ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ
статья (7 класс)

Чертыкова Ирина Мироновна

 

В комплекс педагогических условий, формирующих и сохраняющих здоровье воспитанников образовательных организаций  интернатного типа входит реализация программно-целевого подхода в этом направлении и применение ряда педагогических здоровьесберегающих технологий, содействующих формированию и сохранению здоровья воспитанников интерната

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_zdoroveorientirovannyh_form.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ

В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ

В образовательной системе современной средней школы приоритетным направлением считается сохранение здоровья обучающихся. Организационно-педагогические условия проведения воспитательно-образовательного процесса, как технология работы любого педагога, составляют основу здоровьесберегающих образовательных технологий.

В комплекс педагогических условий, формирующих и сохраняющих здоровье воспитанников образовательных организаций  интернатного типа входит реализация программно-целевого подхода в этом направлении и применение ряда педагогических здоровьесберегающих технологий, содействующих формированию и сохранению здоровья воспитанников интерната

Особенностью Аскизского лицея-интерната является то, что дети основную часть времени суток находятся в интернате, в котором получают 6-разовое питание, полноценный сон, условия для выполнения домашних заданий и развивающего времяпровождения.

Здоровьесберегающие технологии в пришкольном интернате Аскизского лицея-интерната охватывают следующие направления:

1. весь образовательный процесс и досуг организуется на основе санитарных норм и гигиенических требований, контроль и выполнение в обеспечении предписанных гигиенических условий также в соответствии с регламентациями СанПиН; детям прививаются элементарные гигиенические навыки, правильно организуется учебная деятельность и внеурочное время (строго соблюдается режим школьных занятий и досуговой деятельности, построение и анализ самоподготовки с позиции здоровьесбережения);

2. ежегодно проходит обязательная диспансеризация, а течение всего периода проживания в интернате детям ежемесячно проводится обязательный профилактический осмотр. 1 раз в год проводится полный медицинский осмотр многими врачами-специалистами (с лабораторными исследованиями), который также регламентируется приказом и различается степенью осмотра в зависимости от возраста. Расширенные (углубленные) медосмотры проводятся в 10, 14, 15 и 16 лет. Воспитателями и медицинскими работниками ведется мониторинг здоровья (наблюдение за влиянием учебной нагрузки в каждом классе на здоровье детей и динамикой физического развития). Использование данного мониторинга состояния здоровья наших воспитанников и наблюдений воспитателей в процессе реализации образовательного процесса и ее коррекция проводится в соответствии с изменяющимися данными. В этот период некоторым детям медики могут выписать назначение о более углубленном обследовании у эндокринолога и офтальмолога (часто фиксируются заболевания, связанные с понижением зрения и иммунитета), а факт определения группы здоровья помогает подобрать каждому ребенку на занятиях спортом и физкультурой подходящую спортивную нагрузку.

3. двигательная активность – это физминутки во время самоподготовки, спортивно-массовые элементы воспитательной работы и т.д. Здоровьесберегающая технология, как образовательная система, создающая максимально возможные условия для укрепления и развития физического здоровья всех воспитанников, складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, проветривание комнат, влажная уборка) и периодической деятельности, которая организуется очень разнообразно (спортивные секции, катание на коньках, прогулки по лесу и селу) и состоит в том, чтобы  тренировать силу воли и выносливость, закаливаться, и в итоге формировать из физически слабых детей здоровых и тренированных личностей.

Самоподготовка – это часть учебного процесса, поэтому при анализе проведения самоподготовки с позиций здоровьесбережения в организации и проведении самоподготовки обязательно учитываются:

1) гигиенические условия и обстановка кабинета (температура и частота проветривания воздуха в помещении, рациональность освещения кабинета, отсутствие неприятных раздражающих звуков и т.п.).

