Игровое моделирование ситуаций совместной деятельности
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Макеева Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Знакомство

Цели занятия:

  1. Знакомство обучащихся между собой.
  2. Формирование мотивации к совместной деятельности.
  3. Создание положительного настроя на последующие занятия.

«Снежный ком»

Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.

Правила: Инструкция тренера:

-Когда встречаются незнакомые люди, они обычно представляются друг другу. Мы не будем отступать от этой традиции, тем более что нам предстоит большая, серьезная совместная работа. В тренинге нам предоставляется уникальная возможность выбрать себе имя. Может быть, кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения к нему. Если имя полностью вас устраивает - вы можете оставить его, но давайте сделаем так, чтобы имена не повторялись. Например, если у нас в группе несколько девушек по имени Анна, то пусть одна из них будет Аня, другая Анечка, третья-Анюта и т. д. У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущий тренинга тоже – в течение всей работы будут обращаться к вам только по этому имени.

Участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена – ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои – имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.

Продолжительность упражнения – 10-15 минут.

 «Баранья голова»

Цель: знакомство и запоминание имен всех участников.

Правила: Представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Если, называя имена, участник забыл чье-то имя, то он говорит «Баранья голова» - конечно, говорит, имея в виду себя, а не того, кого забыл. Если участники были знакомы до тренинга, то можно добавить к имени – «моя мечта», «мое самое больше достоинство».

Продолжительность: 10-15 минут.

Упражнение «Я-Погода»

участники группы называют свое имя и делятся настроением  (5 мин).

Ожидания участников

 «Правила нашей группы»

После того как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению основных правил социального психологического тренинга. В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными.

Рекомендации ведущему: рассказав правило, необходимо его коллективное обсуждение и только в случае стопроцентного принятия членами данной группы, оно принимается. Необходимо заострить внимание на том, что нарушать правила, принятые всей группой, нельзя. Также следует обговорить возможное наказание за несоблюдение данных правил. После того, как ведущий расскажет правила, члены группы могут предложить свои правила, которые также принимаются только в случае согласия с ними всех членов группы.

  • Доверительный стиль общения.

Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.

  • Общение по принципу «здесь и сейчас».

Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др.

  • Персонификация высказываний.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, «Я думаю, что…»), а также, не должно быть безадресности (например, не «Многие не поняли меня», а «Вася и Коля не поняли меня»).

  • Искренность в общении.

Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.

  • Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим «Ты мне не нравишься!», а «Мне не нравится твоя манера поведения!».

  • Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться.

  • Активное участие в происходящем.

Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном «Я». Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя.

  • Правило «СТОП».

Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав «стоп». Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.

Продолжительность упражнения: 15 минут.

Психологический комментарий: обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться работа группы на тренинге.

«Приветствие»

Цель упражнения:

  • в группе существует традиция приветствия участниками группы друг друга;
  • в группе создан положительный эмоциональный фон;
  • сформирована установка на совместную деятельность;
  • формируется положительная оценка себя и окружающих.

Инструкция тренера: « Мы будем с вами встречаться целый месяц, я предлагаю каждый раз приветствовать друг друга особым образом. Например, мы можем по очереди делать друг другу комплименты. Это будет наша традиция приветствия ».

Комментарий. Может быть другой вариант приветствия, например, в начале каждого занятия каждый присутствующий сообщает о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли данное упражнение, когда вам говорили комплимент, когда вы говорили комплимент кому-то; было ли что-то, что вызвало у вас негативные чувства.

«Самый – самый»

Цель упражнения: в активной игровой форме познакомиться друг с другом.

Правила: все участники, за исключение одного, сидят в кругу. Тот, кому «не хватило» места, стоит в кругу и задает параметр, по которому все участники должны поменяться местами, а он – занять освободившееся место. Предпочтительно от возможных внешних характеристик переходить к внутренним, раскрывающим особенности характера.

Рекомендации ведущему: следует самому поучаствовать в упражнении и даже начать его, находясь именно в центре круга. Если учащиеся теряются и не знают, какое назвать качество, необходимо эмоционально поддержать и помочь. Также следует обратить внимание на то, чтобы игра протекала динамично, так как иначе у учащихся пропадает интерес.

Продолжительность упражнения: 10-15 минут.

