Главные вкладки

    Статья "Воспитание толерантности в студенческом коллективе"
    статья на тему

    Рыжов Иван Иванович

    По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Земле. Речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_vospitanie_tolerantnosti.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рыжов И.И. воспитатель общежития

    ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»

    Воспитание толерантности в студенческом коллективе.

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

    По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Земле. Речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

    Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

    Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть.

    Понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

    Исследование проблемы воспитания толерантности  показывает, что своими корнями она уходит в глубокую историю. В эпоху античности, такие известные мыслители того времени, как Демокрит, Платон, Аристотель, выдвигая идеи о воспитании, включали в цель - идеал и некоторые черты толерантности. Большое внимание уделяли воспитанию черт толерантной личности  российские ученые (И.И Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, А.И. Герцен,  Л.Н. Толстой  и др.). Также значение для исследования проблемы воспитания толерантности имеют идеи, содержащиеся в работах классиков советской педагогики А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского.

    По словам В.А. Сухомлинского, воспитание толерантности заключается в воспитании способности «... быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь ... собственные интересы». Он также отмечал: «Если бы мера требовательности каждой личности к другим людям определялась этим мудрым правилом, если бы каждый умел не только требовать, но и не замечать, снисходить, извинять, прощать, жить было бы легче — и каждому из нас, и обществу в целом. Большая беда в том, что мера требовательности к другим у многих людей совершенно не та, что мера требовательности к себе, — отсюда столкновения, конфликты, семейные трагедии, «несходство характеров»; отсюда обездоленные дети».

    Социально-культурный смысл толерантности рассматривается как определенное качество межчеловеческих отношений и групп, а также отдельных индивидов. Это качество характеризуется установкой на благожелательное восприятие «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности «другого». Гуманитарная функция толерантности основывается на формировании ценностных ориентаций и интересов будущего специалиста с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

    Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Время учебы в строительном лицее совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

    Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

    Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

    Личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагога, т.к. многие качества продолжают возникать и развиваться. Это проявляется в том, что первокурсник не осознает ответственности за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов, т.к. могут стать жертвой наркомании и преступных групп. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение и т.д.

    Необходимо в рамках профессионального  образования  способствовать формированию системы ценностных ориентаций будущего специалиста, акцентировать внимание на развитии студента как носителя и субъекта культуры.  

    Среди факторов и условий создания высоконравственной воспитательно-образовательной среды в строительном лицее можно выделить: 

    1. высокий уровень нравственной и профессиональной культуры преподавателя;
    2. доброжелательная атмосфера;
    3. гуманный стиль общения и поведения;
    4. сотрудничество, сотворчество;
    5. создание ситуаций успеха;
    6. оптимистическое настроение;
    7. эмоциональный подъем, особенно при выполнении коллективных творческих дел;
    8. стимулирование интереса к разнообразным видам деятельности обучающихся;
    9. поощрение инициативы и творчества;
    10. поощрение и стимулирование самостоятельности, самопознания, самоуправления, саморазвития и самореализации студентов.

    Задачи нравственного развития личности студента, а в частности формирование толерантности, эффективно решаются как в процессе учебной деятельности, так и в процессе воспитательной работы в свободное от занятий время, главное назначение которой заключается в развитии через различные ее формы способностей студентов, в расширении возможностей культурного и духовного роста.

    Формы и методы внеучебной воспитательной работы в строительном лицее многообразны:

    1)  организация и проведение творческих конкурсов, выставок, концертов (выставки рисунков, конкурсы авторских стихотворений, новогодних игрушек, конкурс чтецов, конкурс патриотической песни);

    2) организация посещения  спектаклей, культпоходов в кино, музеи;

    3) ознакомление с памятниками истории и культуры города, края и страны;

    4) формирование у студентов высокой правовой культуры, глубокого уважения к Конституции, законам Российской Федерации, принципам и нормам правового, цивилизованного общества не только в учебном процессе, но и всем стилем жизни колледжа;

    5) проведение бесед и лекций о достижениях в области литературы, музыки, искусства;

    6) организация работы творческих объединений и коллективов;

    7) усиление правового воспитания студентов, профилактической работы по предотвращению нарушений общественного порядка, правил общежития путем организации лекций и бесед с приглашением специалистов.

    8) классные часы, направленные на воспитание гуманности, сдержанности, тактичности, патриотизма, на формирование профессиональной мотивации («Толерантность», «Чувство вины» и др.).

    Например, классный час «Образование и формирование жизненных планов» раскрывает роль образования как самой главной составляющей жизненных планов человека, развивает представления о значимости формирования умений ставить цель и планировать продвижение к ней, рефлексировать способы деятельности, выбранные для продвижения к поставленной цели. Классный час «Конфликты и пути его решения» направлен на формирование правильного представления о конфликте и умении решать конфликтные ситуации. Игры и игровые ситуации помогают вживаться в ситуацию, посмотреть на нее глазами другого человека и выбрать правильный вариант решения – бесконфликтный.

    В процессе организации жизнедеятельности студентов в культурно-образовательном воспитательном пространстве современного учебного заведения складывается система целей, ориентирующих педагогов на развитие воспитания студента как Гражданина, как Профессионала, как Высоконравственной, Интеллигентной, Творческой, Конкурентоспособной личности.

    Подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования имеет свою специфику. В современном обществе происходит существенное обновление профессионального образования, которое не только готовит будущих специалистов, но и учит молодежь нести ответственность за себя, свои поступки, строить гармоничные отношения с собой, другими людьми, с миром. Россия — страна многонациональная, этнически  многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

    В этой связи необходима переориентация сознания студента на гуманистические ценности, адекватные характеру профессиональной деятельности будущего специалиста.

    Литература

    1. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Асмолов // Мемориал. 2001. -  № 24. - С.61-63.

    2. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход  [Текст] / М.В.Богуславский // Классный руководитель.- 2009. - №8. – С. 21-28.

    3. Риэрдон Бетти, Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Э. Риэрдон Бетти. - М., 2001. – 164 с.

    4. Слепухина, Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе [Текст] / Г.В.Слепухина. – М.: Московский психолого– социальный институт, 2006. – 293с.

    5. Степанов, П.С. [Текст] / Как воспитать толерантность? // Народное образование. -  2001. -  №  9. – С. 48-56.

    6. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала  [Текст] /  А.Р. Фонарев. - М., 2005. – с.156.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стратегия и тактика преподавателя по налаживанию дисциплины в студенческом (ученическом) коллективе

    Методические рекомендации по налаживанию дисциплины в студенческой группе...

    Текст выступления "Воспитание толерантности в разновозрастном коллективе школьников"

    Текст выступления на районных педагогических чтениях в 2013 году....

    "Воспитание толерантности в разновозрастном коллективе школьников"

    Презентация к выступлению на районных педагогических чтениях...

    «Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».

    Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....

    Круглый стол по проблеме толерантности в студенческой среде

    Данная методическая разработка ставит целью рассмотреть структуру проведения круглого стола в студенческом коллективе по предложенной проблеме,  изложить актуальность его проведения,  и пред...

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

    Формирование культуры толерантности в студенческой молодежной среде (Из опыта профилактической работы)...

    воспитание толерантности в классном коллективе

    материалы для педагогического семинара...