педагогико – методическая игра для преподавателей и мастеров производственного обучения
методическая разработка по теме

педагогико – методическая игра  для преподавателей и  мастеров производственного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_igra_.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»

« Я  б в рабочие пошел, пусть меня научат…»

педагогико – методическая игра

для преподавателей и

мастеров производственного обучения

   

                         

                                                  Разработчики:

Сморкалова Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы

Садыкова Лилия Тагировна, методист

Казань, 2018 г.

Цель:  Создание условий для достижения нового  качества образования    через модернизацию учебно-воспитательного процесса путем развития профессионального мастерства педагогов и мастеров, их творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.

Задачи: 1. Способствовать обогащению практического опыта педагогов и   мастеров.

               2. Формировать умения свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.

               3. Развивать педагогическое мышление.

Участники игры:

Организационный момент: 

                1. Назначение ведущего игры.

                2. Назначение тьюторов команд.

                3. Названия станций.

                4. Подготовка дидактического материала.

                5. Деление на команды.

                6. Выбор названия команд.

   

   

             Игра « Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…» начинается:  

Ведущий: В нашей игре 4 станции: «Педагогический глоссарий», «Методическая», «Психолого-коммуникативная» и «Реклама». Каждая команда должна пройти все четыре станции и выполнить на них задания, показав свои знания, умения и сплоченность. Время, отведенное для выполнения заданий, - 15 минут. Начало и конец работы определяется ударами колокольчика.

                            1 станция: «Педагогический глоссарий».

Тьютор объясняет выполнение 1 задания:

        Перед вами листочки, на которых написаны термины. Вы должны найти описание или расшифровку, соответствующие этому термину.

1. Адаптация (от латинского  Adaptation – приспосабливаю) – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

2. Коллектив – социально-значимая группа людей, объединенных общей целью, согласованно действующих в достижении указанной цели и имеющих органы самоуправления.

3. Классный руководитель – педагог, который осуществляет непосредственное руководство первичным ученическим коллективом.

4. Демонстрация – метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их натуральном виде, динамике.

5. Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

6. Привычка – способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер внутренних потребностей.

7. Урок – форма организации обучения, по которой учитель проводит занятие в классной комнате с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень физического и умственного развития, по установленному расписанию графиком и регламенту.

8. Учебный план – нормативный документ, в котором определены для каждого типа образовательного учреждения перечень учебных предметов, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю, отведенных для их изучения, график учебного процесса.

9. «Метод проектов» - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

10. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.

11. УМК – учебно- методический комплекс.

12. ОКО – оценка качества образования.

13. НМЦ – научно-методический центр.

14. ПНПО – приоритетный национальный проект образования.

15. Игровая технология – технология, которая способствует созданию ситуации успеха, положительного эмоционального фона для развития познавательного интереса.

16.Технология сотрудничества – реализует демократизм, равенство партнеров в субъектно-объектных отношениях педагога и студента. Педагог и студент совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценку, находясь в состоянии сотрудничества и успеха.

Тьютор  объясняет выполнение 2 задания «Четыре портрета»:

Педагоги и мастера должны обладать педагогическим и психологическим чутьем. Исходя из общения подростков в ученическом коллективе, их манере поведения, отношений, которые у них складываются со взрослыми, мы можем составить их психологический портрет.

               

                                      «Четыре портрета»

Используя цветные фломастеры,  соедините «Психологический портрет» с социально-нравственными чертами, соответствующими этому портрету и составьте «Социально - психологическую характеристику индивида».

   

         «Наглый малый»

               

         

       «Шикарная девица»

                 «Плакса»

     

         «Серая мышка»

1.Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых.

2.Действует активно, готов отстаивать свои права.

3. Склонен  к уединению.

4.Предпочитает одежду ярких цветов, подчеркивающую отдельные части фигуры.

5. Не слишком координирован, не любит подвижных игр.

6. Общителен в поведении.

7. Отрешенность и отгороженность в глазах.

8.Скромен, старателен, наблюдателен.

9.Будучи подчиняемой, может учиться или делать вид, что учится.

10. Лидерские тенденции бывают агрессивны и построены на мнимом превосходстве над сверстниками.

11. В зависимости от настроения может играть роль «Вамп…» или «Наив…».

12. Несмотря на обиды, тянется к общению.

13. Аккуратная, неброская одежда.

14. Стремится к лидерству и, как правило, это ему удается.

15. Любит большие компании и сплетни.

16.Скептичен, что проявляется в опущенных уголках рта.

17. Привык ориентироваться на стереотипы, принятые в ближайжем окружении.

