Статья на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
статья по английскому языку (6 класс) на тему

В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов образования о последних достижениях педагогической науки и практики и способствует внедрению инноваций в учебный процесс и международные связи на всех уровнях, стимулирует и мотивирует изучение иностранных языков и, в конечном счете, развивает планетарное мышление, дающее новое представление об истории цивилизации, об окружающем взаимозависимом мире, расширяет границы познания и общения. Все это в целом содействует гуманизации образования являющейся одной из основных целей образовательной политики России и каждого конкретного региона.

Сформировать положительный имидж региона, показать основные и малоизвестные достопримечательности и факты культуры, инвестиционную привлекательность – все это необходимо людям организующим пребывание иностранных партнеров в своем регионе. Высокая общественная потребность в таких специалистах определяет необходимость обучения данному виду деятельности в школе в процессе изучения иностранного языка. Особо важная роль в процессе приобщения обучающихся к организации межкультурных обменов отводится учителю иностранного языка. Целью обучения иностранным языкам на современном этапе провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, т.е. развитие у обучающихся желания и способности вступать с другим народом в отношении диалога культур, воспитание в духе восприятия других языков и культур как равноправных, самобытных и самоценных.

            В законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, а региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.

Ознакомление с концепцией регионального компонента показало, что если целостный подход и педагогическая практика предполагают изучение природы, культуры, истории по линии - "Мир - Отечество - родной край", то ребенок осваивает мир в обратном порядке: для него опыт знакомства с природой, с хозяйственной деятельностью человека, с памятниками истории и культуры происходит именно там, где он живет. Так возникла проблема в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов образования о последних достижениях педагогической науки и практики и способствует внедрению инноваций в учебный процесс и международные связи на всех уровнях, стимулирует и мотивирует изучение иностранных языков и, в конечном счете, развивает планетарное мышление, дающее новое представление об истории цивилизации, об окружающем взаимозависимом мире, расширяет границы познания и общения. Все это в целом содействует гуманизации образования являющейся одной из основных целей образовательной политики России и каждого конкретного региона.

Сформировать положительный имидж региона, показать основные и малоизвестные достопримечательности и факты культуры, инвестиционную привлекательность – все это необходимо людям организующим пребывание иностранных партнеров в своем регионе. Высокая общественная потребность в таких специалистах определяет необходимость обучения данному виду деятельности в школе в процессе изучения иностранного языка. Особо важная роль в процессе приобщения обучающихся к организации межкультурных обменов отводится учителю иностранного языка. Целью обучения иностранным языкам на современном этапе провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, т.е. развитие у обучающихся желания и способности вступать с другим народом в отношении диалога культур, воспитание в духе восприятия других языков и культур как равноправных, самобытных и самоценных.

            В законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, а региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.

Ознакомление с концепцией регионального компонента показало, что если целостный подход и педагогическая практика предполагают изучение природы, культуры, истории по линии - "Мир - Отечество - родной край", то ребенок осваивает мир в обратном порядке: для него опыт знакомства с природой, с хозяйственной деятельностью человека, с памятниками истории и культуры происходит именно там, где он живет. Так возникла проблема в обучении. Переход образовательной политики к потребностям отдельных регионов и их ценностям происходит из освоения ребенком различных сфер жизни, различных ролей, через сознание себя представителем своего села, района, края, страны, человеческой цивилизации в целом. В связи с этим возникает естественная необходимость введения регионального компонента в образование. Следует отметить, что переход к ЕГЭ по иностранному языку также делает востребованными знания по краеведению. Так, на экзамене учащийся должен уметь вести беседу о своем родном селе, его истории, его достопримечательностях, экологии и проблемах молодежи региона. Все это обуславливает актуальность данной темы. Сегодняшний выпускник должен обладать такими качествами личности, как коммуникативность, активность, самостоятельность, конкурентоспособность, желание и способность к самообразованию и самосовершенствованию, развитию творческого потенциала. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Использование регионального компонента на уроке повышает качество обучения, служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет все дидактические функции. Региональный компонент на уроке пробуждает у обучающихся познавательный интерес к родному краю, создает специальную речевую среду, которая помогает учащимся сблизиться с историей родного края, а также с его политическим и географическим положением, а эти познания помогают учащимся усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка. Региональный компонент не может заменить собою другие средства обучения иностранному языку. Просто каждому из них должно быть найдено оптимальное место в учебном процессе.

Эффективность использования регионального компонента на уроке зависит от профессиональной подготовки учителя. Таким образом, использование регионального компонента на уроке не должно представлять собой просто развлечение, а должно быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка.

Цели обучения:

  • социальная адаптация учащихся  в условиях  быстрого социально-экономического развития региона;
  • формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
  • воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края;
  • пробуждение интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование  умений и навыков ведения поисковой и исследовательской работы в походах, экскурсиях, музеях, архивах;
  • пробуждение интереса к изучению жизни и природы своего края;
  • интеграция различных образовательных областей;
  • развитие умения получать информацию из различных источников  и самостоятельно ориентироваться в ней.
  • становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

     В результате изучения краеведческого материала учащиеся 

Должны знать:

  • основные этапы развития и события истории области;
  • личности знаменитых земляков;
  • достижения культуры;
  • виды исторических, литературных и природных  источников;
  • виды ландшафтных памятников и памятников природы;
  • связь региональной культуры с культурой России и мира;
  • географические и экономические особенности области;
  • наиболее значимые памятники литературы, фольклора края.

Приобрести умения:

  • соотносить события отечественной,  региональной и мировой  истории;
  • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
  •  давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
  • проводить очные и заочные экскурсии по родному краю

Использование регионального компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:

повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания предмета;

поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом.

Типы занятий, методы обучения:

Работа с краеведческим материалом  предусматривает разнообразные типы занятий:

  •       самостоятельную работу с книгой и документом
  • экскурсии;
  • осмотр памятников истории культуры;
  • экспедиции по родному краю;
  • ученические исследования;
  • проектную деятельность;
  • работу предметного кружка;
  • беседы и встречи с интересными людьми;
  • выступления с сообщениями, докладами на уроках,
  • научно-практические конференции;
  • краеведческие исследования природы;
  • создание видеофильма;
  • фольклорные праздники;
  • публикации в  СМИ и т.д.

     Учитель может использовать современные  эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся.

        При большом объеме и многообразии краеведческого материала нельзя воспользоваться им на уроке из-за ограниченных языковых возможностей школьников. У них появляется неверие в свои силы, они начинают сомневаться в том, что могут адекватно выразить на английском языке те богатые сведения фактического характера, которыми располагают. Где же выход из создавшегося противоречия между несомненной полезностью включения краеведческого материала в процесс обучения английскому языку на уроке и не менее реальными трудностями такого использования?

Один из возможных вариантов - это создание приложений регионального краеведческого характера к учебникам иностранного языка, хотя в учебниках имеются отдельные упражнения, направленные на стимулирование диалогических и монологических высказываний о родном крае. Однако эти упражнения носят отвлеченный характер. Наиболее благоприятная возможность - привлечение краеведческого материала к страноведческой тематике.

В современных учебно-методических комплектах по английскому языку содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Наша страна, тем более отдельные ее регионы, представлены недостаточно, да это и невозможно. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Именно регионоведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополнит содержательную сторону речи.

Урок 18. « Я бы хотел попробовать йоркширский пудинг».

«Знакомство с традиционными национальными блюдами»

УМК Кузовлева В.П. “English” для старших классов также

предоставляет достаточно возможностей для формирования культуры

здоровья учащихся. О воспитательных возможностях можно судить по

названиям циклов: «Спорт в нашей жизни» 8 класс, «Здоровый образ жизни»

9 класс, «Легко ли быть молодым?» 10-11 класс. Тематика учебника

позволила подобрать тексты определенной направленности: об опасности

вредных привычек, о пользе хороших, об экологических проблемах в стране

и родном городе, об известных спортсменах и их достижениях.

С учетом существующей в методике классификации видов чтения

(ознакомительное и изучающее) разработала свою систему работы с

текстами. Известно, что целью прочтения первых является понимание

основного содержания. Из всех способов контроля понимания прочитанного

использую вопросно-ответную форму, которая стимулирует собственные

высказывания учащихся по отношению к прочитанному. Это вопросы,

которые начинаются со слов «Как ты думаешь…?», «Ты согласен с

мнением…?», «Что может быть лучше…?», «Твое отношение к …?», «Ты

уверен, что…?». Тексты, предназначенные для изучающего чтения (т.е.

чтения с полным пониманием содержания) рассматриваю как средство

создания ситуаций для условно-речевого общения. Исходя из этого,

подбираю такой учебный материал, который позволяет организовать

обсуждение в виде дискуссий, интервью (на основе ролевой игры),

социологического опроса. Предлагаю учащимся драматизацию диалогов.

Например, по следующим ситуациям:

  • Твой друг курит. Убеди его в том, что курение вредно и предложи заняться спортом.
  • Ты встретила подругу. Она очень бледная и плохо выглядит. Поинтересуйся, в чем ее проблема. Помоги советом о правильном питании и важности занятий спортом.
  • Папа твоего друга просит тебя убедить его сына, что долгое сидение за компьютером вредно для здоровья и заинтересовать его спортом.

