Формирование слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
презентация к уроку на тему

Тудолюбова Анна Николаевна

Данная тема очень актуальна для учителей - логопедов. В последние время наблюдается увеличение количества детей с нарушением слоговой структуры слова, часть детей уже ранее получали логопедическую помощь в том или ином объме.

Актуальность данного вопроса объясняется еще и тем, что в последнее время число «неговорящих» детей значительно увеличилось, обращаются за помощью «неговорящие» не только  3-х летние дети, но и 4-5-ти летние. У этих детей очень трудно формируется слоговая структура слова. Поэтому мы, учителя-логопеды, уделяем большое внимание данной проблеме, вынуждены искать интересные и действительно «хорошо работающие» методики коррекции слоговой структуры слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слоговая структура слова.1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед Трудолюбова А. Н. ГППЦ То «Останкино» 2015

Слайд 2

СЛОГ - последовательность звуковых сегментов, выступающая как единое произносительное и структурное целое Слоговая структура слова – это чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слайд 3

Параметры: 1) ударность; 2) количество слогов; 3) линейная последовательность; 4) модель слога: СГ, ГС, СГС, ССГ .

Слайд 4

Нарушения слоговой структуры слова: Нарушения количества слогов: - элизии; - итерации. Нарушение последовательности слогов в слове: - перестановки слогов; - перестановки звуков в соседних слогах. Искажение структуры отдельного слога. Антиципации – уподобление одного слога другому. Персеверации - застревание . Контаминации – слияние частей нескольких слов в одно.

Слайд 5

формирование слоговой структуры слова с первых дней жизни ребенка ИГРЫ-ПОТЕШКИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСЕНКИ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Слайд 6

Диагностика слоговой структуры слова. Оценка способности ориентации в пространстве Оценка ритмического чувства ребенка Слуховая чувствительность Выявление классов слогов с сохранной слоговой структурой Выявление классов слогов с нарушенной слоговой структурой Определение типа нарушения

Слайд 7

Коррекционная работа. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

Слайд 8

Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова

Слайд 9

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации. упражнения для развития сомато-пространственной ориентации; упражнения для развития ориентации в трехмерном пространстве; упражнения для развития ориентации в двухмерном пространстве (вертикальной и горизонтальной плоскости.

Слайд 10

Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий. - упражнения для совершенствования темпоритмической организации общих движений; - упражнения по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук; - упражнения для тренировки статической и динамической организации движений пальцев рук и органов артикуляционного аппарата.

Слайд 11

Формирование слоговой структуры слова 1. Развитие фонематических возможностей. 2. Развитие пространственных представлений. 3. Формирование ритмического чувства. 4. Отработка слов различной слоговой структуры. Этапы:

Слайд 12

Отработка слов различной слоговой структуры с наглядной опорой с ритмической опорой без опоры

Слайд 13

Упражнения для отработки слов различной слоговой структуры 1. «Бывает – не бывает» 2. Послушай и скажи, здесь есть … (Картинки) 3. Слова и квазислова . 4. «Найди слово»: слова с добавлением звуков ( лисак , лунак ); перестановка слогов ( мотолок ). 5. «Закончи слово» ( руба …, бато …). 6. «Угадай начало слова» (кар… тошка , … тенок ) 7. «Чем похожи слова?» (цветок, листок, молоток). 8. «Измени слово» (самокат, самолет, самосвал; паровоз, пароход; телефон, телевизор, телебашня) 9. « Добавлялки » (хитрая …, мягкая …) 10. « Сочинялки » (У курицы – цыпленок, а у кошки …, у медведя берлога, а у белки.. …)

Слайд 14

коррекция слоговой структуры слова через игру.

Слайд 15

Коррекция слоговой структуры у школьников .

Слайд 16

Список литературы. 1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000. 2. Бабина Г. В. Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб. – методич . пособие для студентов вузов. – М.: ПАРАДИГМА, 2010. 3.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. 4. Маркова А. К. Особенности слоговой структуры у детей, страдающих алалией / Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и др.: В 2 т. Т. 2. М.., 1997. 5. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. -- М.: Гном Пресс, 2006.

Слайд 17

Спасибо за внимание!