Статья"Использование синквейна как технологии развития критического мышления на уроках английского языка"
статья
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Сиквейны способствуют формированию метапредметных компетенций. Стандарт ориентирует педагога на формирование у учащихся ключевых компетенций, а метапредметный подход требует осмысленного использования ими приобретенных знаний в своей практической деятельности. Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование синквейна как технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Tell me – I forget;
Show me – I remember;
Involve me – I understand.
Скажи мне – я забуду;
Покажи мне – я запомню;
Вовлеки меня – я пойму.
Конфуций
Основная цель обучения иностранному языку сегодня-это формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся.
Задачи, которые стоят сегодня перед учителем иностранного языка, это
- создать условия практического владения иностранным языком,
- выбрать оптимальные методы обучения, позволяющие каждому ученику проявить творческую активность;
- развивать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения иностранному языку.
Современные инновационные технологии создают условия для развития познавательного интереса детей, способствуют развитию креативного мышления, помогают классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания. В своей работе я успешно использую технологию критического мышления. Благодаря этой технологии мне удаётся вовлекать учеников в активную деятельность на уроке, сделать каждого ученика активным субъектом учебной деятельности, дать возможность ему реализоваться как личности. Каждый ребёнок наделён потенциалом творчества. И от учителя зависит, как будет развиваться этот потенциал.
Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС важно обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Одним из средств решения данных задач являются методические приёмы развития критического мышления: кластер, инсёрт, мозговой штурм, синквейн и другие.
Когда слышишь первый раз слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом деле здесь нет абсолютно ничего сложного. Синквейн-это уникальная форма стиха. Поэтому в современном образовательном мире есть целые методики, которые построены на составлении синквейнов. Составляя синквейн, каждый человек реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Это специфическое стихотворение без рифмы (от французского, означающего «пять») помогает учащимся передать суть темы, а учителям проверить изучаемый материал за короткое время. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Цель данной технологии: определить степень усвоения учебного материала и развивать творческие способности учащихся
Сиквейны способствуют формированию метапредметных компетенций. Стандарт ориентирует педагога на формирование у учащихся ключевых компетенций, а метапредметный подход требует осмысленного использования ими приобретенных знаний в своей практической деятельности. Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
К регулятивным метакомпетенциям относят готовность и способность учащихся к самоуправлению, проявлению волевых усилий для достижения целей, осуществлять контроль и коррекцию по результату, а также способность к самооценке и рефлексии. Коммуникативные метакомпетенции предполагают способность и готовность слушать и слышать партнеров по коммуникации, учитывать разные точки зрения, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные метакомпетенции позволяют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях обобщать, устанавливать аналогии, осознавать необходимость саморазвития и самопознания. Именно синквейн, как один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, способствует формированию вышеперечисленных компетенций.
Правила написания синквейна.
1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов (афоризм), выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка-это синоним из одного слова (слово – резюме), который повторяет суть темы и выражает личное отношение автора к ней.
Примеры синквейнов на английском языке
Тема урока: “Professions”
1. Doctor
2. Clever, helpful
3. Help, treat, cure
4. Give somebody a hand
5. Recovery
Тема урока: “Hobbies”
1. Painting
2. Favourite, exciting, popular
3. To depict, to use, to mix
4. Take one’s breath away
5. Pastime
Фрагмент открытого урока по теме «Интересное о насекомых» с применением метода синквейна
УМК: “Spotlight для 5 класса” Н.И.Быкова, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эвенс.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, паспорта насекомых, презентация, аудиозапись песни, лепестки цветков с заданиями, фигурки пчел для подсчета баллов.
Составление синквейна ( task № 5, white petals).- 5 min
To make conclusion of our lesson let`s make sinquan. It consists of 5 lines. (слайд № 10)
Line 1 – What ? One word (a noun) naming the subject of the verse.Insects
Line 2 - What ? Two words (adjectives) describing the subject. What are they ?
Line 3 - What does it do? Three words (verbs) describing the subject's actions. What can they do ?
Line 4 – Phrase. Four words giving the writer's opinion of the subject.
Line 5 – Resume. One word (noun) giving another name for the subject. Bright word describing an insect.
Проверка результатов .
- Insects
- Little, useful
- Run, fly, climb
- They keep gardens clean
- Important
Составление рассказа о насекомом на основе клише.
1. This is a _______________________.
2. It is ____________insect.
3. It is _______________________.
4. It lives in ___________________________.
5. It has got __________________________.
6. It can ____________________________.
Оценивание учащихся.
I’m a bee. I work much, day and night. I have a big family. All bees work hard. There is an English saying: аs busy as a bee. Do you know its Russian equivalent? – (трудолюбивый как пчелка). And today you worked as bees. Let`s count your bees.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата. В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Способы работы обучающихся с синквейном.
- Составление нового синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
- Выполнение творческих заданий по составленным синквейнам (подбери пословицу, сделай рисунок, подготовь презентацию).
Типы синквейнов в зависимости от этапа урока.
● синквейн как прием постановки темы урока
Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
● синквейн как способ проверки домашнего задания
Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
● синквейн как закрепление вновь изученной лексики
Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
● синквейн как игра на уроке-обобщении
Синквейн как игра на уроке-обобщении. Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
● синквейн как обобщение работы по тексту
Должна отметить, что данный прием очень нравится ученикам и студентам, и я стараюсь использовать его на своих занятиях. Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Многократное использование синквейна как словесной игры в учебном процессе способствует тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. По мнению Ж.Ж.Руссо, учителям никогда не удастся создать мудрецов, если убивать в детях шалунов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.
В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции
Статья выступления на методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...
Статья "Технология развития критического мышления на уроках английского языка: прием кластер"
На каждом уроке мы ндолжны не просто обучать детей,но и учить их учиться. Именно на это нацеливают нас универсально учебные действия. Цель данной статьи познакомить с возможностями использования ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД
Методическая разработка по использованию технологии критического мышления в преподавании иностранного языка с примерами и приемами, позволяющими значительно увеличить время речевой практики на уроке д...
Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...