Методическая система «Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»
методическая разработка на тему

Топчиева Ирина Викторовна

Методическая система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

«Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»

учителя русского языка и литературы Топчиевой Ирины Викторовны

Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения, ответственно и эффективно действовать в быстро меняющемся современном мире, владеть основными навыками коммуникации. Для выпускников школ обязательными стали требования готовности к самообучению и непрерывному обучению, к ориентации в быстро меняющихся условиях современной жизни, насыщенной различными информационными потоками. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию. Таким образом, цель образования – создание условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы.

Проблема развития учебной самостоятельности является одной из актуальных проблем современного образования. Познавательная самостоятельность – качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как инициативность, ответственность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности обучающихся выступает в качестве средства познания мира, основы формирования рассматриваемого качества личности учеников. При этом ученик становится подлинным субъектом обучения и активно участвует в урочной и внеурочной деятельности, где потребности и цели деятельности выступают источником развития различных видов человеческой деятельности. Познавательные, деятельностные и коммуникативные умения являются универсальными и находятся в неразрывной связи друг с другом.

При этом деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности направлен на:

-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развитие познавательных способностей,  активности, инициативности, самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся;

-развитие проектно-исследовательских навыков;

- на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний;

-развитие  компетентностей и  социализацию личности;

-рефлексию, обеспечивающую анализ и уточнение целей самостоятельной деятельности. 

Мной разработана образовательная программа «Развитие творческих способностей детей через внедрение инновационной образовательных и воспитательных технологий»»»

Под коммуникативными компетентностями следует понимать:

-умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата;

-владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языка науки, искусства, математики, иностранных языков;

-ориентирование в пространстве (понимать язык схем, карт; понимать, ощущать и использовать многомерность природного, рукотворного и социального пространства; понимать границы пространств и корректировать в связи с ним свои действия и поведение);

-ориентирование во времени, умение соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположение о тенденциях;

-понимание, создание, сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;

-позиционирование с учётом собственной оценки ситуации, ценностей (понимать позиции и роли других людей).

Данный перечень ни в коей мере не является окончательным, но он соответствует моей методической системе.

Целью своей работы считаю эффективное использование возможностей образовательной среды, направленное на развитие познавательной самостоятельной деятельности школьника в рамках учебного проектирования, его ключевых компетентностей, способствующих достижению оптимального качества образования, в рамках метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы. Иными словами, научить ребёнка учиться: не только знать, но и узнавать, не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но слышать, не только думать, но и понимать, не только мочь, но и сметь.

Задачи системы:

-использовать ресурсов образовательной среды для развития познавательной самостоятельности учащихся.

-использовать компетентносто-ориентированный подход для развития коммуникативной компетентности учащихся.

-использовать возможностей урочной и внеурочной деятельности для повышения лингвистической грамотности учащихся.

-создать условия для успешной социализации учащихся.

-использовать ресурсы современных образовательных технологий.

-создать условия для реализации учеником ключевых компетентностей.

-организовать пространство для публичной презентации результатов деятельности

-создать условия для реализации учащимися образовательных проектов и исследований

Для реализации поставленных задач у меня есть все условия:

-высокая мотивация учащихся и родителей к изучению предмета;

-высокий профессиональный уровень меня как преподавателя (с учётом наличия высшего образования, высшей категории, курсов повышения квалификации, системы распространения собственного методического опыта);

-программное обеспечение, наличие богатого дидактического материала, КИМ, словарей, обучающих таблиц, художественной литературы;

-богатая материально-техническая база (наличие современной аппаратуры).

Моя методическая система базируется на Государственном стандарте образования, учебном плане ОУ, программе развития ОУ, учебных программа по русскому языку и литературе.

