Использование технологии проблемного обучения при реализации ДООП "Юный натуралист"
статья

Новикова Наталья Владимировна 2

В современной педагогике под технологией проблемного обучения понимается такая система организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего происходит овладение различными универсальными учебными действиями. 

Использование элементов проблемного обучения на занятиях естественнонаучной направленности способствует более глубокому усвоению обучающимися  знаний о природе, формированию их умственных и практических умений, развитию таких личностных качеств, как наблюдательность и любознательность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения  при реализации ДООП "Юный натуралист"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждая их к деятельности. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту, так как процесс обучения идёт от знания к пониманию, а затем – к правильному действию.

С малых лет человек должен познавать природу и учится любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Основу такого обучения составляет непременное знакомство с основными группами растений и животных во всём их многообразии и в первую очередь с окружающей природой, с сезонными изменениями в ней.

Программа "Юный натуралист" является образовательной естественнонаучной направленности, так как направлена на развитие интереса к изучению родной природы, удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, формирование научной картины мира, развитие исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, умения творчески применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.

Цель программы.

Формирование познавательного интереса ребёнка к окружающему миру.

Задачи программы.

Обучающие:

- познакомить с важнейшими представителями флоры и фауны Ленинградской области;

- сформировать умения различать, узнавать наиболее распространенные растения и животных по характерным признакам;

- сформировать элементарные навыки ухода за живыми существами.

Развивающие:

- сформировать умения устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов;

- развивать наблюдательность при посещении живого уголка, опытах с растениями, на экскурсиях;

- стимулировать интерес к изучению родной природы.

Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;

- способствовать накоплению опыта гуманного отношения к растениям и животным;

- развивать способность воспринимать и понимать прекрасное в природе и искусстве, отражающем красоту природы.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- формирование интерес к познанию мира природы;

- развитие потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, умение оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- приобретение опыта социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты:

- знание основных видов представителей флоры и фауны средней полосы европейской части страны; влияния деятельности человека на условия жизни живых организмов; способов сохранения окружающей природы, знание о «Красной книге» и её обитателях;

- умение узнавать растения, животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

 - умение устанавливать взаимосвязь сезонных изменений в жизни животных и растений с условиями окружающей среды;

- знание правил техники безопасности при посещении оранжерей, живого уголка;

- умение правильно вести в природе с соблюдением необходимых мер безопасности.

 Перечень используемых технологий

В учреждении дополнительного образования детей в отличие от  школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

При реализации программы "Юный натуралист" используются разные образовательные технологии.

Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Применяется технология при подготовке ребятами самостоятельно сообщений и докладов в рамках заданной темы (например, "По страницам красной книги", объект выбирают сами), при подготовке докладов к конференциям.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики можно говорить об использовании технологии индивидуализации обучения (адаптивной).

Такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. На занятиях по программе "Юный натуралист"эта технология применяется в группах с разновозрастными обучающимися(дошкольники и школьники). При ведении дневника наблюдений, например, одни описывают поведение животных в момент наблюдения, другие зарисовывают.

В учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что в его практике широко используются групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь . При реализации ДООП "Юный натуралист"эта технология использовалась при подготовке к конкурсу "Добрая планета", игре "Тайны городской природы", акции "Каждой пичужке - своя кормушка".

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.  При реализации ДООП "Юный натуралист" используются  игры-упражнения: викторины ("Весенний перезвон", "Осенние тайны"), кроссворды, ребусы.

Игры-путешествия. Например, виртуальное путешествие по континентам с целью знакомства с особенностями их флоры и фауны.

Игра - соревнование. Например, игра по командам "Тропа ошибок".

Технология проектного обучения.  В основу была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. При реализации ДООП "Юный натуралист" эта технология использовалась при подготовке учащимися начальной школы работы "Оценка состояния разных видов лиственниц в дендропарке "Петербургской усадьбы".

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). При реализации ДООП "Юный натуралист" используются физкультминутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после занятия. Уделяется внимание средней продолжительности и частоте чередования различных видов деятельности (не менее 4 видов за занятие).

Новые информационные технологии в настоящее время становятся все более популярными в обучении. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

При реализации ДООП "Юный натуралист" с помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. Использование презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала,  позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала; являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. В работе используются также готовые видеофильмы и видеоролики.


 Описание технологии проблемного обучения.

Исследования в области проблемного обучения велись советскими и российскими психологами и педагогами с середины 60-х годов 20 века. Каждый из исследователей давал свое определение этому понятию. В современной педагогике под технологией проблемного обучения понимается такая система организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего происходит овладение различными универсальными учебными действиями.

Из безусловных плюсов технологии проблемного обучения – возможность варьировать сложность задания от постановки проблемных вопросов педагогом до самостоятельного выявления обучающимися проблемы и ее решения. Особенно ценным являются то, что учебный материал усваивается наиболее полно, обучающиеся получают практический опыт работы с информацией, учатся сравнивать и анализировать предметы и явления, получают возможность работать в индивидуальном темпе.

Актуальность использования технологии проблемного обучения состоит в том, что в отличие от традиционного, оно ставит ученика в активную позицию, доставляет обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия знаний, и обеспечивает развитие их творческой активности.

Применяя на занятиях проблемное обучение, знания не сообщаются в готовом виде, перед ребятами ставится поисковая задача, которая может его заинтересовать, пробуждая желание найти способ её решения.

Ключевым понятием технологии проблемного обучения является проблемная ситуация. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Проблемная ситуация всегда заключает в себе ряд противоречий:

а) между житейскими и научными понятиями;

б) между теорией и практикой;

в) между неизвестным и известным;

г) между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями;

д) между чувственными данными и умозаключениями т. д.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения.

Но проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его возрасту и интеллектуальным возможностям. Соблюдение этих условий будет способствовать пробуждению у детей желания выйти из проблемной ситуации, снять возникшее противоречие.

Проблемность учебной ситуации определяет то, что

а) ее условия никогда не подсказывают способа решения;

б) прошлый опыт ученика не содержит никакой готовой схемы решения, которую можно было бы применить в данном случае.

Ребёнок ставится перед необходимостью создать новую, не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

Алгоритм решения проблемной ситуации включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы, дети намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

 При создании занятия с использованием технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий  на каждом этапе занятия. Задания должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.

 Технология проблемного обучения  развивает у младших школьников интеллект и творческие способности, отсюда следует, что данная технология результативна:

  1. для актуализации имеющихся у детей знаний;
  2. для получения, а также осознания и осмысления учебной информации;
  3. для закрепления новых знаний.

Анализируя опыт применения такого обучения на занятиях, многие педагоги  отмечают значительное повышение интереса детей к обучению, стремление к творческому поиску, повышение самостоятельности и активности.

Использование элементов проблемного обучения на занятиях естественнонаучной направленности способствует более глубокому усвоению обучающимися  знаний о природе, формированию их умственных и практических умений, развитию таких личностных качеств, как наблюдательность и любознательность.

 План - конспект занятия.

Тема: "Птицы зимнего леса"

Цель: Обобщение и углубление представлений о зимующих птицах.

Задачи.

1. Расширить представления о зимующих и оседлых птицах лесов нашей области.

2. Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку.

3. Творчески использовать имеющийся запас знаний.

4. Воспитывать бережное отношение к миру природы, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Оборудование: картины с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусы, диск с голосами птиц.

Тип занятия: обобщающее, т.к. обобщает и углубляет знания по окружающему миру школьного курса.

Вид занятия: беседа, экскурсия.

План проведения.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Птицы оседлые и зимующие.

После выяснения понятий перелётные и оседлые птицы ставится проблемный вопрос: Что заставляет перелётных птиц улетать осенью в тёплые края? Ведь перелёт для многих птиц оказывается тяжелым и многие их них гибнут в пути. Почему они не могут остаться как оседлые птицы в родных краях?

Ребята предлагают варианты ответов (например, улетают, потому что холодно). Последовательно выделяя сначала признаки различия, потом сходства, они подходят к важной причине - отсутствие корма. Это их подводит к гипотезе, что корм отсутствует зимой. Ребята делают вывод, что это насекомые, которые исчезают зимой, что заставляет перелётных птиц покидать родные края. Педагог может подвести таким же путём ребят к ответу на вопрос, почему городские утки в последнее время перестали быть перелётными.

3. Виртуальная экскурсия по зимнему лесу (демонстрация изображений, видео, прослушивание голосов птиц).

Синица - лесная и городская птица.

Крупные  птицы зимнего леса (глухарь, тетерев, рябчик, дятел).

Хищные птицы зимнего леса, дневные и ночные (ястребы, совы).

Мелкие птицы зимнего леса синички(большая синица, гаичка, хохлатая, длиннохвостая, лазоревка, королёк), поползень, пищуха, чечетка, чижик, щегол, овсянка)

Сойка - птица-лесовод.

4. Наши зимние гости (снегирь, клёст, свиристель).

Постановка проблемного вопроса. Почему клёст выводит птенцов в феврале, а не весной как большинство птиц? С чем это связано?

После поиска ответа и дискуссии делается вывод: клесты выкармливают птенцов семенами шишек ели и сосны. В конце зимы шишки ели и сосны раскрываются и легко вылущиваются.

5. Птичьи столовые.

Проблемный вопрос.

Что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

При обсуждении ребята активно привлекают имеющиеся у них знания для решения вопроса. После рассуждений делается вывод: действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

6. Закрепление. Игра "Накорми птичку".

 Тест-пазл "Зимующие птицы"

Виртуальная картинка птицы делится на 9 пазлов. Открыть можно 3. По части изображения догадаться какая птица изображена.

Данная тема вызывает познавательный интерес у обучающихся. Активизирует стремление больше узнать о птицах, о пользе, которую они приносят человеку. Используемый занимательный материал развивает наблюдательность, творческое воображение, образное мышление. Воспитывает чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...