Система работы с одарёнными детьми
статья на тему

Красинская  Ирина Фёдоровна

В статье прослеживается опыт работы учителя с детьми, обладающими лингвистическим видом одарённости.Учитель представил.как можно выявит структуру языковых способностейи показал примеры работы с учащимися по русскому языку и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Система работы с одарёнными детьми».

       В динамичном, быстро меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования... есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько, прежде всего, ее реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Мы живём в сельской местности, школы у нас небольшие, но даже среди 20-30 ребят найдутся дети, которых мы можем назвать одарёнными в той или иной области. Начиная с 2005 г., мои ученики, участвуя в олимпиадах, становятся победителями или призёрами. Поэтому я поставила перед собой задачу: как выявить и проявить одарённого ребёнка? Это тема моей самообразовательной работы: «Система работы с одарёнными детьми». Прочитала некоторую литературу, и мне больше пришлась по духу работа по этой теме учителей г. Томска. Я следовала их методике, внося свои коррективы.

Сколько может быть видов одаренности? В педагогической психологии существует следующая классификация видов одаренности:

1. Художественная одаренность.

2 Общая интеллектуальная (академическая)

  1.  Лидерская одаренность.
  1.  Практическая одаренность.

Учителя обычных общеобразовательных школ в основном имеют дело с общей интеллектуальной или академической одарённостью. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении по отдельным учебным предметам и считается более частой, избирательной. Например, при работе с детьми, обладающими лингвистическим видом одаренности, можно выявить примерную структуру языковых способностей. В нее входят следующие компоненты:

- Получение информации. Способность к целостному и логическому восприятию языкового материала, схватыванию формальной структуры упражнения, задачи.

-Переработка информации.

а) способность к логическому мышлению;

б) способность к быстрому и широкому обобщению объектов и их отношений;

в) способность к классификации и категоризации;

г) гибкость мыслительных процессов;

д) стремление к ясности, простоте и чёткости при выражении своего суждения;

е) способность к быстрой и свободной перестройке направленности своего мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли, и интуиция, большой словарный запас, его активное использование.

3 Хранение лингвистической информации.

4. Хорошо сформированная и свободная речевая деятельность. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека.

Общая интеллектуальная одаренность базируется на трех основных составляющих:

1. Интеллект.

2. Одаренность.

3.Высокая познавательная потребность и креативность.

Следовательно, при работе с одаренными детьми необходимо:

-постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию;       -развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер;

- ориентируясь на тип направленности интеллекта ученика, выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее успешным.

1. Высокий уровень познавательной активности - первая составляющая одаренности.

Учитывая высокий уровень познавательной активности одаренных детей, в своей работе следует:

- поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

-поощрять глубокую проработку выбранной темы;

с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;        

- актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;

- формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

- предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

- поощрять творческое и продуктивное мышление;

- создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Во время урока для активизации познавательных потребностей не забывать делегировать ряд традиционных преподавательских полномочий одаренным детям:

- подготовка дополнительной информация по изучаемой теме;

 использование альтернативных путей поиска информации: знакомство с теоретическим материалом, представленным в электронных учебниках. энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации через Интернет; виртуальные экскурсии.

У нас больше детей. одарённых по русскому языку. Это видно по количеству учащихся на олимпиадах. По литературе гораздо меньше. Я приведу пример работы с учащейся по литературе.

Необходимо:

1  Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, (склонность к литературе, а самое главное -понимание и запоминание, я заметила в 6 кл.)

2  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам,

3Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т. д,) за определенные промежутки времени.

4 Предоставить ученику:

- название темы;

- план изучения темы;

- основные вопросы;

- понятия и термины, которые он должен усвоить;

- практические работы;

- список необходимой литературы;

- формы контроля;

- задания для самопроверки,

- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;                                                       -невыясненные вопросы;

 - причины отклонений от сроков.

Выделяется также два основных типа направленности интеллекта: практический и теоретический, то есть преобладающим является либо уровень практического, либо уровень теоретического осмысления информации об окружающем мире. Структурообразующим методом организации обучения учащихся с доминантой «практического» интеллекта может стать проектная деятельность, то есть деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Метод проектов силён своей целенаправленностью, а также сочетанием практической и познавательной мотивации конкретный прикладной характер.

Конечно, прежде всего одарённость проявляется на олимпиадах. Олимпиадные задания требуют от учащихся умений логически мыслить, рассуждать, анализировать языковые явления. Некоторые задания предусматривают умение исторически объяснить языковые факты. Какие трудности испытывают дети при решении олимпиадных заданий?

Прежде всего, учащиеся плохо знают пословицы и поговорки, недостаточно начитанны, чтобы узнать авторов крылатых выражений, недостаточно компетентны в вопросах истории науки о языке, не знают русских лингвистов и их трудов. При подведении итогов Всероссийской олимпиады отмечается такой недостаток: участники не могут вникнуть в смысл предложенных заданий, а следовательно, неправильно его выполняют

Как же учителя русского языка должны работать с одаренными детьми, чтобы развивать и поддерживать юных лингвистов?

Одаренные дети - это самообучающиеся дети. Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач (процесс обучения с процессами исследования, творчества).

А для этого необходимо знакомить учащихся со словарями и справочниками по русскому языку, формировать умение правильно ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Наконец, надо обращаться к научно-популярной, а подчас и специальной литературе о русском языке. Язык можно понять только в действии. Только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Сколько в истории языка занимательных загадок! Разгадать их дано лишь тем, кто по-настоящему любит и ценит родное слово.

У наших древних и прекрасных наук - заманчивое будущее. Но ведь даже успевать следить за развитием науки в наше время - нелёгкое дело. Поэтому готовиться к научному творчеству надо с юных лет. Это благородное дело требует неустанного труда. Зато и награда велика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Система работы с одарёнными детьми

Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...