Урочная система является ведущей формой обучения. Я использую в работе не только стандартные уроки, но и нестандартные: интегрированные, комбинированные, метапредметные. В своей работе, наряду с основной традиционной формой использую другие формы обучения: игра, беседа, путешествие, образовательный туризм, лекция, творческая и проектная мастерская, конференция, поэтическая лаборатория и другие. Использование разнообразных форм обучения на разных этапах позволяет ученикам не утратить интереса к предмету, приобретая при этом навыки взаимодействия  и самореализации в любой ситуации. У ученика появляется самостоятельный выбор своей траектории движения в выбранном формате.

Различные формы обучения предполагают различные формы организации деятельности учащихся:

  • Фронтальная (используется в традиционном уроке объяснения, закрепления или проверки усвоенного материала)
  • Индивидуальная (позволяет простраивать индивидуальную траекторию развития ученика, итоговая аттестация, работа с одарёнными детьми)
  • Парная и групповая (обобщение изученного материала, творческие работы, проектная деятельность, развитие коммуникативной и оценочной компетентностей, обсуждение, презентация, создание нового продукта)
  • Коллективная (реализация учебных и социальных проектов)
  • Дистанционное обучение (индивидуальных подход)
  • Сетевое взаимодействие (НПК, марафоны знаний и др.)

Я работаю над развитием коммуникативной, предметной, социальной, информационной, проектной, рефлексивной компетентностей обучающихся.. Исходя из этого, выбираю в работе соответствующие методы обучения и применяю классификацию, разработанную Никишиной И.В, кандидатом педагогических наук и описанных в методических рекомендациях «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе» (Волгоград, 2007г) и методы, направленные на развитие исследовательских умений.

  • Репродуктивный метод (направлен на воспроизведение полученной от учителя информации)
  • Частично-поисковый (метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности- умение увидеть проблемы, сформулировать идею, найти способы решения проблемы и т. д.  )
  • Поисковый (направлен на поиск оптимальных способов решения проблемы или учебной ситуации)
  • Коммуникативный (мозговой штурм, снежный ком, беседа, проектные задания, диалог, парная и групповая работа)
  • Творческий (любое творческое задание преследует коммуникативную цель, развивает навыки работать с разными информационными источниками, публичной защиты и самооценки своей деятельности)
  • Интерактивный (упражнения и учебные задания направлены на продуктивное взаимодействие участников процесса, активизирующее практическое применение языка)
  • Методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные)

Применение данных методов направлено на повышение предметной грамотности, развитие познавательной самостоятельности и ключевых компетентностей учащихся и соответствует уровням развития самостоятельной деятельности:

1. Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. На этом уровне ребенок идентифицирует объекты и явления, узнает их, сравнивая с известным образцом. Результатом действий учащегося выступает верно выполненное задание, а также умение выполнять учебные действия, показанные учителем. Рефлексивный компонент дает возможность учителю судить о том, насколько учащиеся готовы к осуществлению самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность, то есть деятельность на воспроизведение или непосредственное применение изучаемого материала. На данном уровне мотивационно-целевой компонент реализуется также учителем. Он выбирает тип самостоятельной деятельности и ставит перед учениками цель ее выполнения. Результатом деятельности учащихся выступает верно выполненное учебное задание, усвоенный новый учебный материал, а также сформированные умения по решению типовых заданий.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний. На данном уровне самостоятельной деятельности мотивационно-целевой компонент реализуется учеником с помощью учителя. В результате знания ученика становятся более гибкими и мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность к самообразованию. На данном уровне самостоятельной познавательной деятельности ребенок овладевает элементами творчества, приобретает опыт поисковой деятельности. Рефлексивный компонент дает возможность утверждать, что ребенок готов к проведению исследования процесса или явления, к приобретению способности видеть и самостоятельно решать познавательно-практические творческие задания, то есть ученик готов к овладению творческой самостоятельной деятельностью.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях. На данном уровне мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учащимся. Результатом выполнения такой деятельности выступают новые знания, усвоенные ребенком в процессе работы; сформированные умения в постановке экспериментов, проведении опытов; сформированные навыки выполнения творческой деятельности. Рефлексивный компонент показывает, что ребенок достиг высокого уровня самостоятельной деятельности - творческого уровня.

