Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"
материал по английскому языку по теме

                     Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку, поэтому обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. Развивающемуся  обществу нужны современные, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Концепция модернизации Российского образования определяет иностранный язык как одну из важных составляющих стандарта знания наступившего века.

                           В своей работе я за основу взяла коммуникативный подход обучения английскому языку, который направлен на практику общения. Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Моя задача сделать так, чтобы дети поняли: учиться трудно, но очень интересно. И я хочу донести до каждого своего ученика, что английский язык, это  не свод скучных грамматических правил, а интересный язык, изучив который они смогут комфортно чувствовать себя в любой стране.

                  Коммуникативная компетенцияв современном его понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Через овладение содержанием обучения и речевой практике, учащиеся достигают желательных результатов обучения иностранным языкам. Учитывая различные уровни обученностии в зависимости от этого я предлагаю различные варианты работы. 

                        Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной активности, т.е. практическому владению иностранного языка, а также научить общаться, ориентироваться в определенной языковой ситуации, правильно строить высказывания  и самое главное преодолеть языковой барьер. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативным умением, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные разъяснения. Поэтому я стараюсь творчески подойти к решению этих проблем и создать учащимся эти условия для активной учебной и совместной деятельности в разных учебных ситуациях. Я считаю очень важным поддерживать положительный эмоциональный настрой в классе, атмосферу доверия. К тому же взаимопонимание и сотрудничество оживляет процесс обучения и вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.rar30.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Автор работы  Иванченко Людмила Владимировна

                                                                            учитель английского языка

                                                             высшая категория

                                                             МОБУ  СОШ №1

                                                                          МО  Кореновский район

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Вступление………………………………………………………………………

II.Основная часть…………………………………………………………………

Глава1.Общая характеристик темы…………………………………

  1. Актуальность
  2. Идея концепции
  3. Новизна
  4. Направление исследовательской работы
  5. Цель
  6. Задачи
  7. Ожидаемые результаты

Глава2.Теретико-методологические основы коммуникативного общения и

дифференцированного обучения.

  1. Задачи
  2. Содержание понятий «коммуникативное общение «и «дифференцированное обучение»

Глава 3.Практическая направленность работы.

                Из опыта работы по развитию коммуникативной компетенции:

  1. методика составления дифференцированных заданий
  2. разноуровневые задания
  3. дифференцированная работа на разных этапах обучения;
  4. необходимые условия реализации дифференцированного обучения;

III.Заключение.

                               

Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку, поэтому обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. Развивающемуся  обществу нужны современные, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Концепция модернизации Российского образования определяет иностранный язык как одну из важных составляющих стандарта знания наступившего века.

В своей работе я за основу взяла коммуникативный подход обучения английскому языку, который направлен на практику общения. Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Моя задача сделать так, чтобы дети поняли: учиться трудно, но очень интересно. И я хочу донести до каждого своего ученика, что английский язык, это  не свод скучных грамматических правил, а интересный язык, изучив который они смогут комфортно чувствовать себя в любой стране.

                  Коммуникативная компетенция в современном его понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Через овладение содержанием обучения и речевой практике, учащиеся достигают желательных результатов обучения иностранным языкам. Учитывая различные уровни обученностии в зависимости от этого я предлагаю различные варианты работы.

                    Блочная структура учебников В.П.Кузовлева дает возможность для вариативного планирования: обучение можно строить как индивидуально, так и дифференцированно, здесь  заложены наибольшие возможности интенсификации и совершенствования обучения. имея аудио и видеотеку практически по всем уровням, от 2-11 класса, стараюсь их использовать на уроках английского языка. Они дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. В настоящее время именно эта задача является наиболее востребованной. Я использую в своей работе много дополнительной  литературы, кроме учебников, а именно:

Grammar way, 1-4 уровни, (пособие по грамматике под редакцией профессора О.В.Афанасьевой),

-New  Grammar Time , Pearson Education Limited, 2008 для начальной школы,1-4 классы  с книгами для учителя и Multi-Rom;

-Triple Play Plus «Euro Talk «Professor Higgins”Английский язык без акцента! (7-11 классы) и другие.

                          Активизация познавательной деятельности – это общая дидактическая проблема. Более подходящей методикой для общеобразовательной школы я считаю обучение в сотрудничестве, т.к. эта технология органично вписывается в классно-урочную систему и позволяет раскрыть потенциальную возможность речевой деятельности каждого ученика, предоставляя каждому из них осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Моей методической темой, над которой я работаю уже несколько лет является

           «Развитие коммуникативной

          компетенции учащихся на основе  

                                                                       сотрудничества».                                        

Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной активности, т.е. практическому владению иностранного языка, а также научить общаться, ориентироваться в определенной языковой ситуации, правильно строить высказывания  и самое главное преодолеть языковой барьер. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативным умением, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные разъяснения. Поэтому я стараюсь творчески подойти к решению этих проблем и создать учащимся эти условия для активной учебной и совместной деятельности в разных учебных ситуациях. Я считаю очень важным поддерживать положительный эмоциональный настрой в классе, атмосферу доверия. К тому же взаимопонимание и сотрудничество оживляет процесс обучения и вызывает интерес к изучению иностранного языка.

