Развитие социальной креативности учащихся в условиях дополнительного образования (на примере деятельности студии ДПИ)
статья

Денисова Анна Геннадьевна

В статье рассматривается ряд компонентов, составляющих структуру социальной креативности, и описываются способы развития социальной креативности учащихся на занятиях по программе студии ДПИ в системе дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_kreativnost.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социальной креативности учащихся в условиях

дополнительного образования

(на примере деятельности студии ДПИ)

 

В условиях современного мира проблема творческой личности, формирования и развития креативности заслуживает особого внимания. Обычно креативность понимается в узком смысле – как способность создавать что-то новое. Однако, известно,  что  творческий  потенциал  реализуется  во  многих  сферах  человеческой жизни – в том числе, и в сфере общения. Существует креативность в области межличностного взаимодействия – так называемая, социальная креативность.

Социальная креативность – это способность нестандартно подходить к решению социальных проблем и задач, умение создавать нечто новое в сфере межличностного взаимодействия (новые,  эффективные  формы  и  стратегии  поведения).

 Все это свойственно в большинстве своём социально адаптированным личностям, которые не испытывают напряжение в социальном взаимодействии.

Следует отметить, что на данном этапе в российской психологии и педагогике проблема социальной креативности разработана недостаточно. В отечественной психологии само понятие «социальная креативность» почти не встречается, а заменяется терминами «коммуникативная креативность», «социальный интеллект», «коммуникативная компетентность». При этом мнения различных авторов по данной проблеме значительно отличаются.

Однако, анализируя различные взгляды на структуру социальной креативности, можно выделить несколько особо важных ее компонентов, отмечаемых большинством авторов:

-развитое воображение и интуиция

- смекалка и находчивость

 -умение найти новый подход к решению старых проблем

- умение найти множество вариантов решения проблемы

- социальная активность (поиск нового опыта во взаимодействии с социальной реальностью)

 -гибкость в поведении

 -независимость от социальных стереотипов

- стремление к самосовершенствованию и личностному росту

- способность тонко чувствовать эмоциональное состояние другого человека и понимать причины его поведения

-социальное воображение (умение прогнозировать дальнейшее развитие социальной ситуации)

-способность принимать  эффективные, нестандартные решения в ситуациях межличностного общения.  

В ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авторская текстильная кукла», одной из задач которой является формирование у учащихся элементов социальной креативности. По программе обучаются дети и подростки 10-14 лет. 

Данный возраст является очень продуктивным периодом для развития гибкого социального поведения и достижения социальной креативности.

  • Одним из способов, стимулирующим развитие социальной креативности у учащихся, является использование на занятиях элементов проблемного обучения.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность и др.

Педагог может подвести учащихся к проблемной ситуации разными путями – например, с помощью специального диалога (логически выстроенной цепочки вопросов и заданий), с помощью сообщения интригующего материала (легенд, удивительных фактов и др.)

Проблемные ситуации возникают в ходе практической деятельности: оборвалась проволока, как ее заменить? …..и т.д.

Педагог не дает детям готовых ответов на возникающие вопросы. Решение проблемных ситуаций заставляет учащихся самим искать и открывать новые способы выхода из трудного положения, выдвигать версии, участвуя в общем обсуждении. Таким образом, развивается находчивость, воображение, коммуникативные способности – т.е. необходимые компоненты социальной креативности.

  • Проектная деятельность. Первоначальный опыт проектной деятельности учащиеся получают при выполнении групповых проектов. При этом используются такие элементы проектной деятельности, как мозговой штурм, определение проблемы, планирование, определение материальных затрат, реализация замысла, корректировка, презентация результатов деятельности, рефлексия. Выполнение групповых проектов, имеющих социальную направленность (подарки для ветеранов, для людей с ОВЗ и т.д.), способствует развитию общечеловеческих качеств,  а также формирует навык работе в коллективе. Работа над созданием оригинальных изделий создает необходимость включения в поисковую деятельность, приобретения новых знаний и умений – таким образом, ребенок развивает самостоятельность и деловые качества, необходимые современному человеку.
  • Разновозрастные группы. Обучение в разновозрастных группах расширяет коммуникативный опыт. При этом используется технология взаимообучения, старшие дети помогают младшим. Принятие на себя роли наставника, «учителя» (причем, не в условиях игры, а в реальной деятельности, когда ты чувствуешь ответственность за полученный результат - и не только за свой, а за чужой) позволяет ребенку приобрести новый социальный опыт, которого он зачастую лишен в обыденной жизни. Общение с «подопечным», необходимость доступно объяснить ему, научить, подбодрить, если что-то не получается, стимулирует выработку у ребенка-«наставника» новых для него, эффективных форм и стратегий поведения
  • Инклюзивное обучение. Учащиеся объединения привлекаются к занятиям, проводимым с детьми с ОВЗ на базе школы № 480. Данный опыт является весьма ценным и для ряда детей – необычным и новым. Здесь приобретает особое значение такой компонент социальной креативности как эмпатия, т.е. способность тонко чувствовать эмоциональное состояние другого человека и его поведение. Известно, что эмоциональное состояние детей с ОВЗ зачастую является нестабильным, трудно прогнозируемым и трудно понимаемым (по сравнению с поведением «обычных» детей). Чтобы построить эффективную коммуникацию с такими детьми, нужна определенная гибкость поведения, способность быстро, грамотно и, зачастую, нестандартно реагировать
  • Участие в благотворительных ярмарках, проектах, коллективных творческих делах, конкурсах. При этом большая роль отводится инициативе детей – они сами разрабатывают план того или иного мероприятия, выдвигают собственные идеи, выступают в роли организатора, руководя деятельностью мини-группы. Таким образом, поощряется социальная активность детей.

В заключение можно сказать, что не следует полагать, что развитие социальной креативности детей – прерогатива программ исключительно социально-педагогической направленности. Декоративно-прикладное творчество также имеет большое влияние на развитие личности ребенка, на формирование качеств, являющихся основой социальной креативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...

Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....

«Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования»

laquo;Социализация ребенка в условиях спортивно-оздоровительного лагеря»...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании

Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, п...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...