Деятельностный подход на уроках истории и обществознания
статья

Зотова Анна Валерьевна

Статья в журнале из опыта  работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zotova.a.v._statya_s_fragmentami_urokov.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания    

Зотова Анна Валерьевна, учитель истории и обществознания,             высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Тел. 8 917 197 61 75

Электронный адрес: ZOTOVA_AN_V@mail.ru

С 2011 г. я работаю  над новой темой самообразования  «Деятельностный подход  в обучении как фактор формирования ключевых компетенций  учащихся».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI в. помогает деятельностный метод обучения.

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология дает реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного развития многогранной личности гражданина XXI века. [1 ]

На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. В ходе изучения темы «Выборы. Проблема лидерства» я начинаю урок с мотивации:

 «Притча о выборе. Каждый находит то, что умеет искать»

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

- Что за люди живут в этом городе?        

- А кто живет там, откуда ты пришел? – спрашивает мудрец.

- Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные.

- Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.

- А кто живет там, откуда ты пришел? – спросил мудрец.

- Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

- Здесь ты найдешь таких же, – сказал мудрец.

- Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

- Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

??? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

     Эпиграфом урока я выбрала слова неизвестного автора.                      

«Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих».

Так ли это? На этот вопрос вы ответите в конце урока».

 Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. Например, на уроке обществознания по теме «Собственность», я  предлагаю следующее задание: « В обществе на протяжении многих лет шла дискуссия о необходимости частной собственности. Одни утверждают, что она зло, жадность, другие считают, что только частная собственность  помогает человеку добиться успеха в жизни. В нашем обществе есть частная собственность, встает вопрос « Стоит ли ограничивать право собственности?»

1 группа подбирает аргументы в защиту тезиса « Право частной собственности свято. Его нельзя ограничивать, иначе начнется произвол» .

2 группа аргументирует позицию о необходимости ограничить частную собственность, признать, что именно она может стать  основой многочисленных проблем во взаимоотношениях между людьми.

3 группа решает проблему « Может ли собственность  стать предпосылкой свободы?»

Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях «знать», «уметь», конкретизируемых применительно к историческому материалу. Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Например, «составлять описание, характеристику (событий, явлений), «сравнивать…».[1 ] При изучении темы «Коллективизация» в 9 классе я  начинаю урок  с прослушивания песни «Будьте здоровы» в исполнении Утесова,  анализа текстов песен и плакатов о труде колхозников и мотивационной беседы:

1.Охарактеризуйте страну, в которую Вы попали, на основе текста песен и картин.

2. О чем сегодня пойдет речь на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)

3. Подумайте,  какие задачи будут стоять перед вами во время урока?

            На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. В рамках изучения древнего мира при обобщении темы «Древний Египет» можно предложить следующую историческую ситуацию: « Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы проникли во все помещения... Мы нашли божественную мумию царя... На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей”.

Проанализируйте данную ситуацию и ответьте на вопросы:

1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?

2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?»

  Провожу традиционные комбинированные уроки. Но при деятельностном подходе в обучении он не сводится к формуле «опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися». Комбинированный урок может быть построен и как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников.

            Самостоятельная работа всего класса предпочтительна там, где речь идет о значительных по охвату исторического материала характеристиках, периодизациях эпох, процессов, масштабных событий (например, этапов становления и укрепления Российского государства в 15-18 вв., периодизации революционной эпохи в России 1917- начала 1020-х годов). Прежде всего, это ключевые события, о которых должен знать каждый. Кроме того, коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии периодизаций или оценок, провести обмен мнениями. В то же время задания, связанные с анализом отдельных фрагментов источников, трудов историков, будут полезнее для индивидуальной работы, в которой каждый ученик может пройти свой путь познания. Здесь уместно применить и групповые методы работы обучающихся. В курсе обществознания при изучении темы «Демократия», в ходе урока предлагаю разделиться на группы: «Вам представлены различные точки зрения на демократию. Какой точке зрения вы придерживаетесь?( идет процесс формирования 3- групп). Каждая группа осуществляет подбор  аргументов в пользу своей точки зрения , опираясь на исочники.

«Человек не всегда готов к демократии, ибо он – существо противоречивое, всегда рискованное и опасное, готовое к вырождению, поддающееся внешнему воздействию, натравливанию, и лишь частично разумное». Эрнст Кальтенбруннер

«Демократия, как самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть человекообожествление и отрицание божественного источника власти». Николай Бердяев «Философия неравенства: Письмо восьмое   «О демократии»

Демократия — это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество.

Уинстон Черчилль».

Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка и взаимопроверка. [2 ]

Деятельностный подход даёт возможность усваивать объёмные пласты знаний в силу того, что знание соединяется с практикой, становится значимым для ученика. Работа с информацией ведётся в направлении поиска и практической апробации. Работа на уроке направлена на создание многофункционального поля деятельности развития. В-третьих, на уроке дети обучаются умению извлекать необходимую для работы информацию из разных источников. В-четвертых, значительное внимание уделяется развитию умения обрабатывать информацию. Ученики имеют возможность переводить информацию из графического представления в текстовое, и, наоборот. [2 ]

Приемлемым  методом  деятельностного подхода является интерактивный метод обучения, который включает в себя все вышеуказанные  требования.

Информационные источники

1.Л.Н. Алексашкина. Деятельностный подход в изучении истории в школе // История и обществознание в школе. 2005г. № 9. С. 14-20.

2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.

3.  Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским

   коллективом      Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе

   Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания

Многие учителя используют в своей практике деятельностный подход. Хотелось рассказать про методику, которая используется учителями истории в нашей школе....

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Использование системно деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня. Уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностно...