Мой педагогический опыт
статья

Купчик Ольга Николаевна

Анализ петагогичекого опыта учителя геграфии, зам. директора по УВР по теме«Определение особенностей формирования мотивации обучения в свете построения современного образовательного пространства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_kupchik_o.n.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя географии и экономики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. о. Саранск Республики Мордовия

Купчик Ольги Николаевны.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании мотивационного поля на уроке для продуктивной деятельности  учителя и  учеников. С одной стороны данный процесс в руках педагога (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям), с другой  стороны «поля» учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация)

Мотивация является основным фактором,  влияющим  на активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными

Тема самообразования: «Определение особенностей формирования мотивации обучения в свете построения современного образовательного пространства»

Цель профессионального самообразования: найти  приемы методы эффективной мотивации  каждого ученика, формирование готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

- Изучение «картины мира» каждого ученика с целью эффективной мотивации обучающихся ( метод наблюдений, анкетирование, беседы с учащимися);

-Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;

-Формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;

- Формирование «картины мира», адекватной возрасту и уровню знаний.

Мой педагогический принцип: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт» (К.Д. Ушинский)

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Каждый  педагог  желает, чтобы его ученики  хорошо учились, однако подчас учителям, и родителям приходится констатировать: «не хочет учиться», «мог бы,  однако желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет мотивации к учению.

        В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

        Учитель уверен, что ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

        Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе педагогической деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

        Для  педагога актуальны следующие вопросы:

  • Какие интересы имеются у обучающихся, их отношение к обучению?
  • Как формируется мотивация познавательной деятельности?
  • Как мотивация влияет на успеваемость подростков?

Актуальность  формирования мотивации к обучению диктуется тем, что поиск путей повышения  мотивации всё более становится отправной точкой желаемой эффективной учебной деятельности  обучающихся. Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников. Чаще всего встречаются разрозненные, несистематизированные приемы развития мотивации учащихся при изучении отдельно взятых предметов

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работа  педагога по формированию мотивации  обучающихся многогранна Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивации

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества образования, которое невозможно без  мотивации.  Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, обусловленные  потребностью  качественного обновления структуры, содержания, форм и методов урока, разработки и реализации технологий педагогической деятельности, где мотивационных процесс  является первостепенным.  Учителю необходимо изучать принципы становления мотивационного процесса  школьников.

Изучение данного процесса учащихся не следует рассматривать, как регистрацию учителем того, что бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование мотивации  также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию простого наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Формирование мотивационного поля  учащихся нашей школы  очень сложное. Необходимо учитывать  социальные условия жизни  обучающихся-42% учащихся живут в общежитиях. Следующий фактор, который следует учитывать это менталитет современных   подростков

3. Теоретическая база опыта.

За время работы у меня накопился некоторый теоретический материал, который я использую при формировании мотивационного поля  учащихся. На уроке  данному процессу способствуют: коллекция электронных учебных модулей, цифровых ресурсов к учебникам, иллюстративные материалы, используется в качестве иллюстративного материала на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических заданий; для проверки знаний учащихся.  

Теоретическая основа опыта  очень обширна. Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов.

Термин "мотивация" впервые появился в 1813 г. в работе А. Шопенгауэра "О четверояком корне закона достаточного основания" и определялся как "причинность, видимая изнутри". Однако только с начала ХХ в. стали предприниматься серьезные попытки поиска эффективных методов мотивации. Мотивация рассматривается с двух позиций: с одной стороны как совокупность факторов или мотивов, с другой стороны мотивация  рассматривается как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Существенный вклад в формирование мотивации внесла теория и практика НЛП. Это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приемы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций. Освоение данных практик помогают учителю эффективно мотивировать  своих  учеников.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Сложность  формирования мотивации  учащихся заключается в том, что учитель до конца не   знает,  какие факторы влияют на мотивацию ученика  в данный момент.

Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.

Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.

Как учителю распознать доминирующие факторы мотивации ребенка с целью эффективного воздействия на формирования мотивации.  Данный процесс усложняется тем, что  педагог  не может   быстро распознать доминантные факторы мотивации, это достаточно длительный процесс. Да и методами выявления  мотиваторов не каждый педагог владеет.  Учитель  может ошибаться в подборе методик   формирования  мотивационного поля обучающихся.

