Конспект выступления "Деятельностный подход в обучении".
материал по английскому языку по теме

Панова Юлия Александровна

В данном выступлении рассматриваются теоретические аспекты деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Конспект выступления

на школьном педсовете

        «Деятельностный подход в обучении»

выполнила:

Панова Ю..А.

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Березники, 2009

В основе реформирования образования лежат следующие базовые принципы: демократизация образования, его  вариативность, регионализация, гуманизация, дифференциация и мобильность, непрерывность образования, развивающий, деятельностный характер.

Что такое деятельностный подход?

Любая учеба связана с усвоением знаний, информации.
Сам термин усвоение понимался по-разному.  Если ученик прекрасно пересказывает учебный материал, то можно ли сказать, что знания этого материала им усвоены?
    Психологи утверждают, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике в незнакомых ситуациях. Но, как правило, ученики не знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений. Научить применять знания, значит, научить ученика набору умственных действий, проделав которые, ученик смог бы выдать готовый продукт.
    Научить учиться (усваивать информацию) главный тезис деятельностного подхода.

Деятельностный подход к жизни вообще основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По А.Н.Леонтьеву, человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).

Деятельность (А.Н.Леонтьев) - это «такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности»,… что побуждает субъекта к данной деятельности».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Для чего человек учится? Для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Конечной целью обучения является формирование способа действий. Первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

 Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося.

     Личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося  предполагает свободу выбора обучающимся пути, методов. Такой подход предполагает обеспечение личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста.     Этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним — познавательный мотив.

Деятельность побуждается внутренними и внешними мотивами. Являясь сильными побудителями общественного поведения в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение школьника в учебную деятельность, направленную на усвоение учебного материала. Они не определяют принятия школьником учебной задачи. В этот процесс должны быть включены внутренние, познавательные мотивы.  Ученик готовит урок, поскольку знает, что это требование школы (точнее, принятой им социальной роли ученика). Наконец наступает момент, когда он говорит, что переделывает работу потому, что нашел более интересное решение задачи. Это победа высокого, подлинного, внутреннего, направленного на процесс, реально действующего познавательного мотива.

Когда непосредственная цель действия, например содержательный ответ ученика на вопросы учителя, совпадает с мотивом, с потребностью самого ученика поделиться своей мыслью с учителем (а учитель сможет удовлетворить эту потребность), то это действие ответа перерождается в деятельность развернутого личностно-значимого, мотивированного высказывания.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении  ставит и решает основную задачу образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы.

В  обучении  реализуется индивидуальный подход, который  характеризуется следующим:

— дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;

— вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

- учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;

— в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;

— во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

     Личностно-деятельностный подход к обучению рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя.

Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что в последнее время он определяется как личностно ориентированный подход. (И.О. Якиманская)

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель  определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урок при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.

Со стороны учителя существляется не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Личностно-деятельностный подход означает пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, т.е. только как организацию усвоения учебного материала.

Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных).

Само обучение и педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно, таким образом, реализоваться по схеме — это учитель, преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник. С другой стороны это ученик,  общение с которым рассматривается учителем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции.

Формы

Дифференциация

Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности, обучить способам ее осуществления. Только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой,- пытаясь осилить непосильное. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Ученик-учитель

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Работа в группе

При правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобретут более качественные знания по предмету. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий.

Проблемные ситуации

Систематическое включение в урок специально создаваемых проблемных ситуаций позволяет значительно расширить творческие возможности ребенка и умение самостоятельной работы. Причем данная форма может применяться как в младших, так и в старших классах.

Проектная и исследовательская деятельность

        Осуществляя деятельностный подход в обучении, используется ряд приемов по развитию проектных и исследовательских умений учащихся. Проектные и исследовательские умения и способности приобретаются только в процессе деятельности.

Внутрипредметные и межпредметные связи

     Внутрипредметными и межпредметными связями  раскрываются закономерности процесса обучения, построения оптимальных систем; проблемного обучения; реализации деятельностного подхода посредством задач; формирования у учащихся способов деятельности, находящих  применение в рамках нескольких предметов.  

Ролевые игры

Особое место в обучении  должны занять ролевые игры. Деловая (ролевая) игра — это форма активного деятельностного обучения. Она предполагает определение целей (собственно игровые и педагогические: дидактические и воспитательные), содержание игры и наличие игровой и имитационной моделей.  В процессе игры учащиеся применяют  знания; учатся самостоятельно мыслить, принимать решение; не менее важным при этом является воспитание коммуникабельности и толерантности, что является значимым на современном этапе развития общества.

Практикум

        Практикум выделяют как одну из активных форм учебных занятий, проводимых при завершении крупных разделов курса; используется для развития способностей учащихся. Особую роль играет проведение практикумов, на которых происходит закрепление  и проверка знаний и умений, развитие способностей учащихся, т.к. создаются условия, в которых ученики самостоятельно открывают новое в уже известном, объединяя тем самым усвоение новых знаний и их закрепление в единый процесс.

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования,  лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Конспект урока «Технология дифференцированного подхода к обучению»

Тема урока: «Haustiere in unserem Leben»Место урока в системе уроков: урок развития навыков аудирования;Цель образовательная: слышать и понимать речь диктора; понимать  инфо...

Конспект урока английского языка в 6 классе в рамках системно-деятельностного подхода к обучению учащихся по теме «Оборот used to»

Данный конспект урока и технологическая карта предназначены для изучения и первичного закрепления новых знаний по теме used to для учеников 6 класса общеобразовательной школы....