ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья

«Педагогическая технология» ­ это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. В данной статье я рассмотрела наиболее часто применяемые мной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_publikatsii.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья к публикации

ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учитель ЧОУ «Санкт-Петербургская школа «Тет-а-тет»

Белоусова Е.А.

«Педагогическая технология»  это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Сегодня основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
-от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития,
позволяющему использовать усвоенное;
-от чисто ассоциативной памяти к структурированным системам умственных действий;
-от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
-от внешней мотивации учения к внутренней нравственно - волевой регуляции;
-от статической модели знаний к динамической.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах. 
Прием "Кластеры" 
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап  посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое словоили словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап  учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
 этап  осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

 4 этап  по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.  Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». 
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения:
ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это
правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально
рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание
прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм
или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются
лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это
происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков,
чтобы поразмышлять над изучаемым материалом. 
Здесь было бы уместным напомнить о процентном усвоении информации:
лекция – не более 2030%
самостоятельная работа с литературой – до 50%
проговаривание – до 70%
личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др) – до 90%

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать
личностно  ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы
обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и
обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время
воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для
повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный
микроклимат в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Применение производной в физике и технике». Применяемая педагогическая технология на уроке: групповое обучение.

Класс11Ацель урока:раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы;осмысление связей и отношений в объектах изучения.Образовательные аспекты урока:обсуждение возможностей применен...

Педагогические технологии применяемые на уроках

Здоровьесберегающие технологии всегда выручат нас - педагогов в любую минуту!...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

Статья "Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда."

Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда в школе 8 вида...

Педагогические технологии, применяемые на уроках географии

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, облад...

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории. Тема актуальна. Технология смыслового чтения, проблемного диалога, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, информацион...

Педагогические технологии, применяемые учителем на уроках географии

Одним из основных направлений модернизации общего образования является переход на деятельностный  характер образования, направленность содержания образования  на формирование общих учебных у...