Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей 344 г. Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников»
Учитель математики
Воробей Ирина Михайловна
Санкт – Петербург
2014 г
Урок – это основная форма организации обучения в современной школе.
Подготовка учителя к уроку – это планирование урока ,продумывание и составление плана и конспекта урока. Несомненно, план урока необходим каждому учителю. План урока – это мечта учителя , которая завтра может осуществиться , а может и нет. Безусловно, после удачного урока у учителя хорошее настроение.
От чего же зависит успех урока ?
Одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Большую роль в вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность играет методика работы учителя.
Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность. Справедливы слова академика Б.В.Гнеденко: «Потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает …лень, а лень – безделие и потерю способностей. Вот почему важно продумать курс математики так, чтобы его изучение было интересно, содержание было современно, будило мысль и развивало способности».
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Если учитель не будет постоянно заботиться об этом, поставляя «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности.
Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемной ,ситуации. Проблемы, которые ставятся перед учениками, могут решаться на протяжении одного или нескольких уроков. Вот примеры совсем малых проблем-вопросов:
- Почему треугольник назван треугольником? Можно ли было дать ему другое название, также связанное с его свойствами?
- Как можно объяснить название «развернутый угол»?
- Как бы вы назвали треугольник, у которого один угол прямой? ( Вопрос задается до ознакомления учащихся с этим термином)
Основной проблемой обучения является учебная проблема, суть которой состоит в противоречии между прежними знаниями учащихся и новыми фактами, для объяснения которых недостаточны имеющиеся знания, нужны новые. Процесс приобретения новых знаний путем проблемного обучения связан с постановкой проблемы и ее решением.
Пример: на уроке геометрии на тему «Трапеция» предложена задача учащимся: в трапеции АВСD ( BC║AD ) проведена средняя линия MN. ВС=8см,AD=14см, АВ=5см,CD=9см. Вычислить периметр трапеции MBCN.
Решая задачу, ребята находят боковые стороны новой трапеции; одно основание им известно, а найти длину второго, которое является средней линией трапеции не могут ( недостаточно знаний о трапеции). Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.
Рассмотрим другой тип проблемных ситуаций. Они возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Пример: изучение темы « Площадь треугольника».
Задача. Найти площадь произвольного треугольника.
Урок выведения формулы для нахождения площади треугольника можно начать с самостоятельной работы учащихся.
Предлагается задача : найти площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов 6см, а другой – 8см.
Анализируя эту задачу, ученики догадываются, что, зная формулу площади прямоугольника, они смогут найти площадь данного прямоугольного треугольника.
Повторяется теорема о нахождении площади прямоугольника.
Создается проблемная ситуация : как вычислить площадь прямоугольного треугольника , зная формулу для нахождения прямоугольника?
Чтобы решить эту проблему, ученики предлагают достроить данный прямоугольный треугольник до прямоугольника. Дальше ученики объясняют: так как получаются два равных прямоугольных треугольника ,то площадь одного прямоугольного треугольника в два раза меньше площади прямоугольника, т.е S= ( 6▪8):2=24 кв.см
Учащиеся делают вывод: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.
Теперь можно обратить внимание на то, что решена только часть основной проблемы. Возникает следующая проблема: найти площадь остроугольного треугольника.
В ходе обсуждения этой задачи предлагается несколько способов:
- разбить на два прямоугольных треугольника;
- достроить до параллелограмма.
Решив эту задачу учащиеся делают вывод : площадь остроугольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Еще одна проблема: найти площадь тупоугольного треугольника.
Учащиеся достаточно быстро справляются с этой проблемой.
Итак, при решении задач была изучена теорема о площади треугольника.
Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся.
На уроке учитель должен:
- чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для учеников форме;
- выполнять функцию координатора и партнера.
- стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов;
- проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти свое собственное решение, предлагать им помощь только в тех случаях, когда учащиеся начинают чувствовать безнадежность своего поиска.
Использование методов проблемного обучения на уроках позволяет приобщать учащихся к работе творческого характера, прививать им навыки самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-100793-1497430111.jpg)
Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах
В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-168504-1357150608.jpg)
статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484026-1411205914.jpg)
Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."
Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления" поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1280395-1603288304.jpg)
Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников
Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1039833-1527853378.png)
Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности
Сегодня под проблемным обучением понимается: тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а с...