Психологический комментарий: упражнение позволяет в интересной игровой форме познакомиться друг с другом, а также, за счет тактильных контактов и положительного эмоционального настроя, снять возможное напряжение.

«Ассоциации»

Цель упражнения: получение информации о себе от членов группы.

Правила: один из участников – водящий – выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? И пр. Обычно задается 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. Дается три попытки. В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного – водящий выполняет это упражнение еще раз.

Рекомендации ведущему: необходимо строго следить за тем, чтобы ассоциации участников группы не обидели загаданного человека. Также следует побыть и в роли водящего, и в роли загаданного самому.

Дискуссия по упражнению: легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадали ли ассоциации у разных людей? Почему?

Продолжительность упражнения: 15 –20 минут.

Психологический комментарий: данное упражнение позволяет участникам задуматься об особенностях других членов группы, сформировать свою отношение к ним,  а также узнать о себе что-то новое. Появляется понимание того, что то, как мы воспринимаем себя не всегда совпадает с мнениями о нас других людей.

«Тройка»

Цель упражнения:

  • участники закрепили имена друг друга;
  • в группе создана положительная эмоциональная атмосфера.

Инструкция тренера:

« Все участники группы встают вкруг. Каждый из нас по очереди называет числа натурального ряда: один, два. Запрещается называть число 3, числа, содержащие число 3 и кратные 3 (например, 3, 9, 12 и т.д.). Если вам досталось такое число, вы должны подпрыгнуть и назвать свое имя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Бип – бип»

Цель упражнения: снятие напряжения у участников группы.

Правила: Вся группа, за исключением водящего сидит на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача - угадать к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «Бип», желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

Продолжительность упражнения: 10-15 минут.

«Руки»

Цель упражнения: знакомство друг с другом с помощью тактильных ощущений.

Правила: учащиеся получают задание расставить друг друга по теплоте рук от самых теплых до самых холодных. Затем кто-то один проверяет и, в случае необходимости, исправляет ряд. Затем проверяет еще один участник группы и, тоже, исправляет по своему усмотрению.

Рекомендации ведущему: необходимо стимулировать активное участие всех членов группы. Как разновидность данного упражнения могут быть использованы следующие задания: построиться по цвету глаз, по росту и т.д.

Дискуссия по упражнению: легко ли было определять «свое» место в ряду? Почему каждый из нас имеет свое представление о последовательности участников в этом ряду?

Продолжительность упражнения: 10 – 15 минут.

Психологический комментарий: Данное упражнение несет в себе не только элемент снятия напряжения участников группы, но так же и диагностический момент – определяются неформальные роли данной группы. Поэтому психологу очень важно обратить внимание на то, чтобы каждый член группы чувствовал себя как можно более комфортно.

 «Комплимент»

Правила: Перебрасывая игрушку (например, шарик) из рук в руки, каждый участник  должен сказать согруппнику, которому была она послана, комплимент. В ответ тот, в свою очередь, должен выразить благодарность.

Рекомендации ведущему: Постараться объяснить участникам, что комплимент должен быть искренним, от всей души, и желательно с эмоциональным содержанием. Ведущему желательно начать упражнение самому, подать пример.

Продолжительность упражнения - 5-15 мин.

Психологический комментарий: Это упражнение позволит расслабиться, встряхнуться участникам, поднять эмоциональный тонус группы.  

 «Молчанка»

Цель: научиться использовать невербальные способы передачи информации.

Правила: Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14-16 человек, можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию). Тренер встает около одного из концов шеренги и дает следующую инструкцию: «все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее и быстрее».

  • – встаньте так, чтобы около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце – у кого самый небольшой рост. Затем ведущий проверяет.
  • - около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, в другом конце шеренги – с самыми светлыми.
  • - около меня человек с самыми темными глазами, на другом конце с самыми светлыми.
  • Расположиться по датам рождения. Около меня от 1 января, в конце до 31 декабря.

Психологический комментарий: Эффект этого упражнения – улучшает настроение, возрастает непринужденность, сокращается дистанция в общении.

Дискуссия по упражнению: Как удалось достигать понимания в общении? В чем была трудность договориться молча?

Продолжительность: 10-15 минут.

Поменяйтесь местами

Цель упражнения: в активной игровой форме познакомиться друг с другом.

Правила: все участники, за исключение одного, сидят в кругу. Тот, кому «не хватило» места, стоит в кругу и задает параметр, по которому все участники должны поменяться местами, а он – занять освободившееся место. Предпочтительно от возможных внешних характеристик переходить к внутренним, раскрывающим особенности характера.

Рекомендации ведущему: следует самому поучаствовать в упражнении и даже начать его, находясь именно в центре круга. Если учащиеся теряются и не знают, какое назвать качество, необходимо эмоционально поддержать и помочь. Также следует обратить внимание на то, чтобы игра протекала динамично, так как иначе у учащихся пропадает интерес.

Продолжительность упражнения: 10-15 минут.

Упражнение «Чем мы похожи…»

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. (8-10 мин).

 В парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Скала»

Цель упражнения: снятие напряжения и формирование положительного настроя на будущую совместную деятельность.

Правила: группа встаёт вдоль воображаемой линии. За линией находится пропасть. Стоящие вдоль линии участники – это «скала». Все по очереди пытаются пройти по скале так, чтобы не упасть в пропасть. «Скала» со всевозможными выступами и препятствиями. Участники, стоящие вдоль линии, крепко держатся друг за друга. Упавший в пропасть становится зрителем.

Рекомендации ведущему: следует стимулировать активное участие всех членов группы, а также поучаствовать самому.

Продолжительность упражнения: 10-15 минут.

Психологический комментарий: данное упражнение, так же как и предыдущее, несет в себе диагностическую нагрузку – количество всевозможных «выступов» позволяет сделать выводы об агрессивности отдельных учащихся по отношению к группе.

«Собери картинку»

Цель упражнения: актуализировать потребность в совместной деятельности.

Правила: учащиеся должны разбиться на 2 команды и на время собрать разрезанную на кусочки картинку.

Рекомендации ведущему: картинка должна содержать множество деталей.

«Найди отличия»

Цель упражнения: формирование внимательного друг к другу отношения. Развитие наблюдательности.

Правила: Участники расходятся по аудитории (недалеко друг от друга). Из участников выбирается один водящий. Остальные должны принять разные позы и сохранять их в течение упражнения. После того, как участники приняли позы, водящему дается 1-2 минуты на то, чтобы осмотреть всех внимательно и запомнить позы. Затем он закрывает глаза и отворачивается от аудитории. В течение одной минуты 5 человек (их указывает ведущий) несколько изменяют свои позы, остальные остаются в прежних позах. По окончании минуты водящий открывает глаза и поворачивается к аудитории. Его задача – найти отличия в позах.

Продолжительность упражнения: 10 минут.

 «Любое число»

Цель упражнения: сформирована установка на дальнейшую совместную деятельность; развитие взаимопонимания в группе.

Инструкция тренера.

«Я называю по имени любого из вас и тот, кого я назвала, говорит какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Я командую: «Три-четыре!». Одновременно встает столько игроков, какое число было названо. При этом игрок, который назвал число сам, может встать, а может остаться сидеть.

Комментарий.

Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

 «Коллективный счет».

Цель упражнения:развивается взаимная чувствительность членов группы.

Инструкция тренера. «Мы стоим, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Наша задача – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет, и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально). Во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд, в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, то игра начинается заново. Наша цель - дойти до как можно большего числа».

Комментарий.

Эту игру можно проводить на каждом занятии, придав ей статус диагностической, и выяснять, таким образом, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы. Если участники, не договариваясь, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу, то психологу следует похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предложить отказаться от этого приема.

Рефлексия.

Как вы считаете, за счет чего нам удалось \не удалось дойти до большого числа?

Что было самым трудным в этой игре?

Как вы чувствовали, понимали, что сейчас именно вам нужно назвать число?

 «Чужие коленки»

Цели упражнения.

  • в группе создан положительный эмоциональный настрой;
  • создана установка на дальнейшую совместную деятельность.

Инструкция тренера.

«Садимся в тесный круг, сдвинув стулья ближе друг к другу. Каждый из нас кладет руки на колени соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левой коленке соседа справа. В результате на собственных коленках у нас оказываются руки соседей по кругу. На левой коленке - правая рука соседа слева, а на правой - левая рука соседа справа. Игра ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Игра заключается в том, чтобы руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Таким образом, каждый участник может ошибиться дважды, сначала одной рукой, а затем другой. После этого он полностью выбывает».

Комментарий.

Когда игра достаточно освоена, можно предложить усложнения. Например, любой участник, когда очередь сделать хлопок доходит до одной из его рук, вправе поменять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо хлопнуть своей рукой по коленке, на которой эта рука лежит, дважды.

        Обсуждение впечатлений, переживаний, ощущений по окончании этой игры можно опустить. Но психолог может поинтересоваться у членов группы: «Как вам было во время этой игры?» Для кого-то из членов группы может быть очень важно, выразить свои эмоции.

 «Полюби себя. Полюби другого.»

Инструкция:

  1. «Полюби себя»: каждый член круга пишет в кружочке свое имя и придумывает к нему 10 уменьшительно-ласкательных имен. (3 мин.)
  2. “Полюби другого”. Кружки по сигналу ведущего передаются в правую сторону; каждый человек должен прочесть имена на кружке и дописать свое (которого еще нет) ласковое имя.
  3. Когда кружок с именами сделает круг и дойдет до своего владельца, он выбирает понравившееся имя, записывает его на бейджик и прилепляет себе на одежду. Затем делится переживаниями со всей группой: что было легче, писать имена для себя или для других? Что чувствовали, когда читали смена, которые вам написали другие (при желании могут зачитать эти имена)? Почему выбрали именно это имя (то, которое написали на бейджике), что оно для вас значит?

Комментарий: упражнение диагностично. Оно помогает выявить, что человеку легче: делать приятное другим или себе. Упражнение так же помогает выявить самооценку и уровень самопринятия членов группы: как правило, те ребята, которые быстро придумывают 10 уменьшительно ласкательных модификаций своего имени отличаются высокой степенью самопринятия и высокой самооценкой.

«Никто, кроме меня…»

Правила: Ребята заканчивают предложение «Никто, кроме меня…», выделяя тем самым ту свою особенность, которой, по их мнению, ни у кого больше нет, или то свое качество, которым они, по их мнению, выделяется среди остальных. Если среди группы есть люди, которые считают, что у них данное качество (умение) так же присутствует, садятся к нему на колени. Например, «Никто, кроме меня не был этим летом в С.-Петербурге». 

Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия упражнения, а так же поучаствовать самому.

Продолжительность: 10-15 мин.

Комментарий: иногда, ребятам трудно пойти на телесный контакт (сесть на колени), в этом случае стоит остановить упражнение и обсудить, что мешает. Затем упражнение имеет смысл продолжить. По истечению времени выполнения упражнения необходимо обсудить переживания участников во время действия.

 «Стрелки»

Правила: участники группы встают вкруг. Выбирается один ведущий, который встает во внутрь круга. Один из участников круга заканчивает фразу «Сегодня утром…» высказыванием, которое является одновременно не обидным и в то же время не желательным, по отношению к себе. Например, «Сегодня утром не почистил зубы…» После того как фраза закончена называется имя человека из круга, при этом на него указывают пальцем. Например, «Сегодня утром не почистил зубы Миша». Миша при этом должен как можно быстрее перевести стрелку на другого человека, назвав его имя и указав на него пальцем: например, «Саша». Саша так же переводит стрелку на другого. Человек, стоящий внутри круга старается дотронутся до Миши прежде, чем он успеет перевести стрелку на другого человека. Если Миша успевает назвать и показать другого, то ведущий должен затронуть его  и т.д.

Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия упражнения, а так же поучаствовать самому. В инструкции четко объяснить, что обидными высказываниями заканчивать предложение нельзя.

Продолжительность: 10-15 мин.

Комментарий: в случае, если участник группы предлагает обидную концовку, игра приостанавливается и концовка переделывается. В конце упражнения необходимо обсудить переживания участников, чтобы снять возможные негативные впечатления. Данное упражнение является диагностичным: если ребята начинают заканчивать предложения приятными высказываниями и стараются при этом попасться, то ведущий может считать, что в группе достаточно сплочения и позитивного отношения друг к другу.

Упражнение  «Я никогда не…».  Продолжительность 10 минут

Цель: Разрядка, сплочение.

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).

Тренер заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности.  Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках.  Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.

Упражнение «Что мне нравится в себе». (15 - 20 мин).

Цель: формирование позитивной «Я-концепции».

Рисунок на чистом листе на данную тему или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.

