Современные образовательное технологии в реализации ФГОС: коллективный способ обучения.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные образовательное технологии в реализации ФГОС: коллективный способ обучения | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тишкова Ю.М.
Современные образовательное технологии в реализации ФГОС:
коллективный способ обучения.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте, так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и обучающегося на уроке. Главная роль учителя – помочь обучающемуся учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, развивать личность, способную стать творцом новой жизни.
Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного обучения. Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда «каждый учит каждого». Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в сотрудничестве, включает каждого обучающегося в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы изучение иностранного языка будет способствовать формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).
Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:
Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый обучающийся по очереди работает с другим обучающимся, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех, и все работают на каждого.
Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.
Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и обучающегося: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учащихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже).
Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения - развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
КСО осуществляется посредством включения, каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
- изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
- объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого обучающегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
- найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
- отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Принципы КСО:
- ориентация на высшие конечные результаты;
- непрерывная передача полученных знаний друг другу;
- сотрудничество и взаимопомощь между обучающимися;
- разнообразие тем и заданий;
- разноуровневость участников педагогического процесса;
- обучение по способностям индивида;
- педагогизация деятельности каждого участника.
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Цель урока в системе КСО – это удовлетворение потребности социализации обучающихся, расширение кругозора, через коллективный способ обучения.
Организация учебной деятельности учащихся при КСО
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы |
|
| Индивидуальная |
Этап 2. Работа в парах.
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
- статическая пара – совместно работают обучающиеся, сидящие рядом.
- динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
- вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как обучающиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы обучающегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Этап 3. Работа в малых группах
Проработав определенную тему в парах сменного состава, обучающийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы |
|
| Групповая |
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга:
- по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
- по процедурам запуска,
- особенностям управления и учета деятельности учащихся,
- сочетанию различных организационных форм обучения,
- приемам, используемым в этих оргформах.
Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
- для изучения сложных учебных, научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
- для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
- для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
- для повторения, закрепления учебного материала и тренировки обучающегося используются методики взаимоконтроля и взаимопроверки индивидуальных заданий;
- для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.
По методике КСО можно проводить разные уроки, например, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-дискуссия, урок-диспут, круглый стол. Проводить такие уроки можно не только со старшеклассниками, но и с обучающимися младших классов и в среднем звене.
Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность обучающимся больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый обучающийся пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение обучающихся на иностранном языке становится более раскованным, живым. В каждый момент общения (работы) половина обучающихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников — 4 человека.
В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителю нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время он должен обучать класс, как единую группу. При коллективном способе обучения каждый обучающийся отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Происходит полное совпадение коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам.
КСО реально превращает обучающихся в субъекты самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становится более привлекательным для обучающихся, возрастает его эффективность.
Заключение
Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Исходя из специфики образовательной области «иностранный язык», основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Коммуникативная компетенция предполагает развитие лингвистической компетенции, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между обучающимися, умение организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является технология КСО. Потому как, она обладает целым рядом достоинств:
- активность каждого обучающегося в постижении, передаче знаний в процессе обучения;
- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
- сотрудничество обучающихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль;
- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
Данная технология может применяться как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке ранее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле. Используется как для работы над грамматическим, лексическим (языковым) материалом, так и для совершенствования речевых навыков устной и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования
Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ
Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...
Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"
Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....
Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно-деятельностного подхода
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике пре...
Выступление на ШМО с докладом "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: взаимное обучение".
Выступление на ШМО с докладом "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: взаимное обучение"....
Программа реализации современной образовательной технологии на тему «Использование проблемного метода обучения»
Программа реализации современной образовательной технологии на тему «Использование проблемного метода обучения»...
Выступление на ШМО С докладом «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология Smart Education»
Выступление на ШМО С докладом «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология Smart Education»...