Технология Дебаты
методическая разработка на тему

Саблина Анна Николаевна

Описание технологии Дебаты, ее разновидностей, правил игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_debaty.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Саблина А.Н.

МБОУ «Школа № 9»

г. Нижний Новгород

Что такое «Дебаты»?  Что такое «Дебаты» Карла Поппера?

Дебаты – вид интеллектуальной игры. Это дискуссия, ведущаяся по определенным правилам, во время которой происходит обмен информацией, содержащей противоположные мнения по той или иной проблеме.

Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь молодым людям получить знания и умения, необходимые для преуспевания в современном демократическом обществе. Дебаты развивают умение рассуждать и критически мыслить, анализировать общественные проблемы с разных точек зрения, в некоторых форматах – предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем.

При всех различиях форматов, есть общие для всех дебатёров принципы:

1. Обучение важнее победы.

Изначально дебаты были задуманы как вид деятельности, обогащающий образование и одновременно доставляющий удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов – обучение. Участвовать в играх ради выигрыша, значит, не понимать сути данного действа.

Если единственная цель – победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

2. Честность.

Если принять первый принцип, то принять второй – честность – будет уже легче. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов и других недозволенных приемов.

Честность – стержень дебатов. Мы всегда хотим знать правду и, зачастую, наша позиция зависит от доминирования какой-то группы аргументов и не полной информации о наличии других фактов. Признать, что ты не все знаешь – уже победа над собой, использовать подлинные факты – обязанность всех дебатеров.

3. Уважение к оппоненту.

Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы.

На сегодня существует несколько форматов этой игры.

Дебаты Линкольна-Дугласа.

Этот тип был смоделирован по принципу знаменитых предвыборных дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом в Иллинойсе в 1858 году.  Это - дебаты "о ценности". Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме. ("Наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация" или "Культурное многообразие важнее, чем одна общая культура"). Линкольн и Дуглас спорили об отношении к рабству, о допустимости его распространения в США.

Участники дебатов спорят по поводу основополагающих принципов "за" или "против", то есть они не должны обсуждать практическое воплощение своей позиции. Например, участник, выступающий за то, что "правительство должно заботиться о нуждах бедных", не должен доказывать эффективность тех или иных правительственных программ. Его цель - доказать, что правительство должно создавать те или иные программы. В общем, Дебаты Линкольна-Дугласа основываются на "идеях, ценностях и духе", от которых зависят политические, экономические, социальные, моральные и эстетические позиции, которых мы придерживаемся.

Политические дебаты.

На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции. ("Правительство должно запретить всю рекламу табака", "Иммиграция должна быть решительно сокращена"). Утверждающая данную тему сторона («Правительство») предлагает особый план для достижения цели, указанной в теме и доказывает, что этот план является более эффективным, чем другие. Например, команда правительства может предложить какую-то конкретную программу изменения определенной социальной политики. Основной спор идет именно вокруг механизма воплощения идей правительства в жизнь. Оппозиция может заявить, что предложенный план – плохой, и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают достоинства. А также может предложить лучший план для решения проблемы.

Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных.

Парламентские дебаты.

Формат сформировался в начале ХХ века в Великобритании и представляет собой имитацию дебатов правящей партии (правительства) и оппозиции в английском парламенте. Во время игры две утверждающие команды (команды Правительства) и две отрицающие команды (команды Оппозиции), состоящие из двух спикеров каждая, пытаются убедить в своей правоте судью.

Особенностью этого формата является импровизация. Тему игры участники узнают за несколько минут до нее, поэтому не имеют возможности посвятить много времени сбору фактов, статистического материала. Для успешного выступления участнику необходимо обладать широким кругозором, уметь строить логические умозаключения и излагать их в доступной форме, так как одна из важнейших задач спикера – получить поддержку аудитории.

Программа Дебатов Карла Поппера

Программа дебатов Карла Поппера представляет собой комбинацию дебатов Линкольна-Дугласа и Политических. Этот тип дебатов ориентирован в первую очередь на учеников старших школ. Высокая степень структурированности и строгая система оценки выступлений позволяет использовать данный формат для обучения школьников культуре Дебатов. Зачастую попперовский формат является базовым, основным для желающих освоить программу «Дебаты», и многие известные дебатеры начинали свой путь именно с него.

Данный формат предполагает участие двух команд по 3 спикера в каждой.

Спикер – непосредственный участник дебатов, член команды.

Спикеры утверждающей команды обозначаются сокращениями:

У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер.

Спикеры отрицающей команды:

О1, - первый спикер, О2 - второй спикер, О3 – третий спикер.

Тайм-кипер («хранитель времени») – лицо, следящее за соблюдением регламента. За 1 и 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и судьям. Ведет учет времени при тайм-аутах.

