Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Павлова Евгения Константиновна

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_pavlova.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития  критического мышления (ТРКМ) на уроках английского языка

Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. К таким эффективным технологиям  относится и технология развития критического мышления, которая позволяет ученикам учиться мыслить критически, сопоставлять, анализировать информацию, оценивать разные мнения, общаться с другими и принимать ответственные решения.

Критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.  

Технология критического мышления включает в себя три стадии.на первой стадии – вызова, задачами которой являются повысить активность детей, вызвать у них интерес к теме, обобщить знания учеников по теме.

На следующем уровне - стадии осмысления, предполагается работа с новой информацией.  Целями этого этапа являются: получение знаний учениками; их осмысливание. Ученики работают, используя активные методы чтения, делая пометки на полях или конспект, для осмысления новой информации. Деятельность учителя на этом этапе направлена на сохранение интереса к теме и постепенное продвижение от знания старого к новому. Для этого целесообразно использовать такие приемы, как ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. На уроках для получения  информации можно  предложить  текст. Ученики читают текст и заполняют таблицу, куда вноят сведения из текста (+-знал; v-узнал; - - думал иначе; ?-хочу узнать).

Заключающий этап - стадия рефлексии, которая подразумевает анализ творческую переработку и свою интерпретацию  изученной информации. Учащиеся соотносят новую и старую информацию, вносят изменения. На этой стадии решается очень важная задача – корректировка и систематизация знаний.  Целями этого этапа для учащихся являются:  осмысление и обобщение,  формирование собственного отношения. На этой стадии возможно использование таких приемов, как акростих, синквейн, галерея, взаимоопрос.

Структура урока в технологии развития критического мышления

Фаза

Деятельность учителя

Задачи фазы

Деятельность учащися

Варианты приемов и методов

Вызов

Актуализация знаний по изучаемой теме,мотивация для дальнейшей работы.

Вспоминают.что им известно по изучаемой теме,систематизируют информацию до ее изучения,задают вопросы,на которые хотели бы получить ответы

-мозговая атака;

-верные и  неверные утверждения;

-составление списка «известной информации»;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

-систематизация изучаемого материала:кластеры,таблицы(сводные,концептуальные);

игра"Как вы думаете?»;

-перепутанные логические цепочки и т. д.

На этой стадии полученная информация выслушивается,обсуждается,записывается при работе учащихся индивидуально-в парах –в группах

Осмысление

Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией,продвижение от «старого» знания к «новому» знанию

Ученик читает или слушает текст(фильм,лекция,материал параграфа),используя активные методы чтения или ведет записи по мере осмысления новой информации

-маркировка текста с помощью знаков

-ведение двойных дневников,бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Работа ведется индивидуально или в парах

Рефлексия

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям,внести дополнения,изменения,дать творческие,исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой»,используя знания,полученные  во время фазы осмысления

-заполнение таблиц,кластеров;

Возврат к ключевым словам,верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;-игра»Как вы думаете?»;

-написание творческих работ;

-создание синквейнов;

-исследование по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученного материала.Работа ведется индивидуально- в парах-в  группах

Таким образом, технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы:

  • постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);
  • поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
  • маркировка с использованием значков,  которые ставятся на полях;
  • расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
  • графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
  • ведение записей («бортовых журналов» и др.)

Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является  "конструирование"  собственного    знания   в     рамках     своей собственной поисковой деятельности».

На уроках английского языка с применением критического мышления учитель оказывает помощь и поддержку в деятельности учеников. При этом нужно обязательно учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся.. Учащиеся высказывают свои точки зрения свободно, они понимают, что принимаются все высказывания, любое будет важным для их дальнейшей работы. При использовании  индивидуальной работы – каждый ученик актуализирует свои знания, и не важно какой это ученик и какая у него база знаний. У каждого ученика имеются определенные знания, просто у некоторых они глубже. А при работе в группе у учеников есть возможность изложить свою точку зрения, услышать другие мнения.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции

Статья выступления на  методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД

Методическая разработка по использованию технологии критического мышления в преподавании иностранного языка с примерами и приемами, позволяющими значительно увеличить время речевой практики на уроке д...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...

Статья"Использование синквейна как технологии развития критического мышления на уроках английского языка"

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество...