспитанников, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

11. Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей детей, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ можно использовать на всех этапах процесса воспитания.

Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих) и игр. Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных психических процессов: коррекции и развития внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.

Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Эта технология очень помогает при составлении сценариев к праздникам в детском доме, при подготовке к мероприятиям, при проведении воспитательных часов и создании медиатеки детского дома.

В заключении следует отметить, что современные воспитательные технологии, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

При работе с воспитанниками в нашем детском доме использование современных воспитательных технологий актуально и имеет большое значения для формирования личности ребенка и его успешной социализации.

Список литературы:

  1.  Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009 г.;
  2. Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии»-М.,1996 г.;
  3. Библиографическое описание: Евсюткина П. А. Инновационные коррекционные педагогические технологии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 183-185.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение традиционных и инновационных технологий на уроках географии

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десят...

Презентация "Инновационные воспитательные технологии".

Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципи...

ИКТ, как инновационная воспитательная технология

ИКТ, как инновационная воспитательная технология...

Инновационные воспитательные технологии. Презентация опыта

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации учащихся.Инновационные воспитательные техн...

«Инновационные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя»

Познакомить участников с одной из разновидностей форм арт-технологии - коллаж, применяемой для решения  воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личнос...

Инновационные воспитательные технологии

Описание инновационных воспитательных технологий, применяемых во внеурочной и внеучебной деятельности...