Формирование иноязычной коммуникативной компетентности обучения посредством применения метапредметного подхода
статья

статья по теме саообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности обучения посредством применения метапредметного подхода

Одной из основных целей обучения иностранным языкам является коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Иноязычная коммуникативная компетентность включает в себя речевую, языковую и социокультурную компетентности.

Речевая коммуникативная компетентность предполагает формирование и развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая (лингвистическая) компетентность подразумевает формирование и развитие языковых знаний (фонетических, грамматических, лексических) и навыков оперирования ими.

Социокультурная компетентность обеспечивает учащимся возможность адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества. Кроме того, формирование социокультурной компетентности предполагает овладение способами представления родной культуры в условиях иноязычного межкультурного общения.

Коммуникативная компетенция: отражает знание, понимание, применение языков и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ, то есть осуществлять информатизированную деятельность.

Е. С. Полат говорит о возможности эффективного использования в рамках иноязычного образования метапредметного подхода, разработанногоьм для применения следующих методов:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- элементы интенсивного метода обучения иностранным языкам;

- разноуровневое обучение;

- языковой портфель ученика.


Метод проектов 

Приоритетным методом формирования коммуникативной компетентности учеников является метод проектного обучения. Метод проектов - это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. 
«Метод проектов» - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. 

Через коммуникативные проблемные учебные ситуации 
метод проектов создает условия самостоятельной работы студентов, предусматривающей как использование разнообразных методов, средств обучения, так и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технологии, творчества.

Метод проектов предоставляет возможность познать особенности функционирования языка и сформировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную, учебную.

В современном обществе Интернет как система коммуникации, является тем инструментом, который обеспечивает коммуникативность обучения.

Изучив труды отечественных и зарубежных авторов (Полат Е.С., Леонтьев А.Н., Беспалько В.П., Пассов Е. И., Keller E, Klippel E., Littlewood W.T. и др.), мы пришли к выводу о необходимости широкого внедрения в процесс обучения новых интерактивных методов, которые позволят изменить парадигму образования.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:

  1. Сменные тройки.
  2. Карусель.
  3. Аквариум.
  4. Незаконченные предложения.
  5. Мозговой штурм.
  6. Броуновское движение.
  7. Дерево решений.
  8. Ролевая игра.
  9. Дискуссия.
  10. Дебаты.

Для осуществления процесса речевого взаимодействия учащимся необходимо владеть умениями диалогической речи. Под данными умениями понимается готовность учащихся к речевому взаимодействию с собеседником, в результате которого происходит решение коммуникативной задачи: обмен информацией, мнениями, побуждение к действию, решение проблемы (конфликта) и т.д.

Очень нравится детям такой вид работы как Карусель, когда образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через 30 секунд меняются. Учащиеся успевают обсудить за несколько минут несколько тем и успевают убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений – класс делится на 3 – 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи, затем происходит общее обсуждение.

Методом обучения, который основывается на обмене взглядами по определённой проблеме является дискуссия, когда взгляды отражают или собственное мнение или опираются на мнения других лиц. Главная функция дискуссии – стимулирование познавательного процесса. С помощью дискуссии её участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться с мнением других.


Таким образом, урок – это всегда совместная деятельность учителя и учеников как личностей, как субъектов, так как в ней есть самоуправление учащихся (их учение и самовоспитание).

Кроме того, урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни во всех её проявлениях, с одной стороны, и раскрытие себя учеником в творческой деятельности, с другой стороны, а ключевым результатом становятся повышение мотивации к процессу говорения на иностранном языке, развитие интеллекта всех участников общения и духовное их обогащение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников».

Тема: «Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников». Автор опыта: Баранова Анна Васильевна, учитель английского языка МКОУ СОШ №7 г. Св...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход

В данной работе представлен теоретичсекий  материал, раскрывающий понятия "компетнция и ее виды", формы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках ангглийского языка (из опыта р...

Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников посредством использования приѐмов арт-технологий на уроках английского языка» (методическая разработка)

Данная работа представляет опыт работы по теме "Арт-педагогические технологии на уроках английского языка", которые используются  на основе различных арт-материалов на протяжении многих...