Упражнения «Взаимные презентации» (20 мин).

Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.

Инструкция:

«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.

Второй этап : вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

·       Как я вижу свою профессию;

·       Что я ценю в самом себе;

·       Предмет моей гордости;

·       Что я умею делать лучше всего.

На выполнение второго этапа у вас 5 минут.  

После этого организуется работа в парах.

«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута.

После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать».  

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Вопросы: Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?)

Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Тяжело ли было говорить от имени другого?

Упражнение - разминка «Молекулы». (7 мин).

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жжужа. Ведущий в любой момент говорит: «молекулы из пяти атомов» (по 3, по 7…). Участникам необходимо быстро организовать эти группы, взявшись за руки. И так несколько раз.

Упражнение «Слепая прогулка». (10 мин).

Цель: установить доверительные отношения.

Предложите Вашему партнеру (другу, супругу) взять Вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять Вам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур, температур и других характеристик реальных объектов, используя Ваши кинестетические и аудиальные возможности.

Упражнение «Рассмешить партнера». (7-10 мин).

Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Итак, по удару гонга один игрок пытается рассмешить другого. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. Если замысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассмешить. Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не удалось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее. Внимание! Начали! Спасибо, игра закончена. Ведущий! Определите самого насмешливого и самого смешливого игрока.

Упражнение «Просьба». (10 мин).

Обратитесь к партнеру с просьбой. Важно, чтобы просьба была достаточно значимая, конкретная, не слишком легкая для исполнения. Задача – сделать так, чтобы партнер действительно захотел и выполнил просьбу.

Анализ: В ходе анализа фиксируются приемы и принципы обращения с просьбами. Кому удалось получить желаемое и каким образом? Можно начать издалека, можно использовать комплименты, можно сделать что-то взамен. Главное «оружие» – вежливость и пристройка снизу.

Дополнительные вопросы: Чем просьба отличается от распоряжения? Почему просьба в иерархической системе часто воспринимается как распоряжение?

Упражнение «Интервью» (20 мин).

Цель упражнения: - развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; - формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.

Основное правило - отвечать как можно более полнее и откровеннее Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.

«Подведение итогов занятия».

Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы. Участники занятия сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы: «Я понял…», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Думаю…», «Мне понравилось…» и т.д.

Рекомендации ведущему: Необходимо предоставить возможность высказаться всем желающим и ответить на все возникшие вопросы.

Упражнение «Ладошки». (10 мин).

Инструкция: Возьмите лист бумаги А4, обведите контур ладони. В центре напишите свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передайте соседу справа, который затем снаружи ладони напишет что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

Упражнение «Ромашка пожеланий». (5 мин).

Инструкция. В конце занятия тренер встает, протягивает вперед руку и говорит что-нибудь типа: «Мне очень приятно было работать с вами!» Затем поднимается один из участников и тоже говорит типа: «Спасибо всем!», и кладет свою руку на руку тренера. Таким же образом поступают и другие участники. Когда каждый член тренинговой группы выскажется, тренер предлагает всем хором сказать «До свидания» и вскинуть руки вверх.

Медитация. (10 мин).

Предложить участникам сесть поудобнее, закрыть глаза и мысленно увидеть лес, который темной стеной подступает к озеру. На берегу стоит гостиница, в которой проводится тренинг и слышен крик чайки, почувствуйте прохладный вечерний ветер. Затем следует мысленно отождествить себя с одним из персонажей картины или элементом картины и в тот момент, когда это начинает удаваться, встать и покинуть тренинговый зал, сообщив всем, с кем он отождествил себя.

Сегодня я молодец, потому что…


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации

Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

Моделирование ситуаций

Цель:учить ребят достойно выходить из любой ситуации.Ход занятия.Ребята! Тема занятия: реши проблему. Мы будем учиться находить правильный выход из той или иной ситуации. Сейчас я расскажу историю, у ...

Моделирование ситуации общения как главный фактор успешности обучения и повышения иноязычной компетенции учащихся.

Данная работа посвящена проблеме формирования навыков говорения обучающихся.Раскрываются главные аспекты и этапы речевой деятельности и факторы успешности влияющие на неё....

«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»

Я предлагаю учителю - словеснику  познакомиться с одним из приемов , используемых мною  в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится....

Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"

Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"...