Здоровьесберегающий потенциал урока (практический материал для учителя и заместителя директора по УВР)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Практически каждый вид деятельности тем или иным образом работает на решение  задач  как обучения, так и  сохранения здоровья, т.е.  процесс обучения из здоровьезатратного переходит в разряд здоровьесберегающего при сохранении, а чаще и улучшении  результатов  обученности. В данной работе  дается практический материал по оценке здоровьесберегающей деятельности  учителя на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchiy_potentsial_uroka.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий потенциал урока

(практический материал для учителя и заместителя директора по УВР)

Важным звеном в системе здоровьесбережения в школе является урок. Учителя понимают, поверхностная оценка результатов учебной деятельности ребенка, «засилье» плохих отметок, жесткие требования более высокой успеваемости, игнорирование маленьких успехов, слишком трудные вопросы и задачи без соответствующей подготовки; «двойки» за поведение в журнале – все это ведет к развитию страха перед школой, отвращения к учебе и жизни. И наоборот - быть открытым для интересов и потребностей обучающихся, предоставлять им возможность выражать свои пожелания, говорить с детьми и после звонка с урока на волнующие их темы, терпеливо выслушивать ученика, выражать свою симпатию и многое другое – все    это помогает развивать у обучающихся уверенность, самоуважение, почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Как оценить учителю свой здороьесберегающий потенциал при обучении?

Предлагаемая Форма оценки здоровьесберегающего потенциала урока дает понимание того, что здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями (17 пунктов из 20). Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. На критерий «Предупреждение гиподинамии на уроке» работают 3 пункта из 20, однако это не умаляет его важности. Вместе с тем необходимо отметить, что предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных оздоровительных и развивающих методик и приемов, положительно влияющих, прежде всего на организм обучающего и как следствие на уровень обученности.

Форма оценки содержит 23 критерия (основных видов деятельности учителя на уроке), из которых 20 «работают» на здоровьесбережение.

Практическая значимость Формы   в том, что она понятна и доступна в применении, кроме того, в ней обозначены основные критерии, которые составляют основной здоровьесберегающий и обучающий потенциал урока. Данная форма может использоваться как учителем в форме самоанализа в динамике, так и  заместителем директора по УВР в форме контроля, как однократно, так и в динамике.

 Оценка проводится с применением бальной шкалы:

2 – реализуется в полной мере;

1 - реализуется частично;

0 – не реализуется

Оценка здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке

(отметить номера проявлений, которые имели место при проведении  урока)                   учителя__________________________________________________ ________

_класс______ № урока в сетке расписания__________  Дата____________________ Дата___________________

№ п/п

Содержание деятельности учителя на уроке

Критерии  здоровьесбережения

учет особенностей аудитории

создание благоприятного психологического фона на уроке;

использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу

создание условий для самовыражения учащихся

инициация разнообразных видов деятельности

предупреждение гиподинамии

1

2

3

4

5

6

Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.

Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.  

2  1  0

2  1  0

Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

2  1  0

2  1  0

Устанавливает и использует связи с другими предметами.

2  1  0

Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).

2  1  0

Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Дает разноуровневые домашние задания.

2  1  0

Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.

2  1  0

Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

2  1  0

2  1  0

Проявляет индивидуальный подход к трудным ученикам, поощряет даже незначительные успехи, создает ситуацию успеха.

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Осуществляет индивидуальную работу с сильными учениками (индивидуальные задания, привлечение к оказанию помощи учителю в проведении урока)

2  1  0

2  1  0

Поощряет индивидуальные учебные достижения.

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

2  1  0

2  1  0

Обращает внимание на качество речи обучаемых.

Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы): групповой, работа в парах ,фронтальный и др.

2  1  0

2  1  0

Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

2  1  0

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)

2  1  0

2  1  0

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

2  1  0

2  1  0

Коллективной мыслительной деятельности.

2  1  0

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых

2  1  0

2  1  0

2  1  0

Итого видов деятельности по каждому критерию

9

7

12

10

8

3

Максимальное количество баллов по каждому критерию

18

17

24

20

16

6

Практически каждый вид деятельности тем или иным образом работает на решение  задач  как обучения, так и  сохранения здоровья, т.е.  процесс обучения из здоровьезатратного переходит в разряд здоровьесберегающего при сохранении, а чаще и улучшении  результатов  обученности. Обращает на себя внимание то, какие виды деятельности  и на что работают:

  • использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу (12 пунктов из 20);
  • создание условий для самовыражения учащихся, а также инициации разнообразных видов деятельности (по 10 пунктов из 20), деятельность, которая  не должна  утомлять,  отбивать желание учиться, а только вызывать чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность;
  • учет особенностей аудитории (9 пунктов из 20);
  • создание благоприятного психологического фона на уроке (7 пунктов из 20);
  • инициация разнообразных видов деятельности (10 пунктов из 20);
  • предупреждение гиподинамии (3 пункта из 20).

В помощь  педагогу и  руководителю для более полного анализа  ниже приводится схема, которая поможет обобщить полученные результаты табл.2).

Таб.2

 «Анализ оценки деятельности»

ФИО учителя:

«+»

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

  1. Организация урока.
  2. Постановка цели.
  3. Выделение главного на уроке.
  4. Своевременный контроль.
  5. Активная занятость учащихся.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Практическая работа.
  8. Четкая структура урока.
  9. Плотность урока.
  10. Результативность.
  11. Уровень обучения.

Формы и методы работы.

  1. Проблемно-поисковые.
  2. Словесно-наглядные.
  3. Новые формы и методы.
  4. Индивидуальный дифференцированный подход.
  5. Использование ТСО.

Личность

  1. Умение владеть классом.
  2. Личная культура.
  3. Педагогический такт.
  4. Эрудиция.
  5. Взаимоотношения с учащимися.

Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом?  (Нужное подчеркните)

Очень высокий

высокий

средний

ниже среднего

низкий

Литература

  1. Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: учебно-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2008,- 64.
  2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг (школьные технологии, 2004, № 2, с.200-208)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора

Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические,  эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

Статья на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"

Материал на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"...

Статья "Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии"

Статья раскрывает возможности технологии проектной деятельности  в плане здоровьесбережения обучающихся...

"Здоровьесберегающий потенциал урока"

quot;Здоровьесберегающий потенциал урока"...

Анализ здоровьесберегающего потенциала урока истории на основе методики Базарного В.Ф.

Анализ здоровьесберегающего потенциалаурока истории  преподавателя Савельевой Е.А.на основе методики Базарного В.Ф....