                          Цель данной методики  - создать такой морально психологический климат, при котором и ученик и учитель смогут раскрыть свои творческие способности. Основными целями такого подхода являются совершенствование  языковых навыков  и коммуникативных умений ,направленных на систематизацию  и закрепление знаний ,а также объединить ребят небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и интереснее, а значит эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь, неудачи также естественно как смеяться, петь, радоваться жизни. »Учиться вместе, а не только выполнять вместе – вот, что составляет суть данного метода. «(А.А.Леонтьев)                

                  Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к обучению, к практическому владению иностранным языком. В поиске наиболее эффективных способов деятельности, а также изменений происходящих в обществе я стала обращаться к педагогическим технологиям, использование которых позволило мне успешно реализовать образовательные цели.

                  Для решения этой задачи я использую такие образовательные технологии как личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающее обучение, дифференцированное обучение, проектные технологии  и здоровье сберегающие технологии.

  В своей работе я использую образовательные технологии следующим образом:

-личностно-ориетированное обучение: вовлекаю учащихся в активную творческую деятельность на уроке, включаю ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, моделирую ситуацию вхождения в культуру страны изучаемого языка, что представляется, возможным сделать посредством оформления кабинета английского языка. Совместная работа как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации. Основная идея этой методики дает мне возможность быть ориентированным на каждого ученика и обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании интеллектуальных умений и одновременно подготовит к более сложным видам деятельности.

7  класс: при прохождении темы «Дружба» по тексту «Преданный друг» по  книге Оскара Уайльда

учащиеся знакомятся с разными мнениями людей о дружбе и выражают свое отношение к прочитанному; урок «Проблемы экологии в родном городе»;

9 класс: техника просмотрового чтения по теме «Мода «(skimming),урок «Книги в твоей жизни»,

«Моя любимая книга «(презентация), урок «Система школьного образования в англоязычных странах»

10-11 класс: урок пресс-клуб «Легко ли быть молодым?» ролевая игра «Молодежные проблемы «

Из всего сказанного можно сделать вывод, что личностно-ориентированное  обучение прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует самореализации личностных возможностей учащихся;

проблемно-развивающее обучение: использую на уроках английского языка приемы создания  проблемной ситуации, которая оживляет и активизирует их, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность. Следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, при выполнении практических заданий проявляется самоконтроль, меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения;

-в результате применения этой технологии формируется личность, способная рассуждать, обосновывать, анализировать, делать выводы, высказывать нестандартные мысли, используя  воображение;

-здоровьесберегающие технологии: на уроках использую смене различных видов деятельности, строю свой урок с учетом работоспособности детей, использую наглядность, благоприятный и эмоциональный настрой, урок в любом классе начинаю с глубокого дыхания, способствующего обогащению головного мозга кислородом, а значит и хорошей работоспособностью;

люблю использовать различные формы уроков, особенно нестандартные: урок-путешествие, урок пресс-клуб, «Счастливый случай» и другие, регулярно провожу физкультминутки, коллективное выполнение которых до начала занятий дисциплинирует, сплачивает, повышает работоспособность, провожу уроки здоровья, все это вырабатывает привычку у учащихся правильному образу жизни;

провожу релаксационные упражнения, цель которых снять напряжение, дать возможность детям немного отдохнуть, что ведет к лучшему усвоению материала;

 дифференцированный подход в обучении, который заключается в том, что учащимся я предлагаю задания различного уровня сложности в зависимости от индивидуальных возможностей  и способностей ребенка. Это позволяет мне создавать ситуацию успеха для «слабых» учащихся, а именно:

 -разработала задания, направленные на формирование фонетических, лексико-грамматических навыков:

5-7классы: разноуровневый и контрольно-измерительный дидактический материал по английскому языку, «Настоящее длительное время и настоящее простое время «(сильные учащиеся описывают картинку, Б-отвечают на  вопросы, С-карточки с глаголами)

8-9 классы: предлагаю учащимся дифференцированные задания с извлечением специальной информации: урок «История группы Битлз», по теме «Мой любимый писатель» учащиеся, которые увлекаются чтением,  имеют возможность выбрать текст любимого писателя; 

проектная технология: метод проектирования позволяет создавать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе сотрудничества, благодаря применению проектной технологии меня повысилось качество знаний и успеваемость учащихся;

-использую в групповой  и индивидуальной работе, обеспечивая мотивацию учащегося, значимость информации:

“Ideal Welfare State” ,”My Favourite film “Titanic”(11 класс) Тюнян М.,
“The Best of Possible Worlds”(11 класс)Закалюжная Н.,”The way Teenagers live “(11класс)Хворостина Л.,”Behavior and Manners”(10 класс) Ручков С.,”The History of Cinematography”(11класс)Никулина А.,”What Do You Know About the Film “Romeo &Juliet?”(11 класс)Белитченко К.

