Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников
статья

Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon docum_im.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение                  

лицей 344 г. Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления  школьников»

                       

                                                                               Учитель математики

                                                                               Воробей Ирина Михайловна

Санкт – Петербург

 2014 г

Урок – это основная форма организации обучения в современной школе.

Подготовка учителя к уроку – это планирование урока ,продумывание и составление плана и конспекта урока. Несомненно, план урока необходим каждому учителю. План урока – это мечта учителя , которая завтра может осуществиться , а может и нет. Безусловно, после удачного урока у учителя хорошее настроение.

От чего же зависит успех урока ?

Одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Большую роль в вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность играет методика работы учителя.

Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность. Справедливы слова академика Б.В.Гнеденко: «Потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает …лень, а лень – безделие  и потерю способностей. Вот почему важно продумать курс математики так, чтобы его изучение было интересно, содержание было современно, будило мысль и развивало способности».

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Если учитель не будет постоянно заботиться об этом, поставляя «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности.

Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемной ,ситуации. Проблемы, которые ставятся перед учениками, могут решаться на протяжении одного или нескольких уроков. Вот примеры совсем малых проблем-вопросов:

- Почему треугольник назван треугольником? Можно ли было дать ему другое название, также связанное с его свойствами?

- Как можно объяснить название «развернутый угол»?

- Как бы вы назвали треугольник, у которого один угол прямой? ( Вопрос задается до ознакомления учащихся с этим термином)

Основной проблемой обучения является учебная проблема, суть которой состоит в противоречии между прежними знаниями учащихся и новыми фактами, для объяснения которых недостаточны имеющиеся знания, нужны новые. Процесс приобретения новых знаний путем проблемного обучения связан с постановкой проблемы и ее решением.

Пример: на уроке геометрии на тему «Трапеция» предложена задача учащимся: в трапеции АВСD ( BC║AD ) проведена средняя линия MN. ВС=8см,AD=14см, АВ=5см,CD=9см. Вычислить периметр трапеции MBCN.

Решая задачу, ребята находят боковые стороны новой трапеции; одно основание им известно, а найти длину второго, которое является средней линией трапеции не могут      ( недостаточно знаний о трапеции). Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.  

Рассмотрим другой тип проблемных ситуаций. Они возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Пример: изучение темы « Площадь треугольника».

Задача. Найти площадь произвольного треугольника.

Урок выведения формулы для нахождения площади треугольника можно начать с самостоятельной работы учащихся.

Предлагается задача : найти площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов 6см, а другой – 8см.

Анализируя эту задачу, ученики догадываются, что, зная формулу площади прямоугольника, они смогут найти площадь данного прямоугольного треугольника.

Повторяется теорема о нахождении площади прямоугольника.

Создается проблемная ситуация : как вычислить площадь прямоугольного треугольника , зная формулу для нахождения прямоугольника?

Чтобы решить эту проблему, ученики предлагают достроить данный прямоугольный треугольник до прямоугольника. Дальше ученики объясняют: так как получаются два равных прямоугольных треугольника ,то площадь одного прямоугольного треугольника в два раза меньше площади прямоугольника, т.е S= ( 6▪8):2=24 кв.см

Учащиеся делают вывод: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.

Теперь можно обратить внимание на то, что решена только часть основной проблемы. Возникает следующая проблема: найти площадь остроугольного треугольника.  

В ходе обсуждения этой задачи предлагается несколько способов:

- разбить на два прямоугольных треугольника;

- достроить до параллелограмма.

Решив эту задачу учащиеся делают вывод : площадь остроугольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Еще одна проблема: найти площадь тупоугольного треугольника.

Учащиеся достаточно быстро справляются с этой проблемой.

Итак, при решении задач была изучена теорема о площади треугольника.  

Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся.

На уроке учитель должен:

- чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для учеников форме;

- выполнять функцию координатора и партнера.

- стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать  творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов;

- проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти свое собственное решение, предлагать им помощь только в тех случаях, когда учащиеся начинают чувствовать безнадежность своего поиска.

Использование методов проблемного обучения на уроках позволяет приобщать учащихся к работе творческого характера, прививать им навыки самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности

Сегодня под проблемным обучением понимается: тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а с...