Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении
статья

Маяк образования

Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы –  падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично высказать свою мысль.  Наибольшее затруднение у моих учеников вызывают задания: создать свой текст, используя нужные языковые средства в соответствии с целью, содержанием речи, правильно интерпретировать исходный текст. Владение этими умениями особенно важно, так как они заложены в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование  коммуникативной компетенции

учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении

 Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому  как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся. В общеобразовательной подготовке школьников русский язык занимает стратегическое положение, поскольку от уровня владения языком зависят успехи в учебе по всем предметам, мера проявления общественного лица человека, его жизненной позиции, готовности к самообразованию. При всем многообразии новейших средств информации  главным средством общения остается язык.  Целью образовательного процесса в средней школе является воспитание компетентного человека.

Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы –  падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично высказать свою мысль. Мой личный опыт убеждает, что наибольшее затруднение у моих учеников вызывают задания: создать свой текст, используя нужные языковые средства в соответствии с целью, содержанием речи, правильно интерпретировать исходный текст. Владение этими умениями особенно важно, так как они заложены в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации обучающихся.

Дифференцированное обучение учитывает индивидуальные особенности учащихся, помогает устранить пробелы в речи, организовать работу с обучающимися разного уровня подготовки по предмету. Дифференциация осуществляется частично при выборе принципов и методов обучения, по объему и содержанию работы, приемам и степени самостоятельности, при повторении и закреплении.

В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям.

Особое место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки по развитию речи. Задачи и упражнения на таких уроках опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения. Учащиеся должны не только владеть техникой чтения, осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи, но и уметь выделять  главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; определять стиль и тип речи. Большую часть времени на таких уроках отвожу воспроизведению и созданию текстов. Ученики должны научиться писать изложения по текстам публицистического, художественного  стиля, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства выразительности.

Учащиеся начальных классов переходят в среднее звено с разным уровнем знаний и разной степенью развития речевой деятельности. Для меня важно знать, как они владеют четырьмя видами речевой деятельности – чтением, слушанием, говорением и письмом. Поэтому я провожу анализ речевой компетенции школьников,  используя мини-изложения с элементами рассуждения, сочинения-миниатюры, устные высказывания на лингвистическую тему.

При организации коммуникативной деятельности обучающихся руководствуюсь относительно дифференцированными  принципами обучения,  а также выбираю  принципы научности, логичности, связи теории с практикой, самостоятельности.  На уроках русского языка  использую беседу по тексту, например: докажите, что это текст; какова роль первого предложения в тексте; укажите языковые средства, помогающие автору выразить своё отношение к поднятой проблеме.  Учащиеся повышенного уровня подготовки, на основе беседы пишут сочинение-рассуждение, доказывая своё мнение. Учащиеся базового уровня подготовки делят текст на части, выделяя абзацы; находят выразительные средства языка, подбирают синонимы. Таким образом, ребята учатся беседовать по вопросам, строить последовательное высказывание, при написании сочинения выражать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы литературного языка, демонстрируя богатство, точность, ясность речи. Считаю, что такая организация урока  побуждает  учащегося думать, анализировать, выражать своё мнение.  

Cовершенствуя   навыки владения  литературным языком, обогащая словарный  запас учащихся,   провожу лексическую  работу. Обращаю внимание на то, что при выборе слова следует учитывать не только его семантику, лексическую и логическую сочетаемость, но и стилистические особенности, экспрессивную окраску и сферу его распространения, иначе в речи могут возникнуть различные лексико-стилистические ошибки. Данный вид работы нацелен на получение контекстуальных значений слова, анализ слова с точки зрения представления его в разных словарях. Такой вид работы способствует формированию у учащихся навыка  самостоятельно получать знания, делать правильный выбор, обогащать лексико-стилистический и грамматический  строй речи. Предлагаю учащимся основные виды коммуникативно-речевых упражнений. Учащиеся повышенного уровня подготовки редактируют сочинения с точки зрения норм литературного языка, находят примеры нарушения норм в приведённых высказываниях, продолжают ряд сравнений своими примерами, оценивают текст с точки зрения описания в нём противоположностей, исправляют ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом. Ребята базового уровня подготовки   подбирают к выделенным словам  словосочетания и  строят из них предложения, подбирают по смыслу нужные слова, учитывая смысловую цельность текста. Для того, чтобы  научить детей создавать текст в устной или письменной форме, включаю в работу редактирование деформированного текста, изложение, интерпретацию текста, написание сочинения.  Осуществляю это на уроках закрепления и обобщения материала. Учащиеся  повышенного уровня  подготовки редактируют   текст,  приводя свои доказательства, выявляют проблемы, поднятые в  тексте, составляют  рассказ  о жизни какого-либо фразеологизма, записывают основную идею текста в виде тезиса, создают связное высказывание. Учащиеся базового  уровня редактируют  предложения,  устраняя речевые и грамматические ошибки, формулируют позицию автора, используют приёмы сжатия текста. Считаю, что такая форма работы  направлена на преодоление у учащихся нарушений связности и логичности в построении текста. Степень развития  коммуникативных способностей учащихся проверяю, организуя самостоятельную работу. Учащимся предлагаю комплексный анализ текста, учитывая уровень подготовки  учащихся. Выполнение самостоятельной работы требует от учащихся  активной мыслительной деятельности, языковых наблюдений и способствует развитию их коммуникативных умений.  При завершении работы по теме использую творческие задания. Эта работа создаёт условия для индивидуального проявления коммуникативных компетенций учащихся.

Делая вывод, хочу отметить следующее: результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при составлении текстов, написанию сочинений, изложений.  На мой взгляд, необходимо как можно полнее использовать дифференцированные  методы, приёмы и формы, осуществляя их в историко-культурном и словесно- образном контекстах, ориентированных на формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, реализацию творческого потенциала личности каждого ученика и его самосознания. Современная школа призвана развивать способности школьника к реализации себя в новых динамичных социально-экономических условиях, к  адаптации в различных жизненных обстоятельствах. Нет сомнения, что характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Коршунова Наталья Петровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Новоярковская СОШ

с. Новоярково, Новосибирская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».

Школьный курс русского языка  в коррекционной школе  VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И  необ...

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"

 Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством креативно-деятельностного подхода

Разработанная система формирования коммуникативной компетенции учащихся представляет собой единое целое «урок – неаудиторные занятия - внеклассная работа»....

Внеурочная деятельность как инструмент совершенствования коммуникативной компетенции учащихся при изученгии английского языка.

Представлены материалы по формированию познавательного интереса обучающихся к изучению английского языка средствами внеурочной деятельности....