Мыследеятельностная педагогика
статья

Шлякова Оксана Васильевна

Цель данной публикации – обратить внимание коллег на один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования – мыследеятельностную педагогику, заинтересовать для дальнейшей работы по самообразованию в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mysledeyatelnostnaya_pedagogika.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мыследеятельностная педагогика

Цель данной публикации – обратить внимание коллег на один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования – мыследеятельностную педагогику, заинтересовать для дальнейшей работы по самообразованию в этом направлении.

Мы с вами знаем из практики собственной педагогической деятельности, что успешность и качество обучения учащихся напрямую зависят от уровня развития их мышления, степени сформированности мыслительных операций.  Без хорошей «работы» мыслительного аппарата невозможно продуктивное усвоение учебного материала, получение качественного образования и, как следствие, возможности свободно ориентироваться в реальной жизни. Поэтому важнейшая задача образования — создать благоприятные условия для развития многих видов и качеств мышления школьника.

Педагогическая теория и практика утверждает, что традиционная педагогика не способна и не готова, создать эти самые благоприятные условия, поскольку не занимается изучением механизмов и процессов, которые лежат в основе развития (формирования) мыслительных способностей и организации собственной учебной деятельности школьника.

Тем не менее, исследования современных ученых, педагогов и психологов показали, что есть некая целостная образовательная практика, получившая название мыследеятельностной педагогики, которая и представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у школьников мыслительных способностей, так же как и развивающее обучение, направлена на развитие понятийного и аналитического мышления.

Мыследеятельностная педагогика – это область знаний, изучающая механизмы и процессы, с помощью которых школьник усваивает учебную информацию и способы деятельности.

Усвоение учебной информации идёт прежде всего через её понимание.

Понимание школьниками учебной информации – одно из центральных педагогических понятий. Большинство учащихся испытывает трудности именно в процессе понимания излагаемого учителем учебного материала, условий различных устных и письменных заданий, предназначенных для выполнения. А его (учебный материал) необходимо еще и осмыслить, т.е. соотнести с имеющимися знаниями и систематизировать. Без осмысления не бывает подлинного понимания и наоборот. Вне понимания и осмысления учебный процесс лишен всякого смысла и ведет лишь к бессмысленному загромождению памяти фактическими сведениями.

Как же помочь школьникам обучиться премудростям учебных дисциплин, научиться понимать и осмысливать сведения, осваивать методы приобретения знаний и их практического применения, тщательно отбирать средства собственной учебной работы и грамотно их использовать, находить благоприятные условия для освоения новых средств?

В этом призвана помочь мыследеятельностная педагогика – область знаний, изучающая механизмы и процессы, с помощью которых школьник усваивает учебную информацию и способы деятельности.

Итак, под мыследеятельностью следует понимать комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности. И здесь я хочу заострить ваше внимание на слове «организованной», поскольку неоднократно слышала от коллег высказывания следующего характера: «Не знаю, к чему мы с ними (детьми) придём, могут повернуть ситуацию не известно, как...»

Основа учебного процесса – собственная учебная деятельность школьника, организованная прежде всего учителем, и чтобы она была успешной, необходимо развивать мыследеятельностные способности, а именно: мышление, воображение, рефлексию, понимание, осмысление, способность к коммуникации и самоорганизации действий и деятельностей.

 Мыследеятельностная педагогика и представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у школьников этих мыслительных способностей. Мыследеятельностная педагогика утверждает, что никакая систематизация навыков и действий, никакое объяснение правил употребления способов и приемов не сможет обеспечить развитие у ребенка мыследеятельностных способностей.

Это возможно лишь при последовательном совершенствовании специально заданного образца деятельности в специально спроектированных педагогом ситуациях.

Наличие у ребенка некоторого способа позволяет ему «замыслить» действие, но оно не может быть осуществлено без определенного изменения исходного способа.  И одного способа недостаточно. Нужны приемы реализации этого способа, которые должны собираться вокруг него. Как показали исследования по проблеме развития способностей учащихся (Ю.В.Громыко, Л.Н.Алексеева), в основе способности ребенка лежат освоенные им способы осуществления той или иной деятельности.

Но способность к способам не сводится. При определенных формах обучения освоенный способ начинает дополняться разнообразными приемами, расширяться и достраиваться. Тогда школьник овладевает им, становится свободен в применении данного способа, вносит в него индивидуальные особенности исполнения. Это и есть рефлексивная деятельность.

Рефлексия как принцип человеческого мышления, направлена на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. В результате этого вырабатываются установки и приемы управления собственной мыслительной деятельностью. Происходит развитие мышления, его перестройка, целенаправленная мыслительная деятельность.

Человек начинает мыслить и ставить для себя задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв: невозможно действовать по стереотипу. Тогда-то ему и требуется изобрести, построить и освоить новый способ. Г.П.Щедровицкий приводил такой пример: если вы едете в метро на работу к определенному сроку, вам не надо об этом думать, вы добираетесь автоматически. Но вдруг в метро авария. А вам надо успеть. Это и означает, что вы оказались в ситуации, когда вам нужно начать мыслить, т.е.  вырабатывать новый план своих действий, чтобы успеть к сроку.