18. По характеру зависима, несамостоятельна.

19.Характерная черта – «привычная жертвенность».

20. Не по возрасту взрослое выражение лица.

21.Запрограммирован на неудачу, способен отказаться от любой деятельности («Все равно у меня ничего не получится…») – этим создает впечатление, что капризен.

22. С легкостью игнорирует условности и авторитеты.

23. Исключительной является оценка ее внешности.

24. Решителен и склонен к риску.

25. Нуждается в опеке.

26. В коллективе занимает место аутсайдера.

27. Охотно общается с младшими или новичками, т. е. с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится.

28. Ярко проявляет эмоции, часто на грани «фола».

29. Неспособна к длительным привязанностям.

30.Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств и принятию решений.

31.Учится неплохо, старательно.

32.Уверен в своих возможностях, инициативен.

33. Мечтательна.

34. Замкнут.

35. Болезненно переносит поражение.

36.Обладает низкой самооценкой.

37. Иногда не видит границы между артистизмом и клоунадой.

38. Может браться за сложные задания, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.

39. Часто использует ненормативную лексику.

40. Читает только молодежные и «женские» журналы.

41. Ему не хватает активного стремления к новым достижениям и успехам, а также внутренней неудовлетворенности собой.

42.  К учебе относится равнодушно, считает, что все проблемы в будущем разрешат богатый папа или муж.

«Социально-психологическая характеристика индивида»:

1. «Наглый малый»: Стремится к лидерству и, как правило, ему это удается. С легкостью игнорирует условности и авторитеты. Действует активно, готов отстаивать свои права. Общителен в поведении. Привык ориентироваться на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Ярко проявляет эмоции, часто на грани «фола». Решителен, склонен к риску. Уверен в своих возможностях, инициативен. Болезненно переносит поражение. Часто использует ненормативную лексику. Ему не хватает активного стремления к новым достижениям и успехам, а также внутренней неудовлетворенности собой. Иногда не видит границы между артистизмом и клоунадой. Лидерские тенденции бывают агрессивны и построены на мнимом превосходстве над сверстниками.

2. «Шикарная девица»: Предпочитает одежду ярких цветов, подчеркивающую отдельные части фигуры. Исключительной является оценка ее внешности окружающими. В зависимости от настроения может играть роль «Вамп…» или «Наив…». По характеру зависима, несамостоятельна. Не способна к длительным привязанностям. Мечтательна. Читает только молодежные и «женские» журналы. Любит большие компании и сплетни. К учебе относится равнодушно, считает, что все проблемы в будущем рарешат богатый папа или муж. Будучи подчиняемой, может учиться или делать вид, что учится.

3. «Плакса»: Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств и принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен. Характерная черта – «привычная жертвенность». В коллективе занимает место аутсайдера. Несмотря на обиды, тянется к общению. Нуждается в опекуне. Замкнут. Обладает низкой самооценкой. Запрограммирован на неудачу, способен отказаться от любой деятельности («Все равно у меня не получится…») – этим создает впечатление, что капризен.

4. «Серая мышка»: Аккуратная, неброская одежда. Не по возрасту взрослое выражение лица. Отрешенность и отгороженность в глазах. Скептичен, что проявляется в опущенных уголках рта. Не слишком координирован, не любит подвижных игр. Охотно общается с младшими или новичками, т.е. с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Склонен к уединению. Учится неплохо, старательно. Может браться за сложное задание, но не всегда справляется с ним, так как не хватает творческого подхода.

                            2 станция «Методическая»:

Тьютор объясняет выполнение 1 задания «Структура современного урока по ФГОС»:  Современный Федеральный государственный стандарт образования предъявляет новые требования к современному уроку, его структуре. Используя дидактические карточки, составьте «План современного урока».

План урока:

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации.

3. Целеполагание.

4. Самостоятельная работа студентов.

5.Результативность урока (базовый продукт: алгоритм, правило, инструкция, таблица и т.д.)

6.Этап подготовки домашнего задания.

7. Рефлексия.

Тьютор объясняет выполнение 2 задания: «Методика проведения современного урока по ФГОС»: Определите для себя тему урока и расскажите, каким вы видите каждый этап урока: виды деятельности на каждом этапе преподавателя и студента.

                  3 станция «Психологически – коммуникативная»:

Тьютор объясняет выполнение  1задания  «Педагогическая ситуация»: Перед вами  -  ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Ситуация №1:

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите усталым и утомленным». Как на это должен реагировать учитель?

Ситуация №2:

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет» Какой должна быть на это реплика учителя?