                       Совместная работа  как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. И я стараюсь уделять больше  внимание отдельным ученикам, поскольку все заняты делом. Основная идея этой методики дает мне возможность быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании интеллектуальных умений

и одновременно подготовит к более сложным видам деятельности, например к проектам. Поэтому на уроках английского языка я стараюсь создать такие условия, где дети могли бы проявить себя, чтобы у них складывалось положительное отношение к учению.

                          Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что ранее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный ,воспитательный и нравственный потенциал, что способствует:

  1. стимуляции речевого и общего развития у детей;
  2. приобщает детей к культуре других народов;
  3. более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  4. формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
  5. способствует формированию положительной мотивации детей при последующем изучении языка.

      При обучении английского языка на раннем этапе обучения  я   уделяю внимание  работе над детскими стихами рифмовками, играми, песнями. Они дают очень хороший материал, повышают интерес  к уроку. Это не случайно, т.к. помимо эстетического воздействия  стихи на английском языке имеют большое практическое значение. Они обычно используются для постановки произношения, изучения грамматики лексического материала, для развития устной речи. То, что бывает скучно при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Они создают возможность повторения  ранее изученных структур в условиях приближенных к реальности. Игра может сделать  увлекательное изучение даже самого скучного и сложного грамматического материала. В игре развиваются  творческие мыслительные способности детей. Обучающие и подвижные игры  могут сделать процесс обучение интересным и увлекательным.

В начальной школе игра является одной из форм познания мира. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, использую на своих уроках следующие игровые технологии:

-в младших классах активно применяю песни, рифмовки, картинки для запоминания лексических единиц;

-использую разные виды ролевой игры (инсценировка-монолог, сюжетно-ролевая игра»);

-а также фонетические, лексические, грамматические, коммуникативные и игры по изучению алфавита; (индивидуальная работа, работа в парах и группах)

-применяю на уроках элементы занимательной игры (мультфильмы на английском языке, игра – сказка «Теремок «Праздник в волшебной стране «);

-использую различные занимательные задания: рассели буквы и звуки по своим домикам, найди лишнее слово, составь из слов предложения, прочитай слова и придумай к нему вопрос;

-10-11 классы: деловая игра как создание ситуации успеха при прохождении элективного курса «Деловой английский «(игра дает умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире, это дает учащимся устойчивость, снимает страх и языковой барьер).

-привлечение учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах;

-главным результатом использования современных технологий в образовательном процессе является удовлетворение успехом, поддержание интереса к предмету

С первого года обязательным компонентом моей деятельности  является внеклассная работа

Она помогает повысить интерес ребят к изучаемому предмету, расширить их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает мне увидеть наиболее способных детей, проявляющих интерес к данному предмету.

За эти годы  достигнуты ощутимые результаты  в обучении учащихся английскому языку. Ученики продемонстрировали высокий уровень сформированности речевых умений в аудировании, устной речи, чтении и письме. У учащихся сложился устойчивый интерес к изучению английского языка, они умеют извлекать смысловую информацию из текста. В течении урока я стараюсь, чтобы ученики максимально реализовали тот запас лексико-грамматических знаний ,которыми они обладают.

               Стараюсь проводить каждый урок увлекательно, используя  творческие  формы и приемы в каждом классе, в зависимости от индивидуальных способностей.

              Я   всегда начинаю урок с этапа “warming up activity” .Данный момент прекрасно «разогревает» учащихся и готовит к работе на уроке. Я использую разнообразные приемы работы на уроке: игры, микродиалоги, считалки стихи, скороговорки.

              В более старших классах я провожу уроки-коференции, уроки-пресс клубы. Задача таких уроков – практика учащихся в диалогической и монологической речи, аудировании. Эти уроки расширяют кругозор учащихся, их интерес к предмету. Беседа включает подготовленные и неподготовленные сообщения, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, дискуссии. Дети учатся активно обсуждать услышанное, задавать вопросы, определять свои позиции.

На уроках использую упражнения из психологического тренинга «послушаем тишину «. В течение минуты учащиеся прислушиваются к звукам, рассказывают ,что услышали. Таким образом, они настраиваются на рабочий лад и повторяют грамматический материал.

Ниже я привожу некоторые приложения, т.е. дополнительные материалы, которые я использую на уроках английского языка.

             

Список литературы:

1.Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку, СПб-Каро,2006

2.Е.С.Полат «Обучение в сотрудничестве», ИЯШ,2001г,№1

3.Н.И Сперанская. «Новые подходы в обучении иностранного языка»

4.Т.МГорлова «Состояние методики раннего обучения.

5.Е.С.Полат. «Разноуровневое обучение.»

6.С.С.Куклина. «Коллективная учебная деятельность в группах на этапе формирования навыков иноязычного общения «ИЯШ,№1,2000г.

7.И.Е.Митина «Деловой английский «Изд. Союз,2001г.

8.»Давай изучать английский язык вместе «Longman Group ИПО »Перспектива»,1993г.

9.Е.С.Полат. «Обучение в сотрудничестве», ИЯШ,2001г.,№1

10.Е.С.Устинова. «Языковые способности, как их формировать, «Изд. «Пресс»,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"

Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способн...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Статья на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов о...