Технология развития критического мышления на уроках английского языка
статья

Лищёва Марьяна Владимировна

технология развития критического мышления на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления                                                   на уроках английского языка

 Учитель английского языка

Лищёва М.В.

     Приоритетной целью учителя в условиях модернизации образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Сегодня нашей стране нужны люди с нестандартным мышлением, готовые к постоянному обновлению и преобразованию своих знаний  в условиях меняющегося мира, умеющие творчески мыслить. Выпускник общеобразовательной школы должен мыслить критически, уметь добывать информацию из разных источников, интерпретировать ее на основе собственных взглядов.

      В связи с переходом образовательных учреждений на федеральный государственный  образовательный стандарт (далее ФГОС), возникла необходимость в изменении подходов к ведению современного урока. Современный урок отличается от традиционного тем, что ученик сам становится активным участником образовательного процесса, способным самостоятельно планировать свою деятельность, обладающим адекватной самооценкой.  Роль учителя при ведении современного урока сводится к роли координатора и наставника ученика.

      На сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (далее УУД).  

     Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

     Одой из интереснейших образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию универсальных учебных действий является технология развития критического мышления.

     Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

      Актуальность технологии развития критического мышления на уроках английского языка в том, что он наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;                                              - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и самому  обучения;            - умение критически мыслить;                                                                                       - умение ответственно относиться к собственному образованию;                                 - умение работать в сотрудничестве с другими;                                                            - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;                                                                                                                - возможность использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления в процессе обучения;                    - стать источниками ценной профессиональной информации для других учителей.

     Структура технологии развития критического мышления состоит из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Методы и приемы технологии развития критического мышления на уроках английского языка.  

Прием «Написание синквейна»

     В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

    В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правило написания синквейна

  1. Тема (1 существительное);
  2. Описание темы (2 прилагательных);
  3. Описание действия (3 глагола);
  4. Отношение к теме (предложение из 4 слов);
  5. Суть темы (1 синоним к теме).

 Прием «Составление кластера»        

      Цель этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.  Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок,  гроздь. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

      Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

      В данной статье рассмотрены лишь несколько приемов технологии развития критического мышления. Каждый учитель сам определяет выбор того или иного приема данной технологии.

Заключение

     Учитель в современной школе должен учить детей мыслить, самостоятельно добывать знания, а не просто производить готовые.

     Получение знаний требует определённых мыслительных навыков. Это аналитическое, критическое, творческое, проблемное, рефлексивное мышление. Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления, благодаря разнообразному материалу и современным подходам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....