«Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
статья на тему

Худаева Ольга Владимировна

теоретическая часть по теме  "Использование ИКТ в учебном процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

Формальное образование поможет вам выжить.

 Самообразование приведет вас к успеху.

 Джим Рон

всемирно известный философ бизнеса. 

На современном этапе развития отечественной методической мысли основная структурная единица образовательного процесса по иностранному языку - урок / занятие рассматривается как «сложный акт общения, главной целью и содержанием которого является практика в решении задач взаимодействия между субъектами педагогического процесса, а основным способом достижения цели и овладения содержанием служат мотивированные коммуникативные задачи разной степени сложности». Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда учитель спрашивает / побуждает ученика к речевой деятельности – ученик отвечает. Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как

самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Именно при организации «многостороннего» общения на уроке иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого ученика. В практической методике сегодня накоплен значительный опыт организации речевого взаимодействия на уроке иностранного языка. По мнению Радислава Петровича Мильруда, взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком. Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых. Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

В настоящее время содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной

деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Так,

значительную роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе приобретает программа формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?»,

«Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?» и т.д. Язык

должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Здесь можно сказать, что речь идет о реализации системно-деятельностного подхода, который мы все активно реализуем на уроках. При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно

трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия, причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс. Рассматривая термин в узком смысле определим его  как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Само же достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия. Рассмотрим процесс формирования УУД на примере использования информационно-коммуникационных технологий. Современный процесс образования сложно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, которые в полной мере способствуют развитию и совершенствованию всех УУД. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию учащихся, обучение становится личностно-ориентированным и деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметныесвязи, информационная культура учащихся. Для того чтобы ученик смог ответить на вопрос «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю это упражнение?», «Чему я научился на уроке?» необходимо его заинтересовать. С этой целью элементы страноведения присутствуют уже на уроках в начальной школе, где дети знакомятся с обычаями и традициями англоязычных стран. В обучение иностранному языку на раннем этапе вводятся элементы игры, которая представляет собой не просто коллективное

развлечение, а основной способ достижения определенных задач

обучения. Игра является одним из резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет сферу деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.

На уроках также целесообразно  проводить   игровые физкультминутки, так как наилучшим отдыхом, приводящим к быстрому восстановлению работоспособности, служат игры, сопровождаемые положительными эмоциями. Они наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации заложенной в индивидууме свободы. Такая  форма разрядки предупреждает переутомление детей, но нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и планово. Урок иностранного языка – это не только игра. Изучение иностранного языка делает ребенка более активным, приучает его к групповым формам работы, пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Успех учащихся в изучении иностранного языка и их отношение к предмету зависят от того, насколько интересно проводятся уроки. Чем более уместно учитель использует различные методические приемы, тем интереснее проходят уроки, а поэтому прочнее усваивается материал.

 Широкое использование информационно-коммуникационных

технологий предполагает развитие у учащихся следующих умений:

участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);
  • создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
  • общаться в виртуальном пространстве, умение работать с интернет-ресурсами;
  • осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.

Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и

специфическое, делать выводы. Речемыслительный поиск способствует развитию речевых способностей, психических функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение мысли, обобщение).

Информационно-коммуникационная и интерактивная технологии

обучения позволяют учителю успешнее работать над развитием и

совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи

учащихся, разнообразить формы работы. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах онлайн, общение со сверстниками из других стран, творческие задания, игры позволяют ученику выстроить собственную стратегию изучения иностранного языка, решить некоторые психологические трудности.

Личностно – ориентированное обучение становится неотъемлемой частью образования в XXI веке. На мой взгляд,  одним из самых эффективных методов личностно – ориентированного обучения, является метод проектов, так как он наиболее полно интегрирует знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Он позволяет создать последовательную творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Процесс исследования и разрешения проблемы, в которую вовлечены все участники. Позволяет решить и другую важную задачу: вне языковой среды возникает реальная иноязычная ситуация общения, которая в свою очередь создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои умения, знания и, что немаловажно, публично показать результат. С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую логику осуществления (этапы):

  • включение ученика в данную поисковую деятельность;
  • выбор проблемы, постановка цели и задач;
  • сбор и обработка информации;
  • завершение работы, использование полученного материала в процессе речевого общения;
  • подведение итогов и презентация проекта.