Наблюдается стабильность и положительная динамику уровня обученности моих учеников по русскому языку и литературе. Выход за пределы урока, участие в предметных конкурсах, фестивалях, НПК, академических и неакадемических олимпиадах, высокая оценка достижений моих учеников свидетельствует о правильном выборе методов обучения.

Выбор методов обучения базируется на используемых образовательных технологиях. Из большого спектра технологий каждый учитель выбирает те, которые в большей степени соответствуют целям и задачам его методической системы. Уже много лет я работаю в формате проектно-исследовательской деятельности. Мои ученики показывают высокий уровень овладения познавательной самостоятельностью и высокую культуру коммуникации.

Также работе я использую следующие технологии:

  • Проблемное обучение
  • Технология организации проектной деятельности
  • Технология исследовательского обучения
  • Игровые технологии
  • Технология организации группового взаимодействия
  • ИКТ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • РКМЧП

В основе выбора данных технологий лежит степень самостоятельности в учащихся в приобретении и применении полученных знаний. Промежуточные результаты эффективности применения данных технологий показывают, что их внедрение повысило качество обучения, мотивацию к предмету и качество выполнения проектно-исследовательских работ. Эффективность использования инновационных технологии отслеживается через входные, промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является определение степени усвоения учебного материала и  наблюдение за образовательными результатами школьников и их влияния на высокие результаты образовательной и внеурочной  деятельности.

В моём кабинете имеются все необходимые средства обучения. Кабинет оборудован современными техническими средствами (компьютер, DVD, проигрыватель, демонстрационный экран), учебниками, таблицами, плакатами, справочниками, словарями, индивидуальными КИМами другими дидактическими средствами. Всё перечисленное позволяет получить наибольший эффект в самостоятельном конструировании, выполнении заданий, проектно-исследовательской деятельности и творческих работ

В работе я использую особую организацию образовательного пространства при обучения школьников русскому языку и литературе.

На уроке это

  • зона работы с учителем, которая  предполагает консультативную, разъяснительную, направляющую помощь учителя.
  • зона работы с учебниками и дополнительной литературой предполагает самостоятельную работу обучающихся по имеющейся теме: поиск источников, извлечение, сравнение, анализ и обобщение информации;
  • зона взаимоконтроля (ученики-консультанты)
  • зона работы с современными информационными источниками.

Развитие ключевых компетентностей и познавательной самостоятельности обучающихся успешно осуществляется в рамках проектно-исследовательской деятельности. Организация проектной и исследовательской деятельности позволяет развивать креативные способности школьников, повышать функциональную грамотность, формировать способность выбора, целеполагания, проблематизации - составляющих самостоятельности ученика. В проектной технологии ключевым является принцип «пяти П»: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. После проведенной работы обязательно присутствует рефлексия. Разнообразны проекты по своей направленности: учебные, гражданские, социальные. Но все виды проектов способствуют формированию разных способов деятельности:

  • поиску информации;  
  • анализу, выделению проблемы;
  • поиску путей решения;
  • целеполаганию;
  • способности видеть перспективу, актуальность;
  • распределению ролей в команде;
  • оформлению стендовой и аудиторной презентации;

Исследовательская деятельность ученика в своей сущности предполагает:

  • наличие активной познавательной позиции, связанной с внутренним поиском;
  • творческую переработку информации научного характера;
  • аналитико-прогностические свойства мыслительных процессов;
  • действия путем «проб и ошибок»;
  • личными и личностными открытиями;
  • выдвижение гипотезы;
  • обсуждение работы с экспертами;
  • самостоятельную деятельность. 