Чтение текстов, содержание которых может стимулировать учащихся к

занятиям спорта, физической активности, может сопровождаться

проведением анкетирования. В анкетах содержится ряд вопросов, ответы на

которые определяют отношение учащихся к собственной физической форме.

Опрос можно провести также в форме ролевой игры: группа школьников,

распределив роли, берет интервью у своих одноклассников, а затем

анализирует результаты и сообщает о них на пресс-конференции или в

телевизионном выступлении.

Считаю , что содержание урока должно быть принято учащимися. Это

может быть достигнуто путем использования личностно-ориентированного

подхода в обучении. И в этом неоценимую помощь оказывает краеведение.

Опыт работы показывает, что учащиеся с большим интересом овладевают

навыками общения на английском языке, когда хотят сообщить о стране или

городе, в котором живут, о его прошлом и настоящем, что близко и дорого

им с детства. В рамках локального эксперимента по краеведению я

придерживаюсь индивидуального подхода, стараюсь полнее учитывать

интересы и склонности учащихся. Самый большой интерес вызывают

ролевые игры, в ходе которых учащийся выступает не только в роли

потребителя информации об иной культуре, но и в роли транслятора

собственной. Игровой момент заключается в обсуждении сверстниками из

различных стран явлений родной и изучаемой культур. В упражнениях

подобного типа реализуется концепция диалога двух культур. География,

история, традиции и обычаи - вот лишь некоторые аспекты, которые могут

быть освещены в ходе игры. Существуют определенные трудности

использования краеведческого материала на уроках английского языка.

Анализ современных учебников по иностранному языку показывает, что в

них содержится обилие материалов страноведческого характера о стране

изучаемого языка.

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре имеет большой мотивационный потенциал и позволяет более эффективно осуществлять взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.

            Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению мотивации, является организация урока. Например, на начальном этапе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки задач урока использую такие слова, как «играть», «строить», «фантазировать», «разгадывать загадки», которые предполагают игровые моменты. Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока усложняются. На старшей ступени обучения, применяя метод проблемного обучения, используя «Мозговой штурм», стараюсь придумывать разнообразные формы целеполагания.

Разнообразие форм работы способствует поддержанию интереса к учебе.

Смена видов учебной деятельности, использование творческих заданий

позволяют избежать однообразия, снижают умственную утомляемость,

повышают эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается

на их речевой активности.

            На начальной ступени обучения широко использую фронтальные

формы работы, это позволяет обучать весь класс одновременно. При

выполнении однотипных упражнений применяю форму работы «по

цепочке». При формировании умений в диалогической речи, при

формировании лексических и грамматических навыков, с помощью

раздаточного материала, с целью организации взаимоконтроля использую

парную работу. Для развития умений в смысловой переработке информации,

умений вести беседу применяю групповую форму совместной деятельности.

При повторении, обобщении и контроле использую разно уровневые задания,

тесты.

Любая технология обладает средствами, активизирующими

деятельность учащегося. К таковым можно отнести игровые технологии.

Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствует реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Опыт доказывает, что самый большой интерес представляют игры, которые заставляют думать, дают возможность развивать свои способности, соревноваться с другими учениками. Игровые формы и приемы, применяемые мною на уроке, разнообразны:

  • игры соревнования
  • игры с предметами
  • ролевые игры
  • фонетические, лексические, грамматические игры
  • подвижные игры

После этапов урока, требующих большого напряжения я провожу

физкультминутки. У детей возникают положительные эмоции, когда

физические упражнения сопровождаются рифмовками.

Музыкальные паузы заполняю элементами инсценирования песен для

младших школьников и паузами релаксации для старших. Более того, песня

может использоваться как прием релаксации, когда у детей появляются

признаки усталости и снижения работоспособности. Использование

физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность учащихся,

формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного

материала, создает атмосферу, в которой каждый ученик класса чувствует

себя комфортно и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по-

английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не

только учеников, но и учителя.

             Ребенок изначально является носителем местной культуры, которая постепенно возводит его к культуре российской и мировой. Перед школой стоят две цели – воспитать человека как представителя определенной культуры и как «гражданина мира», что возможно осуществить через воспитание гражданина города, села, региона. Достижению этого и призваны способствовать краеведение с одной стороны и изучение иностранного языка с другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"

 Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Презентация к методической разработке на тему: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка» ...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Методическая разработка, представленная,  учителем английского языка МБОУ Средняя общеобразовательная школа №4", посвящена использованию краеведческого материала на уроках английского языка. Проб...

«Коммуникативная технология. Развитие социокультурной компетенции учащихся на основе использования аудиовизуального аутентичного документа»

XIII Научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Современное образование: наука и практика» 2-3 ноября 2016 г (мастер-класс)...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным  местам, воспитывать духовную оседлость....