Чем же так привлекателен для обучающихся данный метод?

  ( самые популярные ответы учеников по результатам  анкетирования)

  • каждый может проявить себя и почувствовать себя гением;
  • каждый включен в деятельность, которая ему по душе;
  • развиваются навыки самостоятельной работы;
  • развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии.

Педагогическая деятельность при использовании метода проектов строиться на основе правил реализации основных дидактических принципов:

        • во-первых,  частичный отказ от прямого воздействия на  детей; приобщение к творческому познавательному поиску; передача знаний, умений и навыков путем включения обучающегося в поисковую, творческую деятельность по решению проблемных ситуаций

•во-вторых, осуществление обучения и контроля в наиболее привлекательных и активных видах деятельности с учетом возрастных особенностей, потребностей и уровня обученности. Традиционные, «пассивные», индивидуальные контрольные работы (написать, прочитать, послушать, заполнить пропуски и т.д.) частично заменены на «активные» (узнай, спроси, прочитай, прослушай, расскажи и т.д.). Эта смена форм контроля вносит разнообразие и ставит обучающегося в позицию активного субъекта.

•    в-третьих, есть различия в проведении этапов урока. Например, нет привычной структуры урока, где ведущая роль отводится учителю. Вместо этого центром являются обучающиеся, учитель лишь направляет ход урока.  Домашним заданием может выступать сам проект, а его презентация — проверкой. Оценивается проект не только учителем, но и учащимися (взаимооценка), самими авторами (самооценка), жюри (экспертная оценка) .

Но есть ряд условий, при которых возможно наиболее эффективное формирование познавательной деятельности школьников путем метода проектов.  При условии, если: 

  • процесс обучения  школьников осуществляет ценностно самоопределившийся учитель, который каждый компонент педагогической деятельности ориентирует на выявление, развитие ценностных оснований учения для самоопределения  субъекта — ученика, создавая соответствующие педагогические условия;
  • определена классификация учебных проектов для обучающихся  в соответствии с требованиями нормативных документов и динамикой личных достижений обучающихся;
  • разработаны критерии  оценки субъектов проектной деятельности;
  • определено содержание проектировочной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
  • создана система мониторинга результатов учебной деятельности обучающихся, с применением различных форм контроля (формативный, скрытый, ранжированный), которая позволяет экспериментально проверить результативность влияния разработанной системы учебных проектов на уровень качества знаний и степень обученности  обучающихся;
  • определена культурологическая основа проектирования учебного курса;
  • ведется  учёт внутренних закономерностей развития ребёнка;
  • обеспечен творческий (субъективно-творческий) характер деятельности обучающихся;
  • создана «ситуации успеха», радости познания,  существует позитивное взаимодействие учителя и ученика;
  • сформированы способности обучающихся к рефлексии, самопознанию, самоопределению, самооценке как показателей становления их творческой индивидуальности.

В своей работе  я применяю инновационные технологии, которые позволяют вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком, повысить мотивацию обучения, подготовиться к сдаче различных экзаменов и тестов. Использование  современных достижений техники (интерактивной доски, компьютера и проектора) позволяют творить чудеса на уроках, так как предоставляют огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски грамматических структур, слов, картинок; выделение, уточнение, доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней, что повышает их мотивацию к изучению иностранного языка и эффективность учебного процесса. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ не только позволяют ученикам усвоить большое количество готовых, строго отобранных и соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности учащихся. Одной из видов подачи учебного материала является  мультимедийная презентация. Ее я использую на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение, а также сокращает время обучения.

Для создания мультимедийных учебных пособий с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией идеально подходит программа Power Point, которая входит в стандартный пакет Microsoft Office. Уроки, составленные при помощи Power Point, зрелищны и эффективны в работе над информацией. Простой интерфейс программы позволяет создавать презентации различной направленности и всевозможной конфигурации.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей   атмосфере  должны давать свободу для самовыражения. Главное в отношении ученика и учителя – вера в силы детей. Ребенок развивается только в деятельности, поэтому в классе мы сравниваем, доказываем, спорим, анализируем. Процесс обучения – двусторонний процесс. И результат этого процесса во многом зависит от позиции самого ребенка, его активности. А объединение в этом процессе активности педагога и ребенка является наиболее целесообразным, ведущим к повышению уровня познавательной активности.