Время выступлений спикеров и раундов вопросов-ответов может слегка варьироваться. Спикеры обычно выступают 5-6 минут.  Раунд вопросов-ответов длится 3-4 минуты. Неиспользование отведенного времени «карается» судьей также строго, как и его перебор. Допустимые отклонения во времени – менее 0,5 минуты.

Каждая команда имеет право на тайм-аут для подготовки к выступлениям и перекрестным вопросам. Общее время тайм-аута – 6-8 минут. Его можно брать частями, но не более 2 минут сразу.
Ведущий – лицо, открывающее и закрывающее дебаты. Может вести игру, поочередно предоставляя слово ее участникам.

Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие:

Выступающий

Время

Функции спикеров

У1.

Первый спикер команды утверждения

6 мин.

представляет команду;
формулирует основной тезис, показывает его актуальность;

объясняет ключевые понятия;

вводит критерий;
выдвигает аргументы утверждающей команды.

О3 к У1

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

Спикер, задающий вопросы, уточняет позицию оппонентов,

находит «слабые места» и противоречия как в выступлении этого спикера, так и в аргументации команды в целом.

О1.

Первый спикер команды отрицания

6 мин.

представляет команду;

 формулирует тезис отрицания;

 принимает определения, предложенные утверждающей командой

(прения по определениям запрещены);

 опровергает аргументы представленные У1,

выдвигает аргументы отрицающей команды.

У3 к О1

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

У2

Второй спикер команды утверждения

5 мин.

опровергает аргументы представленные О1;

 восстанавливает аргументы утверждающей команды;

 усиливает утверждающую линию;

 представляя новые доказательства

(новые аргументы не приводятся!)

О1 к У2

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

О2

Второй спикер команды отрицания

5 мин.

опровергает аргументы представленные У2;

 восстанавливает аргументы отрицающей команды;

 усиливает отрицающую линию, представляя новые доказательства

(новые аргументы не приводятся!)

У1 к О2

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

У3

Третий спикер команды утверждения

5 мин.

представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии;

 выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд;

 проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны;

 делает эффектное заключение.

О3

Третий спикер команды отрицания

5 мин.

представляет финальный контраст игры с целью усиления отрицающей линии;

 выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд;

 проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны;

 делает эффектное заключение.

Для успешного выступления команда заранее готовит кейс – совокупность материалов, раскрывающих позицию команды. Причем готовятся сразу два кейса – утверждающей и отрицающей стороны, что помогает лучше проанализировать тему с разных позиций.

Структура кейса:

Тезис – основное положение, которое обосновывает команда в процессе дебатов.

Критерий (цель, ценность)– суждение, связывающее тезис и аргументы, задает «коридор», по которому команда будет вести обоснование своего тезиса. Указывает цель, на которую команда обращает тезис.

Аргументы – общие положения, приводимые для доказательства или опровержения тезиса. Аргументы подкрепляются примерами, фактами.

Важно помнить, что, по условиям игры, команды ни в коем случае не должны прийти к соглашению.

Выступления спикеров в дебатах, их умение задавать и отвечать на вопросы оценивают судьи. Оценивание строится по системе трех «С»:

Содержание – умение аргументировать свою позицию (доказательность, правильность определений, аргументация).

Структура – умение организовать материал своего выступления (логичность, соблюдение регламента).

Способ – умение эффектно представить свою позицию (корректность, отсутствие речевых ошибок).

По окончании игры проводится рефлексия, обсуждение ее хода и результатов.

Таким образом, «Дебаты» – хороший способ разнообразить урочную и внеурочную деятельность для повышения познавательной активности школьников.

Рекомендуемая литература:

Кожевникова Н.Н. Урок с применением технологии Дебатов. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_660.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология:"Дебаты"

В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"...

Презентация. Проблема демографического взрыва в развивающихся странах.10 класс. Технология "Дебаты"

В 10 классе ученикам нужно давать возможность рассуждать,  аргументировано доказывать свою точку зрения с применением их навыков исследовательской работы и с мультимедийными проектами.  Техн...

Презентация " Технология "дебаты"

Данная презентация поможет классному руководителю  изучить технологию дебатов и  успешно применятьеё в воспитательной работе....

"The Internet: For and Against” (урок с применением технологии дебатов)

Урок разработан для учащихся 8-го класса Б (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)УМК “Английский язык” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 8 класса общеобразовательных школ и...

Мастер-класс Дискуссионные формы обучения:технология дебатов

Цель данного  мастер-класс: научить приемам организации и проведения дебатов в рамках уроков и внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме. В рамках мастер к...

Технология "Дебаты" на уроках английского языка

В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....

Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.

Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...