Проблемное обучение - организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. При работе с технологией проблемного обучения у обучающихся формируются следующие способы деятельности:

  • постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;
  • выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
  • поиск решений проблемы, аргументация, осмысление проблемы,
  • способность к дискуссии, аргументации, синтезу, обобщению.

Стержнем познавательной самостоятельности можно считать продуктивную деятельность ученика, в ходе которой, используя свой субъектный опыт, он преобразует известную информацию, добывает новые знания и развивает умения, решает проблемы и конструктивные творческие задачи, несет ответственность за свои действия. Функции учитель - в руководстве самостоятельной работой обучающихся, поэтому учитель должен владеть методами и приемами ее организации.

Классификация по типам самостоятельной работы позволяет понять характер познавательной деятельности, уровень самостоятельности обучающихся. В работах П.И.Пидкасистого дается классификация типов самостоятельной работы:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Они необходимы для запоминания способа действия и конкретной, ситуации. Этот тип самостоятельной работы доступен обучающихся в начале русскому языку и литературе.

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. К ним относятся:

  •   составление хронологических и тематических таблиц,
  • работа с картой, составление диаграмм, графиков,
  •   отбор и группировка фактов по теме,
  • устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме (конспективной, тезисной, графической, художественной),
  •   подготовка сообщения, реферата.

3. Эвристические самостоятельные работы. В ходе выполнения эвристических самостоятельных работ деятельность обучающихся направлена на решение проблемной ситуации, созданной учителем в ходе урока. Обучающиеся при этом решают не всю проблему, а множество подпроблем, приобретая опыт поисковой деятельности.

4. Творческие (проектно-исследовательские) самостоятельные работы, в ходе выполнения которых ученик обучается раскрывать новые стороны явлений, событий, высказывать собственное суждение, давать оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи. Это самый высокий уровень творческой самостоятельности обучающихся: от постановки проблемы до нахождение пути ее решения. Определены основные процедуры творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию,
  • видение новой проблемы в знакомой ситуации, постановка цели
  • поиск информации, способа решения задачи, выдвижение гипотез,
  • создание продукта и его презентация
  • комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач.

Главные условия в организации самостоятельной работы:

1. Выделение для нее специального времени.

2. Наличие задания учителя (фронтального, группового, индивидуального)

3. Отсутствие непосредственного участия учителя в работе, но организация сопровождения самостоятельной деятельности

4. Умственные  и  физические  усилия  обучающихся  направлены па достижение цели.

5. Четкое определение формы выражения результата (устное, письменное, практическое).

6. Определение формы представления результата самостоятельной работы (семинар, доклад, сообщение, таблица и т.д.).

7. Оценка результатов работы, экспертиза, рефлексия

Приемы самостоятельной работы

Приемы самостоятельной работы разнообразны, к ним относится:

  • получение знаний из различных источников (учебника, книги  для чтения) при их конспектировании, составлении таблиц  и схем;
  • составление плана ответа па вопрос при чтении учебника;
  • работа со справочной литературой, энциклопедией;
  • сочинения и описания исторического события;
  •  составление таблиц, схем, тестов, познавательных задач, кроссвордов;
  • работа с первоисточниками;
  • работа с задачником по истории, заданиями олимпиадного уровня;
  • работа с картиной, картой;
  • осмысление персональных заданий по самоподготовке.

Дома самостоятельная работа осуществляется:

  • при чтении и доработке конспекта лекций,
  • при чтении учебника и ведении записей прочитанного,
  • при изучении источников, их конспектировании,
  • при выполнении письменных заданий,
  • работа над докладами, сообщениями, презентациями
  • проектно-исследовательская работа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Информационно-коммуникативная компетентность как качестволичностиИзменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании целей и результативности обучения, к разработк...

Формирование правовой компетентности школьников на основе деятельностного подхода

статья для журнала "Педагогическое образование и наука". - 2012. - №12...

Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении

Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в р...

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики. 1. Основные понятия темы.В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном общ...