 Результативность опыта.

Опыт моей работы по использованию ИКТ  в развитии познавательной активности учащихся на уроках английского языка  позволяет проследить динамику происходящих изменений и стабильность результатов. Систематическое использование игр, компьютерных программ на уроках, проведение уроков в нетрадиционной форме показало, что у учащихся растёт интерес к обучению, развивается познавательная деятельность. Заметно выросла активность учащихся.

Работа по развитию познавательной деятельности даёт положительные результаты:

  • Учащиеся умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
  • Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса. Учащиеся творчески подходят к решению той или иной проблемы.
  • В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках:
  • Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
  • Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
  • Учатся вести диалог.
  • Учатся слушать оппонента.
  • Выполняют творческие работы.

В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр у учащихся:

  • Развивается умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
  • Происходит постижение особенности мышления англоязычных людей.

Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку.

Вопрос 1: Какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится?

Положительный ответ в отношении английского языка дали 86% учащихся.

Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.

Вопрос 2: Какие формы работы на уроке тебе нравятся?

Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

На вопрос анкеты – Как вы думаете понадобится ли вам знание  английского языка в будущем? – 100% дали положительный ответ.

           Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках английского языка и об интересе к этому предмету для большинства учащихся.

Преимущества опыта по сравнению с другими методами обучения заключается в следующем:

  • более высокая степень усвоения учебного материала;
  • успешная социализация школьников II ступени;
  • расширение кругозора, активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие интереса к изучению истории, географии, культуры стран изучаемого языка;
  • получение навыков самостоятельной работы;
  • совершенствование индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся.
  • наглядность обучения. Выступление, объяснение педагога или ученика, иллюстрированное медиа материалом повышает эффективность педагогического процесса. Появляется возможность использовать весь спектр ИКТ: презентации, деловые и ролевые игры, коллективные решения творческих задач, on-line тестирование, реализацию учебных проектов.

Наконец, объективная и независимая  оценка знаний. Большими преимуществами компьютерного тестирования являются получение мгновенного результата, сокращение временных рамок. В сэкономленное время педагог имеет  возможность заняться разработкой новых проверочных заданий и созданием тестовой базы, включающую итоговые и промежуточные срезы знаний по пройденному материалу всех аспектов языка с учетом индивидуальных требований. Мультимедийные тесты могут быть представлены в различных формах: открытые и закрытые, ограниченные по времени и свободные. Результат тестирования может быть зафиксирован, сохранен и в последствие представлен в сравнительной таблице, где становится возможным проследить прогресс или регресс ученика за определенный промежуток времени, позволяет сделать анализ усвоения пройденного материала, выявить пробелы в знаниях. Такие статистические данные могут быть конфиденциальными, что тоже немаловажно. Использование мультимедийного тестирования в целом повышает результативность обучения медиа образованию и английскому языку, способствуя формированию медиа компетентности.

Результаты обучения учащихся стабильны, качество обучения учащихся в позитивной динамике. Эффективность опыта определяется увеличением процента качества знаний учащихся по иностранному языку.

Мониторинг учебной деятельности школьников позволяет сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения

английскому языку. Все это способствует развитию познавательных,

информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Контроль усвоения материала проверяется с помощью онлайн

уроков, вебквест технологий, написания личного письма или эссе,

презентаций ученических мини-проектов в Power Point. Одним из видов лексического контроля могут тренажеры. Предлагаю вашему вниманию следующую работу. (см.приложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

презентация «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

презентация к теоретической части «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Использование мультимедийных презентаций на уроках чтения, письма и развития речи как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ»

Развитие познавательной активности – тема очень актуальна для коррекционной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, ег...

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...

Мастер-класс "Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Мастер-класс включает следующие разделы:- актуальность;- краткую характеристику некоторых онлайн-сервисов;- примеры работы с онлайн-сервисами на различных этапах урока;- заключение....