Индивидуальный исследовательский проект (Из опыта работы)
статья на тему

Шарыгина Ольга Александровна

 Индивидуальный исследовательский проект. Как выбрать  тему работы, как  начать работать над темой проекта  с обучающимися, что такое "продукт" проекта, какие трудности могут встретиться при выполнении проекта  - вопросы, которые встают перед каждым, кто занимается исследовательской и проектной деятельностью. Эти же вопросы встали и передо мной при работе с ребятами по темам проектов в 8 классе.  Как мне удалось на них ответить, с какими проблемами еще пришлось столкнуться и как их удалось решить -   я и попыталась раскрыть в данной статье. Очень надеюсь, что кому-то данная статья будет полезной.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sharygina_o.a._individualnyy_itogovyy_proekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Индивидуальный исследовательский проект

(Из опыта работы)

Шарыгина О.А., учитель физики

 МБОУ «Лешуконская СОШ»

Работать с индивидуальными итоговыми проектами в нашей школе начали три года назад. Первыми  были ребята, которые обучаются сейчас в 10 классе. Способные, интересные, увлекающиеся, работоспособные. Этого у них не отнимешь. В 7 классе, когда только-только начинается изучение физики, мы занимались с ними на элективном учебном курсе «Занимательная физика». Посещали этот курс 10 человек. На последнем уроке физики в мае я предлагаю этому классу ряд тем проектов с задумкой, если мы с ними будем работать на курсе еще и в 8 классе, то сможем некоторые изучаемые в 8 классе темы раскрыть в виде проектов. Кто-то из ребят взяли тему на двоих, кто - то решил работать индивидуально. Началось лето…

В сентябре на первом уроке физики, к моему удивлению, посыпались вопросы: когда принести работы, когда показать презентации, что делать, если прибор не работает… А мне в тот год учебный курс не дали! ПРОБЛЕМА! Темы-то разные, одна тема изучается в начале года, другая в середине, «Оптика» вообще в мае! А есть те, которые вообще изучались в прошлом году («Фонтаны» и «Система водопровода», где используется принцип сообщающихся сосудов). Где и когда рассмотреть эти  вопросы?

И вот в середине сентября завуч по учебной работе объявляет о работе восьмиклассников над индивидуальным итоговым проектом! По сути  это было решением моей проблемы! Переговорила с ребятами. И мы решили продолжить их работы и выступить с защитой на учебной конференции.

Это был сентябрь, и я еще не знала, что это такое – работа над проектом! Как всегда в начале года дел навалилось много, поэтому к конкретной работе мы приступили лишь в начале второй четверти. И вот тут-то и начались наши трудности. Конкретнее – мои. И самое главное – это  катастрофическая нехватка времени.

Но проанализируем всё по порядку: во-первых, то, что было у них наработано, пришлось пересматривать и переделывать! Во-вторых, срочно знакомить их с Положением об Индивидуальном итоговом  проекте, со структурой работы, с требованиями к проекту и т.д.

Потом началась трудоемкая кропотливая работа. Сначала определились с темой работы, с тем, что будет их конечным результатом. Затем с каждым из ребят составили план работы, который потом не раз пересматривался. Потом начался поиск необходимой информации, началась работа с литературой в библиотеке, с материалами сети Интернет, с учебником (ведь некоторые темы-то еще не изучены). Наконец, определились с тем, что необходимо для получения конечного результата – нашли схему модели водопровода, схему устройства фонтана.

Какова роль учителя на каждом этапе в работе учащихся над проектом?

Подготовительный этап

  1. Помочь составить план работы (здесь обратить внимание на то, что ученику самому интересно узнать по данному вопросу, что будет интересно и ново для других, что поможет выйти на результат)
  2. Посоветовать литературу. А  для этого самой вникнуть в рассматриваемый вопрос, сходить в библиотеку, найти материал в энциклопедии, научно-популярном журнале, научить работать с источниками, записывать краткие данные.
  3. Помочь разобраться с физической стороной вопроса (принципом работы прибора или сутью наблюдаемого явления)
  4. Помочь разобраться с сайтами сети Интернет, которые могут помочь при работе с проектом (например, Википедия), куда мы обращаемся довольно часто, научить критично относиться к информации, оценивать ее, отбирать нужную.
  5. Наконец, найти материал, как из доступных средств создать модель прибора или сам прибор

Основной этап работы – «получить продукт проекта». В качестве продукта может быть прибор, модель объекта, то есть что-то материальное, которое можно «пощупать руками», сделать самому. Задача учителя на этом этапе:

  1. Помочь разобраться со схемой прибора, выделить его основные части
  2. Помочь выбрать инструменты и материалы
  3. Помочь в конструировании модели или прибора
  4. По возможности сфотографировать каждый этап работы

Ребята по-разному работали над своими приборами. Кто-то работал дома, помогали родители. Но ведь это тоже хорошо для процесса обучения и воспитания. Кто-то работал вместе со мной. Вместе чертили схему, отмечали важные узлы, пилили, строгали, собирали. Кто-то делал самостоятельно. Было трудно, не всегда всё получалось. Но шли дальше.