Мыследеятельностная педагогика позволяет учителю спроектировать подобные ситуации, сформировать у школьника особую учебную целевую установку на освоение общих способов, организовать рефлексивную деятельность - осознание найденного, построенного средства как основы общего способа решения множества предметных задач.

Принципами мыследеятельностной педагогики как целостной образовательной практики являются:

  • деятельностное содержание;
  • самоопределение;
  • организация работы по созданию ситуаций, провоцирующих мышление; (СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
  • личностно значимое отношение к предмету обучения. (ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО?)

Эти принципы едины и для обучения школьников, и для подготовки педагогов. Мыследеятельностная педагогика предполагает как одновременное изменение деятельности педагогов по проектированию и ведению занятий, так и учебной деятельности школьников.

Именно сейчас, как никогда, актуален вопрос о том, как научить школьника правильно мыслить, действовать и вступать в мыслекоммуникацию с другими людьми. Чтобы, например, конструктивно вести диалоги, необходимо грамотно строить умозаключения, разбираться в принципах аргументации. Понятие, суждение, умозаключение, теория аргументации, законы диалектики – все это предметы изучения логики.

Мыследеятельностная педагогика обеспечивает систематическое движение учащихся. Данная технология позволяет вводить учащихся в мыследеятельностное устройство знания на разном предметном материале, показывая и передавая им метапредметные (т.е. универсальные) принципы работы со знанием, формируя у них соответствующие способности. Метапредметы – это средство формирования рефлексивного мышления у школьников. К ним относят «Знание», «Проблему», «Знак», «Задачу». Осваивая метапредметы, учащиеся учатся порождать новые знания, опираясь на культурные образцы мыследеятельности, делают попытки развивать их, учатся адекватно применять знания в разных мыследеятельностных ситуациях, а также учатся работать с разными системами знаний.

Мыследеятельностная педагогика занимается изучением процессов понимания и осмысления, раскрывая закономерности и функции этих процессов-явлений. От уровня развития способностей понимания и осмысления различных явлений, событий зависят: характер общения, стиль поведения, степень сформированности реальной картины мира, качество жизни. Когда говорится о том, что человек умеет понимать происходящее, то имеется в виду, в первую очередь, его способность хорошо ориентироваться в любой обстановке, сложных текстах, диалогах и т.п., способность осмысленно повторить, прочувствовать, уяснить все то, что он воспринимает. И творческий подход к решению проблемных ситуаций, и нестандартное мышление не обходится без умения осмысленно воспринимать, критически оценивать, анализировать информацию.

Таким образом, мыследеятельностная педагогика - это технология не только современного образования, но и образования будущего. Чтобы учитель смог включить учеников в какую-либо деятельность, ему необходимо, по меньшей мере, самому овладеть ею, поэтому обучение осуществляется в деятельностном интерактивном режиме, выходящем на уровень рефлексии учителей в процессе обучения и помогающем увидеть дальнейшую перспективу профессионального роста.

Мыследеятельностный подход противостоит информационному. В информационном подходе ученик узнает новое из сообщения учителя как новую информацию, а затем усваивает это в разнообразных упражнениях. В мыследеятельностном же подходе новое содержание ученик получает сам как результат собственной деятельности: решения незнакомой задачи, исследования и моделирования некоторого объекта, разрешения парадокса или противоречия, понимания оригинального текста. Но мыследеятельностный подход - нечто большее, чем просто опора на инициативу ребенка. Сама по себе инициатива необязательно ведет к нужному результату. В ходе совместной работы учитель и дети раскрывают и осваивают общий способ мыследеятельности.

Мыследеятельностный подход к обучению реализуется через интерактивные формы, которые формируют устойчивую мотивацию к учению. Это позволяет, с одной стороны, развить потенциальные возможности всех участников процесса, с другой стороны, практическое затруднение в применении технологии заключается в том, что очень сложно учителю совместить на уроке две различные задачи: научить содержанию и научить деятельности.

Этот подход требует уже сформированного нового педагогического профессионализма, требует от педагога способности работать с деятельностью и мышлением ребенка, с принципиально новым предметом педагогической работы. А это означает, что педагог должен начать преобразовывать и изменять свою деятельность, ориентировать ее на новые задачи, оснащать новыми средствами работы. То есть педагог фактически должен научиться организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мыследеятельностная педагогика. Сценирование современного урока русского языка как основа мотивации на учебную деятельность.

Выступление на педагогических чтениях памяти З. Н. Кулаковой. 1 часть теоретическая, 2 из опыта работы в данной технологии....

Сценарий занятия по мыследеятельностной педагогике. Развитие способности различение.

Мыследеятельностная педагогика. Сценарий занятия на развитие способности различение....

«Технология мыследеятельностной педагогики. Реализация в преподавании истории »

Курсовая работа по теме «Технология мыследеятельностной педагогики. Реализация в преподавании истории » может быть использована учителями истории при выполнении зачетной работы по окончании курсов пов...

Сценарий урока "Фотосинтез" 10 класс. Технология мыследеятельностной педагогики.

Два года назад я впервые близко познакомилась с теорией мыследеятельности. Эта теория охватывает очень большой пласт проблем, связанных с образованием, поскольку сейчас актуален вопрос о том, можно ли...

Статья "МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ".

Одним из перспективных направлений развития химического образования является организация компетентностного подхода при котором учащичиеся на получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процес...