Современные Интернет-ресурсы в обучении ИЯ
статья

Елена Сергеевна Кононыхина

В статье рассматривается проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные Интернет-ресурсы в обучении ИЯ

Кононыхина Е.С.

БОУ ТР ОО «Никольская СОШ»

Орловская область, Троснянский  район, Россия

Аннотация: В статье рассматривается проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. Очевидно, что использование Интернет-ресурсов имеет множество преимуществ. И главным фактором является возможность рассматривать их как хороший способ формирования языковой компетенции.

Ключевые слова: Интернет-технологии, процесс обучения иностранному языку, образовательные Интернет-ресурсы, формирование языковой компетенции.

Abstract: The article deals with the problem of using Internet technologies in the process of foreign language teaching.  It is evident that usage of educational Internet-resources has a lot of advantages. And the main factor is the possibility to consider them as a good way of forming language competence.

Key words: Internet technologies, the process of foreign language teaching, educational Internet-resources, forming language competence.

Современное образование  трудно представить себе  без компьютеров и сети Интернет. Компьютерные технологии находят применение  во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в области обучения иностранным языкам, значение которых  в наши дни растет. Языки  выполняют две самые важные функции в жизни человека: общения и познания.

В своем выступлении я хотела бы показать, что обучение иностранному языку протекает эффективнее при систематическом, целенаправленном и своевременном  использовании специальных Интернет – ресурсов с учетом  интересов и потребностей учащихся, их возрастных особенностей. Конечно, коснусь и особенностей применения Интернет-ресурсов в сельской школе.

В педагогической практике мы  довольно долго пользуемся  термином  Интернет – образование. Уже нет секрета в том, что Интернет обладает колоссальными возможностями. Роль Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка велика, так как с помощью виртуальной среды мы можем  выйти за рамки пространства и времени, общаясь с реальными собеседниками на актуальные темы.

В методической литературе есть много определений технологии Интернет- ресурсы, но нет единой формулировки. В общем, мы можем сказать, что  Интернет-ресурсы или технологии – это использование учителем на уроке сети Интернет.

Конечно же, в практике обучении ИЯ возникают противоречия между практической значимостью и систематическим использованием Интернет-ресурсов, особенно в сельской школе. Далеко не в каждой школе имеются технические возможности для использования сети Интернет на уроках, да и зачастую учитель не в состоянии использовать компьютерные технологии на своих занятиях.

Развитие современных технологий сегодня предъявляет определенные требования (например, навык работы в Интернете), без учета которых невозможно движение вперед ни в каких областях, в том числе и в образовании. С другой стороны, Интернет предоставляет преподавателям ИЯ возможность сделать уроки увлекательными, а сам процесс подготовки преподавателя к занятиям – более быстрым и успешным.

Наиболее эффективными способами использования возможностей Интернет при обучении ИЯ являются:

  1. Для учителя: подробное описание новейших технологий обучения, методические рекомендации авторов УМК, обмен опытом с зарубежными и отечественными коллегами, общение учителя на английском языке и приобщение к этому своих  воспитанников,  огромное количество языкового и страноведческого материала.
  2. Для ученика: получение самообразования на дистанционных курсах,  переписка  со сверстниками - носителями изучаемого языка, участие в международных проектах, возможность публикации творческих и исследовательских работ на языке.

Одним из полезных сайтов,  который я использую в своей практике,  является сайт «Английский с собой». На обычном уроке по теме можно использовать уроки  или их фрагменты с этого сайта (English to Go http://www.english-to-go.com/) У этого сайта, созданного специалистами из Великобритании, США, Австралии и Новой Зеландии есть много преимуществ:

  1. Все материалы данного сайта аутентичны;
  2. Уроки носят разноуровневый характер (5 уровней владения языком), что помогает в обучении разноуровневой группы. Данная проблема актуальна при обучении ИЯ в сельской школе.
  3. Задания соответствуют требованиям, как международных экзаменов, так и ЕГЭ.