Например, значимая связь интеллектуального развития с успешностью учебной деятельности не доказана. Выявлена закономерность: «сильные» ученики отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации. Для сильных учеников характерна внутренняя мотивация - ориентация на получение прочных ЗУН, а для слабых учеников - внешняя мотивация - избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.

   Еще пример: высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас ЗУН и играет роль компенсаторного фактора. Этот компенсаторный механизм в обратном направлении не срабатывает: каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов («Под лежачий камень вода не течёт» - пословица).

Педагогу необходимо четко  разбираться в таких понятиях, как намерения, стимул, мотив, побуждение, необходимость, цель. Желательно знать отличительные особенности этих понятий. Помимо того для успешного формирования мотивационной компетенции нам, педагогам, необходимо четко знать, что собственно формирует эту самую мотивацию и почему она у каждого человека своя. Наиболее понятны  факторы мотивации, которые  характеризуются нейро - лингвистическим программированием - одним из направлений практической психологии. Основными  факторами мотивации являются:

  1. Субъективные переживания
  2. Фильтры (термин из НЛП)
  3. Направленность сознания
  4. Жизненный опыт

Особенно интересен фактор-фильтры. Мы не можем познать мир во всем его многообразии. Окружающий нас мир воспринимается нами через определенные фильтры. Что создает эти самые фильтры: 

  1. Язык, культура
  2. Физиологические особенности
  3. Убеждения и ценности
  4. Метод восприятия информации. Оценка (Мета-программа)

Наиболее интересен на мой взгляд такие фильтры, как мета программы. Они позволяют отфильтровать информацию, находясь в огромном потоке данных внешнего мира именно те, которые нам нужны в данный момент. Как правил, на каждую ситуацию мы смотрим с одной только точки зрения.  Так вот та позиция, с которой мы воспринимаем внешний мир, те оценки, которые мы даем в данный момент и есть мета программы. С течением времени они могут меняться. Человек в различных ситуациях одному и тому же событию может давать разные оценки. ( вспомним фильм «12»- суд присяжных, как менялось мнение участников процесса). Так и наши ученик дома, в школе, с друзьями могут давать разные оценки одному событию. Мета программы мы можем выявить  по языку и поведению и тогда мы можем найти путь к разуму  человека и повлиять на мотивацию. Каковы основные мета программы? Попробую продемонстрировать  часто используемые. В каждой группе показаны крайние точки мета программы.

Метапрограммы, оказывающие  существенное влияние на мотивацию, их примерно 10. ( Целом в НЛП  дается информация о 51 метапрограмме.

  1. Активный - рефлексивный. (Определение типа мотивации помогает понять, как именно нужно мотивировать человека и как он будет реагировать на ситуацию) Данная метапрограмма  показывает как человек собирает информацию : до или в процессе действия. Также  нужен ли человеку толчок для начала действия .
  2. Врата сортировки. Это ценностные ориентиры для человека или как люди обрабатывают информацию. Данные ориентиры делятся на 5 групп: люди, действия, ценности, процесс, время и место
  3. Референция. Внутренняя и внешняя (люди и ситуация). Она показывает как человек принимает решение, прислушивается к чужому мнению, как реагирует на критику. Референция определяет на какие нормы при принятии решения опираются люди: внутренние или внешние.
  4. Мотивация К-ОТ. Данная метапрограмма определяет как мотивируется человек: положительными результатами действия или избеганием негативных последствий
  5. Сходство и различие. Данная метапрограмма показывает на что человек обращает внимание на общее или отличное.

Есть некоторые рекомендации  по выбору  техник, приемов мотивации, однако не все  срабатывает  быстро и эффективно.  Многое зависит от личности  учителя и от личности мотивируемого.