1. « Я думаю, что с твоей стороны не очень тактично делать мне такое замечание».

2. «Да, я плохо сея чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. « Я сегодня плохо спала, у меня много работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты - очень внимательный, спасибо за заботу!»

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6.  «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация №3:

В ответ на соответствующее замечание учителя студент говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком».  Что должен ответить ему на это учитель?

Ситуация №4:

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить задание, ручку и т.д.)»  Как следует на это отреагировать учителю?

1. «Это мнение, которому ты не соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставлять тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

1. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что  тебе пора относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация №5:

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы Вы относились ко мне лучше, чем к другим ученикам». Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?  

1. «Почему я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов».

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют о себе так».

4. «Хотелось бы знать, почему я должен особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал, что люблю тебя больше, чем других, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?"

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Тьютор объясняет выполнение 2 задания «Войди в роль…»: каждый из нас проблемы своего образовательного учреждения рассматривает со своей профессиональной позиции: педагога, мастера, психолога, завуча…  Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассматривать проблему с другой точки зрения. Распределите роли и разыграйте следующие ситуации:

1. Один из студентов вашей группы ударил другого. Вы вызвали родителей. Пришел отец, который считает, что не произошло ничего особенного – мальчишки всегда дерутся.

        Роли: мастер, отец, студент.

2. На другой день после проведения практики пришла разъяренная родительница: «Мальчик поранился, а его не сопроводили до дома».

         Роли: мать, мастер производственного обучения, классный руководитель, медицинская сестра, студент.

3. До конца учебного года осталось 2 месяца, а студент вашей группы отказывается посещать занятия, объясняя, что ему нужно работать. Вы вызываете к заведующему учебной частью мать студента.

         Роли: заведующий учебной частью, классный руководитель, мать, студент.

4. Студент на уроке крутит телефон, постоянно отвлекается на звонки и смс, выходит без разрешения из класса, тем самым нарушая дисциплину на занятии, мешая товарищам заниматься и вести педагогу урок. Каковы действия мастера, педагога и психолога в данной ситуации?

          Роли: мастер, педагог, психолог, студент.

       

   

                                    4 станция «Реклама».

Тьютор объясняет выполнение задания «Создай рекламный буклет»: реклама – это двигатель товаро-денежных отношений, в которые мы с вами опосредовано вступаем. Чем больше учеников придет к нам учиться, тем больше денежных вложений государства получит наше учебное заведение. Закончен процесс обучения и мы предлагаем своих специалистов на рынке труда.

            Создайте рекламный продукт:

1. Буклет, рекламирующий одну из профессий вашего учебного заведения.

2. Презентацию профессии.

3. Рекламу вашего учебного заведения.

4. Информационный лист для «ЯРМАРКИ ВАКАНСИЙ», рекламирующий выпускников вашего учебного заведения.

                                   Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для мастеров производственного обучения

Успешная социальная адаптация подростков при переходе на новую ступень образования...

Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Приготовление бутербродов"

В разработке представлена история происхождения бутербродов, виды, способы украшения и подачи. Материалы можно использовать не только для проведения открытого урока, но и во внеклассной работе. Красоч...

Методическая разработка занятия мастера производственного обучения по специальности "Водитель" по теме: "Правила дорожного движения. Предписывающие знаки."

Данный материал позволит вам провести теоретическое занятие по одной из самых важных тем: "Правила дорожного движения"....

Методическая разработка урока по производственному обучению «Документальное оформление операций по учету движения наличных денег в кассе»

Отработка навыков заполнения кассовых документов: приходный ордер, расходный  ордер, платежная ведомость, кассовая книга....

Методическая разработка игры по производственному обучению по профессии "Бухгалтер"

Тема игры: "Бухгалтерский учет в стихах и прозе".Ход мероприятия:Первый этап - викторина.Второй этап - решение кроссворда.Третий этап - составление алгоритма деятельности Четвертый этап - образец...

Методическая разработка бинарного урока производственного обучения и физики по теме: "Сварка труб из пластика с последующим монтажом Ду – 20 мм, Ду – 25 мм горячего и холодного водоснабжения."

В данной работе показана методика использования инновационных технологий на уроках п/о и применение теоретических знаний по естественнонаучным дисциплинам (физике) при выполнении производственных рабо...

Методическая разработка урока по производственному обучению ПМ.02 Выполнение штукатурных работ по теме "Оштукатуривание разнородных поверхностей"

ПЛАН УРОКА:Тема урока: Оштукатуривание разнородных поверхностейЦели урока:Образовательная- научить обучающихся правильно выполнять оштукатуривание      ...