Главные вкладки

    «Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»
    презентация к уроку на тему

    Белоусова Анна Николаевна

    « Если мы будем учить сегодня так,
     как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

      Джон Дьюи

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока» ФГОС

    Слайд 2

    « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

    Слайд 3

    Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать ; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем ; быть коммуникабельным , контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

    Слайд 4

    Новый механизм развития образования

    Слайд 5

    В чем принципиальная новизна в структуре ФГОС?

    Слайд 6

    Содержание образования

    Слайд 7

    - деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности обучающегося; - формирование универсальных учебных действий (УУД); - формирование способности грамотно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ-компетентность). Организация и содержание образовательного процесса ориентированы на

    Слайд 8

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Три основные группы результатов:

    Слайд 9

    Организация образовательного процесса

    Слайд 10

    Системно- деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

    Слайд 11

    Технология системно- деятельностного метода обучения Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

    Слайд 12

    Синквейн : «Современный Учитель» Правила составления синквейна : первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

    Слайд 13

    Синквейн : «Современный Учитель»

    Слайд 14

    Учитель школы В Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который: - демонстрирует универсальные и предметные способы действий; - консультирует и корректирует действия обучающихся ; - находит способы включения в работу каждого ученика; - создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

    Слайд 15

    Как организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

    Слайд 16

    Г лавная составная часть учебного процесса – урок. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры . Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

    Слайд 17

    Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

    Слайд 18

    В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД ): - коммуникативные - познавательные - личностные - регулятивные Выделяют несколько аспектов такого урока.

    Слайд 19

    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Мотивационно – целеполагающий аспект урока

    Слайд 20

    Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Мотивационно – целеполагающий аспект урока

    Слайд 21

    Новым смыслом урока является решение проблем самими обучающимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке , тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Деятельностный аспект урока

    Слайд 22

    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение , деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий : технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы. Деятельностный аспект урока

    Слайд 23

    Структура урока Учитель - Создание проблемной ситуации - Выявление проблемы - Управление поисковой деятельностью - Обсуждение результатов Ученик - Принятие проблемной ситуации - Выявление проблемы - Самостоятельный поиск решения - Обсуждение результатов

    Слайд 24

    Функции учителя Традиционная классификация: - источник знаний - образец - плановик - контролер - судья Системно- деятельностая классификация: - организатор - дирижер - участник - помощник - стимулятор - товарищ

    Слайд 25

    Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка уроку Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока. Учитель пользуется сценарным планом урока . Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Самостоятельная деятельность обучающихся. Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи

    Слайд 26

    Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировка заданий для обучающихся Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д. Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и /или индивидуальная Взаимодействие с родителями обучающихся Родители не включены в образовательный процесс. Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

    Слайд 27

    Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся. Создается обучающимися. Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации. Результаты обучения предметные результаты; нет портфолио обучающегося; основная оценка- оценка учителя; важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные ; создание портфолио; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Слайд 28

    Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность обучающихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание обучающихся Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у обучающихся , что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

    Слайд 29

    Структура урока в рамках деятельностного подхода. 1.Организационный момент. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне . «Хочу, потому что могу».

    Слайд 30

    II. Актуализация знаний. Цель : повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. III. Постановка учебной задачи. Цель : обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

    Слайд 31

    IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V . Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI . Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

    Слайд 32

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности (УД), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Слайд 33

    Технологическая карта урока (ТКУ) - способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий (УУД). ТКУ— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в средней школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

    Слайд 34

    Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Технологическая карта урока (ТКУ) – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

    Слайд 35

    Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно- деятельностного подхода - новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ; - необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных ; - понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий .

    Слайд 36

    Понятие УУД Умение учиться в общении со сверстниками = Полноценное освоение обучающимися компонентов учебной деятельности: - познавательные и учебные мотивы; - учебная цель; - учебная задача; - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ).

    Слайд 37

    Универсальные учебные действия (УУД) Обеспечивают способность обучающегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе

    Слайд 38

    Структура технологической карты урока

    Слайд 39

    Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

    Слайд 40

    Технологическая карта позволяет учителю - выстроить алгоритм работы по теме, а также проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; - системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия; - реализовать воспитательные возможности темы; - установить преемственность в изучении материала; - реализовать межпредметные связи; - реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения.

    Слайд 41

    Преимущества технологической карты - внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельности; - высвобождается время учителя для творчества; - обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; - снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);; - повышается качество обучения, воспитания, развития; - обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

    Слайд 42

    Как работать с ТКУ - внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради; - познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом; - прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются ( межпредметные связи ); - придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте; - мотивируя обучающихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё; - фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите; - убедитесь , что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу; - на завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания.

    Слайд 43

    Технологическая карта как административный инструмент: - обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения; - позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь; - обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и обучающихся.

    Слайд 44

    Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии

    Слайд 45

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС

    Слайд 46

    Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко, Читать, считать, писать учили: «Дает корова молоко». Век ХХ I – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

    Слайд 47

    Творческих вам успехов! Тврческих успехов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"

    Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...

    ФГОС.Технологическая карта урока по математике в 6 классе по теме: «Окружность. Длина окружности».

    Открытый урок по теме: «Окружность. Длина окружности». дан в рамках годового проекта гимназии "Непобедимая Победа", посвященного 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941/1945 г...

    ФГОС Технологическая карта урока

    Урок в 5 классе по теме " Однородные члены предложения" по ФГОС...

    «Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС. Технологическая карта урока»

    Доклад на тему:«Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС. Технологическая карта урока»...

    ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

    ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

    Семинар «Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»

    Содержит материалы для проведения заседаний методического объединения, семинаров....