Мастер-класс «Использование онлайн-сервисов на уроках ОБЗР как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
статья
Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования явилась его информатизация.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 684.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование онлайн-сервисов на уроках ОБЗР как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
Актуальность темы.
В настоящее время в связи с техническим прогрессом и растущим динамизмом жизни отмечается рост потребностей людей в эффективном образовании. На первый план выдвинулись задачи развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся, формирования у них деловых качеств и профессиональной мобильности, способности к самообучению в течение всей жизни.
Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования явилась его информатизация.
Среди направлений информатизации образования использование интернет-сервисов в образовательном процессе на сегодняшний день, пожалуй, является одним из важных и приоритетных.
Во-первых, мы живем в эпоху информационного взрыва. Информации вокруг огромное количество. Накопленная всеми предыдущими поколениями и увеличенная в разы в последние десятилетия, информация сегодня перестала быть той ценностью, которой она была еще недавно. Сегодня важно уметь хранить, обрабатывать, передавать информацию, и интернет- сервисы становятся важным и актуальным инструментом для эффективной реализации этого умения.
Во-вторых, мы работаем с поколением детей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный школьник родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает его как данность, использует ежедневно его возможности в личных целях и для него хранить, искать информацию, общаться, слушать музыку, читать, играть, писать письма и многое другое с помощью сети Интернет и его сервисов – обычное дело.
Интерес к предмету у обучающихся во многом зависит от технологий, используемых преподавателем на уроках и во внеурочной деятельности.
Современный учитель должен эффективно применять информационно- коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Таким образом, внедрение интернет-инструментария в образовательный процесс школы – актуальная проблема.
Но для того, чтобы сервисы стали полноценным инструментом образовательного процесса мало научиться в них работать. Более важно,
научиться их эффективно использовать: на уроке, в дополнительном образовании, в работе с родителями, в научной и исследовательской деятельности.
На сегодняшний день существует огромное количество онлайн- сервисов. Мне хочется поделиться опытом, как можно использовать в работе некоторые из них, а именно: Mentimeter, LearningApps, Padlet.
Mentimeter – бесплатный, простой, стильный онлайн-сервис для создания опросов и голосования в режиме реального времени, позволяет создавать в реальном времени опросы, викторины, облака слов, вопросы и ответы, и многое другое (www.mentimeter.com).
Сервис задает каждому опросу идентификационный номер, участники могут голосовать в режиме реального времени. Для этого нужно пройти по адресу www.menti.com и ввести номер опроса.
Хотелось бы более подробно остановиться на таком способе визуализации информации, как облако слов.
Облака слов (также известные как слово, коллаж или облако тегов) - это визуальные представления слов, которые придают большее значение словам, которые встречаются чаще. Этот тип визуализации может помочь докладчикам быстро собрать данные об аудитории, выделить наиболее частые ответы и представить данные понятным для всех способом.
На каких этапах урока можно применять облака слов
- На этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы. Так, при изучении раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» ученикам в начале урока можно предложить ответить на вопрос: «Какой бывает помощь?». Проанализировав все ответы детей (первая, скорая, медицинская,
доврачебная, своевременная и др.) учитель подводит к изучению новой темы.
- На этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Например, после изучения раздела «Здоровый образ жизни» ученикам можно предложить создать облако слов, ответив на вопрос, что они понимают под этим выражением. После визуализации ответов (правильное питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, отказ от вредных привычек) дети выбирают любое понятие, изученное в данной теме, и раскрывают его.
- На любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдѐнного материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.
- Во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.
- Учитель может проверить эмоциональное состояние учеников или их готовность к изучению нового материала.
LearningApps – бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Является одним из самых популярных онлайн- сервисов, которые используют в своей работе преподаватели (игры и игровые упражнения по ОБЖ можно найти по следующей ссылке https://learningapps.org/index.php?category=76&s= ).
Преимуществами сервиса LearningApps являются следующие:
- с помощью LearningApps можно создавать самые разные виды интерактивных упражнений (викторины, тесты, кроссворды, игры и т. д.);
- сервис имеет достаточно простой и удобный пользовательский интерфейс, все подсказки по созданию ресурсов размещены в шаблонах упражнений; создавать интерактивные упражнения по готовым шаблонам может как учитель, так и учащиеся;
- пользоваться созданными упражнениями можно без регистрации, так как они находятся в свободном доступе;
- сервис имеет приятный, спокойный дизайн.
- учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к учебному предмету и повышению учебной мотивации.
Padlet – простой и очень удобный инструмент, с помощью которого можно создавать интерактивные ―стены‖ самых разнообразных форм (www.padlet.com).
Как использовать доску Padlet в классе?
- Для повторения изученного на прошлом уроке. Так, при изучении темы «Способы извлечения инородных тел из верхних дыхательных путей» учитель помещает все необходимые материалы на доску (название способа, его краткое описание, иллюстрирующую картинку), просит обучающихся быстро просмотреть их, и задать вопросы, если у них возникнет необходимость что-то уточнить.
- Создание доски Padlet может быть самостоятельным заданием. Вы можете предложить учащимся на выбор — сделать доклад, презентацию, интерактивный плакат, карту памяти или доску Padlet. Получившуюся доску можно встроить в сайт или блог класса.
- Можно использовать доску для совместного сбора материалов по той или иной теме. Учащиеся при этом могут работать как всем классом, так и в группах. Все ресурсы будут собраны в одном месте, и никогда не потеряются. Так, при изучении темы «Виды кровотечений» учитель размещает на доске тему урока и картинки, иллюстрирующие различные виды кровотечений. По мере прослушивания лекции, школьники добавляют
на доску подписи к каждой картинке (определяют вид кровотечения, дают ему характеристику и перечисляют правила оказания первой помощи).
- Для получения обратной связи от учащихся. Попросите их использовать доску, чтобы поделиться своими впечатлениями и идеями.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что применение интернет-сервисов на уроках можно рассматривать как новый подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в школе.
Данный подход позволяет учителю оптимизировать образовательный процесс, обогатить арсенал инструментов и методических приемов,
позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Использование онлайн-сервисов в классе и после занятий является эффективным фактором развития мотивации обучающихся. Дети имеют возможность применить свои знания и навыки в новых условиях. Им нравится взаимодействовать, пользоваться компьютерами и мобильными устройствами, которые подключены к Интернету.
Онлайн-сервисы позволяют школьникам учиться с энтузиазмом. Процесс усвоения материала становится быстрее и проще. Как результат – активное участие детей в олимпиадах, викторинах и конкурсах, проектной деятельности.
Говоря об использовании онлайн-сервисов на уроках, следует отметить, что самым оптимальным вариантом является сочетание традиционных и цифровых методов в обучении. Тем более, что уроки ОБЖ не мыслимы без проведения практических занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

ИКТ на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Статья включает описание педагогического опыта по использованию средств ИКТ на разных этапах урока....

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...

Мастер-класс "Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Мастер-класс включает следующие разделы:- актуальность;- краткую характеристику некоторых онлайн-сервисов;- примеры работы с онлайн-сервисами на различных этапах урока;- заключение....








