Программа по развитию интереса и выявлению способностей по географии обучающихся 5-9 классов «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
рабочая программа на тему

Тюняева Мария Владимировна

    Программа по развитию интереса и выявлению способностей по географии обучающихся 5-9 классов

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

 Цель программы:

  1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
  2. Формирование системы работы  по развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
  3. Укрепление положительной мотивации  к  учению.

Задачи программы:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;             
  • активное вовлечение обучающихся  в  создание проектов,  презентаций,  участие   в предметных  неделях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

    Программа по развитию интереса и выявлению способностей по географии обучающихся 5-9 классов

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

 Цель программы:

  1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
  2. Формирование системы работы  по развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
  3. Укрепление положительной мотивации  к  учению.

Задачи программы:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;              
  • активное вовлечение обучающихся  в  создание проектов,  презентаций,  участие   в предметных  неделях.

                            Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализации программа призвана способствовать:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • повышению качества образования  по географии;
  • формирование банка, технологии и программ для  работы со способными и одаренными детьми.

Основные мероприятия программы 

  • разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм  для одарённых детей;
  • использование  технологии личностно – ориентированного обучения;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
  • организация исследовательских и творческих работ школьников.

 Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

        Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

 Формы  работы с одаренными детьми:

  • Индивидуальные задания на уроках;
  • Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
  • Подготовка сообщений по теме,  рефератов,  презентаций.
  • Исследовательская работа, проект.
  • Участие в  предметной  недели,  во внеклассных  мероприятиях.
  • Участие в олимпиадах по географии.

Этапы реализации программ

Программа «Одаренные дети» включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся.

Второй этап -  работа с одарёнными детьми по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 

Третий этап - реализация их потенциальных возможностей.

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие проекты.

 Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

План мероприятий по выполнению программы

«Одаренные дети» по географии 

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей.

Январь. Ежегодно

2.

Проведение предметных недель.

Ежегодно.

3.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь.

Ежегодно.

4.

Участие в школьной и районной олимпиадах.

Ноябрь, декабрь.

Ежегодно.

5.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

Май - ежегодно

Январь.

6.

Пополнение банка педагогической информации по  работе с одаренными детьми.

Постоянно.

7.

Приобретение литературы  для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно.

8.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Постоянно

9.

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах  по географии.

Сентябрь.

Ежегодно.

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

Постоянно

11.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по географии.

Постоянно.

12.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

План работы с одаренными детьми по географии

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1.

Разработка  плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми на учебный год, составление базы одаренных детей.

Сентябрь

2.

Планирование и подготовка заданий школьного этапа   олимпиады по географии.

Сентябрь

3.

Проведение школьного этапа  олимпиады по географии.

Октябрь

4.

Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии.

Октябрь

5.

Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным курсам географии.

В течение года

6.

Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

В течение года

7.

Проведения конкурса презентаций  в 8-9 классах: «Мой край».

Январь

8.

Проведение предметной недели по географии.

Апрель

9.

Проведение конкурса фотографий. Организация выставки  фотографий « Край родной, навек любимый».

Март

Формы работы с одаренными обучающимися с учетом их возрастных особенностей:

5-7 классы.

  1. Выявление детей, склонных к изучению географии.
  1. Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков.
  2. Привлечение  ребят  к  оказанию  консультативной помощи      одноклассникам.
  3. Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий, решение проблемных вопросов.
  4. Чтение дополнительной литературы.
  5. Участие в интеллектуальных турнирах  различного уровня.

8-9 классы.

  1. Обучение навыкам исследовательской работы.
  2. Опережающее обучение.
  3. Участие в интеллектуальных  Интернет-проектах.
  4. Разработка и реализация плана индивидуальных консультаций,
  5. подготовки к участию в предметных олимпиадах.
  6. Участие в творческих конкурсах, различных образовательных проектах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению на уроках географии.

В работе приведены примеры заданий с использованием художественной литературы....

Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

Программа по развитию способностей обучающихся 5-7 классов «Одарённые дети»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Диагностический инструментарий для выявления способностей и одараенности обучающихся

Данный диагностический инструментарий предназначен для выявления видов способностей и уровня одаренности школьников. Методики адаптивны, валидны. применяются учителем в зависимости от ситуации и целей...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...