Ежегодно в ноябре разработчиками сайта проводится Всемирный день английского языка. Участие в данном мероприятии является мощным стимулом к изучению  иностранного языка, особенно в сельской школе. Кроме того, учителя могут разместить свои наиболее удачные уроки в личном кабинете  в рубрике “My Lessons”, составить свой учебник с нужными онлайн упражнениями. Этот сайт полезен будет и учащимся. Здесь можно найти более 500 интерактивных уроков для самосовершенствования своего уровня владения языком.

Интернет – это неисчерпаемый источник информации для ученика. Можно предложить тему для исследования. Дети находят сами интересующую их информацию. Все это они делают самостоятельно, что максимально индивидуализирует процесс обучения. Потом устраиваем конференцию, конкурс или викторину. Для этого можно использовать поисковые сайты:

www.looksmart.com

www.ask.com

www.readinga-z.com

В старших классах мы можем не только прочитать, но и прослушать новости на сайте BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice). Это абсолютно бесплатный ресурс, который  был создан  известной медиакорпорацией  ВВС.  Одним из направлений деятельности этой корпорации является популяризация английского языка. Все материалы, представленные на сайте, подготовлены очень профессионально. Сайт содержит огромное количество материалов по самой разнообразной тематике. Материалы представлены именно в том формате, который я считаю наиболее полезным для людей, изучающих английский язык: аудио, текст к нему, а также упражнения для закрепления материала.

Конечно же, не будем забывать, что общение в социальных сетях является ведущей деятельностью подростков. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне. Найти партнеров по переписке можно найти здесь TESL-L (listserv@cunyvm.cuny.edu/ listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listserv@cunyvm.cuny.edu). Данный вид  коммуникации - это прекрасная практика языка, которая  повышает интерес к самому процессу изучения ИЯ.

Интернет можно использовать не только пассивно, но и активно. На сайте The Young Voices of the World () учащиеся могут опубликовать свои работы, с которыми потом познакомится многомиллионная аудитория. Все работы сопровождаются электронным адресом, что дает возможность обсуждения всех материалов.

И последнее, на сайте компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет  услышать, как звучит любая фраза на английском языке. Здесь разработан синтезатор, который превращает печатный текст в звук.

Я вам представила только небольшую часть возможностей использования Интернет-ресурсов на уроках ИЯ, как  в городской, так  и в сельской школах. Ежедневно появляются новые возможности использования информационных технологий в обучении. Можно  утверждать, что на сегодняшний день наиболее эффективным и доступным способом овладения межкультурной грамотностью в условиях  общения с носителями языка является их использование.

В процессе обучению ИЯ, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая растущую  заинтересованность и, следовательно, эффективность. Таким образом, образовательные Интернет-сайты стимулируют желание учиться, расширяет зону социальной активности каждого ученика,  повышают мотивацию к изучению ИЯ и способствуют улучшению  самооценки. Однако, данные технологии не являются единственно приемлемыми. Должно быть среди них разнообразие, направленное на развитие личности ученика.

Список литературы.

  1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. – 2001. - №2, с. 14-20.
  2. Савелова С.Б. Интернет - проекты и современное образование //Вопросы Интернет - образования. – 2001. - №1.
  3. Чебан О.О. Интернет - технологии в школе//Вопросы Интернет - образования. – 2005.-№30.
  4. Intel. Обучение для будущего. – М.: Издательство – торговый дом «Русская Редакция», 2005.
  5. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку //Иностранные языки в школе. – 2001. - №5, с. 40-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные Интернет-ресурсы для уроков английского языка

Здесь доказывается важность применения на уроке ИКТ, а также даются ссылки на сайты, которые могут помочь в работе...

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы при обучении английскому языку

Создание всемирной сети Интернет – одно из величайших достижений современного мира. В настоящее время преимущества информационных технологий в процессе обучения английскому языку уже не вызывают сомне...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Интернет – ресурс Google в обучении школьников немецкому языку.

Методическая разработка будет полезна учителям  на уроках при освоением тем на иностранных языках...

Современные интернет ресурсы в обучении математики

Современные интернет ресурсы в обучении математики...