Последний этап - защита работы (выступление с презентацией продукта). Когда работа закончена, то надо подготовиться к её публичной защите.

  1. Сама работа просматривается еще пристальнее, отбирается главное, интересное для слушателей, составляется доклад. 
  2. Создание презентации. Задача учителя на этом этапе - познакомить со структурой самой презентацией и ее основными требованиями:
  • Титульный слайд
  • Слайд, где представлены цель и задачи работы, актуальность для автора и её практическая значимость
  • Основная часть, где рассказывается об объекте работы (что это такое, какие виды бывают, история создания и развития, условия наблюдения)
  • Создание самого объекта (каждый шаг пытаемся фотографировать, затем фотографии отбираются, анализируются и вставляются в презентацию)
  • В заключении обязательно надо сделать выводы по работе: что она дала тебе как исследователю или конструктору, какое практическое значение может иметь твоя работа
  1. Репетиция выступления
  • Прочитывается первый раз. Часто встречаются слова, которые ребята не выговаривают или выговаривают плохо, спотыкаются на них – не жалеем, убираем, заменяем другими словами
  • Когда всё читается хорошо, без ошибок читаем еще раз, засекая время (ведь при защите мы должны уложиться в отведенное время 8-10 минут). Чаще всего в первый раз идет перебор времени, поэтому снова работаем с текстом, подрезая (или убирая) не очень главное. Это тоже очень сложно сделать – кажется, что здесь всё наработанное является важным
  • Затем дается задание домой – прочитать не менее трех раз
  • А потом начинаются репетиции выступления. Учить наизусть всю работу не прошу, главное, чтобы свободно ориентироваться в тексте доклада, быть готовым ответить на вопросы слушателей, свободно работать с презентацией
  • А вот выучить наизусть прошу то, что связано с физикой, так как иногда вопросы проекта мы еще и не изучали – ребята прорабатывают их самостоятельно
  • Накануне выступления даю рекомендации – как одеться, как себя вести, настраиваю, чтобы сильно не волновались: «Вы такие молодцы, вы хорошо поработали, поэтому у нас с вами всё будет хорошо!»

И результаты работы  у нас получились неплохие. Были и победители, и призеры на школьной и районной конференции!

В прошлом учебном году было немного легче. У меня готовили проекты только двое. Это Ирина Заозерская, девочка умная и самостоятельная. Я только консультации давала и кое-что подсказывала. Она с работой справилась сама. Да и первая встреча по работе с ней была летом на летней школе «Юный эрудит». И Кирилл Кузьмин, ребенок, который требует помощи на каждом этапе работы (он занимается по учебной программе 8 типа). С ним мы занимались проектом в рамках программы по труду. Главная здесь проблема была – это выступление. Но ведь и с этим мы с ним справились.

В этом учебном году работу со мной выбрали трое. Это Щербачева Тоня. С ней мы начали встречаться еще в июне. Лена Свердел тоже была озадачена своей работой на лето. А уже в сентябре мы с ней встречались 2 раза по тексту работы. И Лёня Мелетьев. Результатом работы в этом учебном году стало участие всех троих в районной конференции «Будущее науки», где Лёня с проектом «Создание модели двигателя Стирлинга» занял 3 место. Затем в мае он принял участие в региональном этапе конференции и занял там 2 место среди 7 – 8 классов, а при защите на ВКС получил приз зрительских симпатий.

В заключении хочу сказать, что несмотря на все трудности и сложности при работе с проектами ребят испытываешь удовлетворение от того, что твой опекаемый поднялся еще выше на одну ступеньку, стал еще более грамотным, приобрел новые знания и умения.  А это и есть то, для чего и нужен учитель – вести ребят за собой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Индивидуальный исследовательский проект

Данный проект -социологическое исследование...

Индивидуальный исследовательский проект в 9 классе "Дом моей мечты".

Ученица 9 класса выбрала индивидуальный исследовательский проект по английскому языку "Дом моей мечты", она сначала рассмотрела необычные дома для того, чтобы понять  пригодны ли они дл...

Итоговый индивидуальный исследовательский проект «Типичные страхи старших школьников»

Проект обучающейся 11 класса содержит паспорт проекта, введение, этапы работы над проектом, заключение, список информационных источников, приложения...

«Приемы и формы подготовки обучающихся к защите индивидуальных исследовательских проектов»

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского ти...