2) наличие и выбор места на самоподготовке, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения воспианников. Это такие методы, как метод свободного выбора (с каких предметов начинать делать домашнюю работу, выбор времени – вечером или утром и т.д.); активные методы (смена рабочего места, пересаживание), методы, направленные на самопознание и развитие – как говорят (единство речевой и мыслительной деятельности), пишут, слушают, рисуют, задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и выступают в роли консультанта;

3) продолжительность и чередование разных видов учебной деятельности;

4) место и условия применения ТСО (согласно гигиеническим нормам), умение воспитателя использовать их, инициируя дискуссии, обсуждения;

5) позы учащихся, их чередование;

6) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на самоподготовке, их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут самоподготовки 3 легких упражнения по 1 минуте). В состав упражнений для физкультминуток обязательно воспитатели включают: упражнения для формирования правильной осанки, для укрепления зрения, мышц кистей рук, «мышечного корсета».

7) классные часы на темы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация и прослеживание этих связей; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование отношения к здоровью как к ценности; выработка понимания значения этого стиля жизни; выработка своего способа безопасного (здорового, правильного) поведения, сообщение воспитанникам знаний о последствиях неправильного выбора поведения и т.д.;

8) момент наступления утомления воспитанников на занятии  и снижения их учебной активности визуально определяется в ходе непосредственного наблюдения (становится очевидным возрастание двигательных отвлечений у детей во время выполнения домашней работы);

9) прогулки, подвижные игры, в т.ч. на свежем воздухе, спортивные секции;

4.Рациональное питание.

Горячее питание воспитанников интерната во время их круглосуточного пребывания в данном интернате – одно из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. В интернате организовано шестиразовое питание, которое содействует улучшению показателей уровня здоровья и профилактике заболеваний, повышает работоспособность и успеваемость, создаёт условия к адаптации детей и подростков к современной жизни, их физическому и умственному развитию.

5.Формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

Большая работа проводится по агитации и обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждению вредных привычек через родителей (демонстрируется их собственный пример): родители привлекаются к обучению детей ЗОЖ, к проведению мониторинга состояния здоровья собственных детей, а сами дети приучаются к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем, проводятся совместные праздники, как одна из форм организации досуга.

Самое главное в формировании здорового образа жизни – это практический результат, поэтому показатели повышения уровня культуры здоровья у детей и их родителей прослеживаются в развитии у них универсальных практических умений, т.е. проводится систематическая работа с родителями воспитанников, направленная на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Используя собственные наблюдения за семейным воспитанием, воспитатели определяют, в какой степени среда и воспитание в конкретной семье влияют на формирование здоровья ребенка.

6. Оформление тематических папок, в которых находится информация о рационе для школьника, о балансе важных питательных веществ и витаминов и о том, для чего нужны эти вещества и где они находятся.

7. Ещё одна технология – собственный пример. Воспитатель на личном примере показывает воспитанникам, каким способом нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих – участвует в соревнованиях, рассказывает о правильном питании, занимается каким-либо видом спорта. В том случае, если для воспитателя здоровый образ жизни – норма, воспитанники тоже принимают здоровьесберегающие технологии в интернате должным образом.

Таким образом, владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя с воспитанниками, их родителями, другими педагогами лицея-интерната и медицинскими работниками, воспитатели Аскизского пришкольного интерната планируют свою деятельность с учетом данного приоритетного направления воспитательной работы – укрепления и сохранения здоровья воспитанников, потому что лишь благодаря комплексному подходу к обучению и воспитанию решаются задачи оздоровления детей и подростков.

Для сборников научных трудов, материалов конференции и тезисов докладов:

1.Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002.-121с.

2.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко-М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка воспитателя пришкольного интерната.

МБОУ "Матюшинская СОШ". На Май- месяц 2012- 2013 учебный год....

Устав пришкольного интерната.

Устав пришкольного интерната.МБОУ " Матюшинская СОШ"...

Правила приёма в пришкольный интернат.

Правила приёма в пришкольный интернат....

Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования

Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...

Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната

В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...

Различные формы сотрудничества с родителями воспитанников пришкольного интерната

Здесь вы можете найти для себя интересный материал о том, как мы сотрудничаем с родителями воспитанников пришкольного интерната...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...