 Общие рекомендации есть

  1. Стимулировать личностную активность учащихся по поиску смысла учебы и посещения школы в целом. Например, обсуждать и проигрывать ситуации, в которых необходимы те или иные навыки, приобретаемые в школе.
  2. Использовать игровые моменты, направленные на изменение стереотипных взглядов на тот или иной фрагмент школьной действительности. Это могут быть игровые сюжеты, основанные на не существующими в жизненном опыте ребят персонажами. Подобные формы работы могут быть выстроены прямолинейно (например: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Как там вам пригодятся школьные знания?») или косвенно («На Землю прилетели инопланетяне, которые никогда не учились в школе. С какими трудностями они столкнутся в той или иной ситуации?»)
  3. Рассказывать о практической значимости каждого предмета.
  4. Создавать условия для комфортного общения и взаимодействия учащихся, чтобы общение с одноклассниками становилось одним из смыслов посещения ребенком школы (организация общения вне школы: приглашение друг к другу в гости, совместные походы в музей, в театр, на прогулки и т.д.).
  5. Обращать особое внимание на формирование у учащихся навыков конструктивного общения (фильмы, мультфильмы, книги о детях, особенно их возраста). Проводить мероприятия, направленные на нормализацию групповой структуры.

Мною используется ряд технологий, которые работают на формирование мотивационного поля учащихся. Это групповая технология зачета (приложение1), кейс- технология, работа в парах ( приложение2). Технология создания ментальной карты, концентрирует мысли, формирует творческие способности, способствует  развитию  логического, системного мышления ( приложение3). Особый интерес вызвала технология  Моделирования. С учащимися моделировали  весь мир и мировое хозяйство и более сложные модели выполненные на контурной карте в программе Point (Например: мегалополисы мира) (приложение 4)

5. Анализ результативности.

Результатом  эффективного  мотивационного процесса, есть успешное освоение  предметных и метапредметных УУД Динамика роста качества образования в школе или даже стабильность свидетельствует об эффективной работе педагогов в сфере создания мотивационного поля обучающихся. Хотя роль педагога обычно малосущественна, здесь можно говорить о совокупности факторов способствующих развитию мотивации ученика. Роль педагога состоит в том, что вовремя увидел, понял, помог сконструировать мотивацию учащегося. Так как переменчива окружающая среда обучающего, так и переменчивы мотивационные процесс. О  стабильности можно говорить только в старших классах, т.к.  здесь существенную роль на формирование мотивации играет целеполагание.

С   темой о мотивации  выступала на курсах повышения квалификации учителей различных предметов. О процессе мотивации должны знать все педагоги.

11 февраля 2019

Курсы для учителей географии

ГБОУ ДПО (ПК) МРИО

Г. Саранск

Особенности учебной мотивации учащихся

Сертификат

14 февраля 2019

Курсы педагогов-психологов

ГБОУ ДПО (ПК) МРИО

Г. Саранск

Методическое сопровождение курсов.

Как мотивировать учащихся

Благодарность

14 февраля

2019

Курсы учителей иностранного языка

ГБОУ ДПО (ПК) МРИО

Г. Саранск

Мотивация учебного процесса

Сертификат

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

  1. Низкая зона влияния взрослого сообщества на подростков. В  подростковом возрасте существенную роль на формирование взглядов поступков оказывают  сверстники. Или учащиеся чуть старше.
  2. Существенное отличие  мировоззрений поколения У от поколения Z. Необходимость в изучении психологии современного подростка
  3. Нестабильность социальных условий подростков (в частности в нашей школе)
  4.  Необходимость  изучения  приемов, техник и технологий формирования мотивационного поля обучающегося самим педагогом.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Представленный мною материал может быть использован педагогами в   изучении особенностей мотивационной сферы личности.

Невозможно стать настоящим учителем без любви и уважительного отношения к детям, какими бы они не были: плохими или хорошими, «круглыми отличниками» или стабильными «троечниками».  Дети это тонко чувствуют и обязательно ответят тебе тем же, и, как следствие придут успехи и высокие результаты. Ибо нет большей награды для учителя, чем ученик, превзошедший его по знаниям и умениями.   Учителю необходимо уметь сделать так, чтобы ученик захотел быть успешным.

8. Наглядное приложение:

  •  Приложение 1 Технология зачета ( презентация)
  • Приложение 2  Кейс –технология.  Пример кейса по теме « С/х мира» и  теория « Кейс- технология» ( презентация
  • Приложение 3 Ментальная карта (теория и практика) (презентация)
  • Приложение 4 Моделирование как метод познания ( теория и практика)  (презентация
  • Приложение 5 Презентация выступления в ГБОУ ДПО (ПК) МРИО Г. Саранск « Особенности учебной мотивации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...