Статья "Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе"
статья

обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos_v_osnovnoy_shkole.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г.Павлово   Морозовой Л.Н.

Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе.

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания творческих детей. Работа с такими  детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное создание условий для максимально возможного развития творческих способностей творческих детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар. Поэтому большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы  по русскому языку и литературе.

Цель внеурочной деятельности – привитие интереса к предмету и повышение мотивации обучения. Для достижения поставленной цели успешно работаю над реализацией следующих задач:

  • усиление роли внеклассной работы по предмету в создании положительной мотивации для изучения русского языка и литературы;
  • вовлечение каждого ученика в активную творческую деятельность соответственно его умениям и интересам;
  • развитие коммуникативных умений учеников;
  • формирование у учащихся таких личных качеств,  как открытость, толерантность, коммуникабельность;
  •  создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.

       

 Внеурочная деятельность по предмету реализуется через:

  • факультативный курс  по русскому языку для учащихся 9-11 классов;
  • дистанционный курс по литературе для учащихся 5-7 классов;
  • проведение предметных недель;
  • вовлечение учащихся в творческие конкурсы различного уровня;
  • сотрудничество со школьным НОУ;
  • сотрудничество с библиотекой;
  • сотрудничество с городским музеем.

С 2012 года веду занятия факультативного курса «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» для учащихся 9-11-х классов по общеобразовательной программе.

Данная программа получила экспертное заключение,  рекомендована к использованию и опубликована на личном мини-сайте.

Помимо факультативного курса на базе федеральной площадки «Разработка и апробация Пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации» мной разработана программа дистанционного курса «Устное народное творчество. Былины», которая предназначена для учащихся 5-7 классов, испытывающих повышенный интерес к предмету. В начале учебного года провожу анкетирование с целью выявления таких учащихся. По его результатам формирую группу учащихся для дополнительных занятий по предмету. К сожалению, на данный момент программа не имеет заключения экспертов,  ведется апробация данного курса. Программа также размещена на моем мини-сайте.

За последние три учебных года  наблюдается большой рост числа  учеников   -   участников   конференций,   конкурсов и фестивалей разного уровня.

Традиционно мы принимаем участие в районных конкурсах чтецов:

2010г. «Во имя Родины и долга»- Клют Артем,

2013г. «Живая классика» -Ногтева Дарья, Арбузов Алексей

2013г. Конкурс, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова - Ерофеева Екатерина, Сочкова Маргарита

В 2011 году двое учащихся приняли участие в районном конкурсе-фестивале, посвященном 200-летию Царскосельского лицея, один из них стал победителем в номинации «Электронная презентация»

В 2012 году мои воспитанники впервые участвовали в районной научно-практической конференции «Одиссея разума». В 2013 году Сорокина Анастасия стала призером районной конференции и областного конкурса исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», а также лауреатом 3 степени Российского заочного конкурса «Юность. Наука. Культура». К сожалению, из-за финансовых проблем мы не смогли участвовать в очном этапе данного конкурса.

В 2013 году Ерофеева Екатерина стала призером районного конкурса на лучшую творческую работу «Вокруг света с книжкой под мышкой».

Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, увеличение количества участников конкурсов, конференций, олимпиад и т.д. связана с использованием различных форм внеклассных занятий, а также с выбором наиболее эффективных методов и приемов:

  • работа в малых группах;
  • эвристическая беседа;
  • семинары;
  • конференции;
  • деловые игры;
  • использование средств мультимедиа;
  • технология сотрудничества;

Результатами дополнительной внеурочной деятельности становятся творческие работы учащихся, призовые места в конкурсах и конференциях. 

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая работа имеет свою индивидуальную неповторимость.

Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого учащегося.

Распространение педагогического опыта.

  • Заседание РМО от 27.08.2013 по теме: «Электронная творческая лаборатория как технология управления качеством учебно-воспитательного процесса и профессиональным ростом педагога».  Тема выступления: «Персональный сайт как творческая лаборатория учителя».
  •   Заседание РМО от 5.11.2012 по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка». Тема выступления: «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Распространение опыта в сетевом педагогическом сообществе

На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей.

Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие задачи.

С этой целью педагогами создаются электронные творческие лаборатории. Моя электронная творческая лаборатория была создана в 2011 году в социальной сети работников образования «Наша сеть».  По итогам прошедшего года мне была вручена «Благодарность за активное участие в работе сети»

Участие в экспериментальной работе.

  • 2006-2007 г. − районная экспериментальная площадка «Внедрение дистанционных технологий в учебный процесс»;
  • 2007-2010 г. − областная экспериментальная площадка «Апробация дистанционных технологий обучения в общеобразовательном учреждении»;
  • 2009-2011 г. − областная экспериментальная площадка «Применение дистанционных технологий обучения с целью формирования системы педагогической деятельности с одаренными детьми»;
  • 2008-2013 г. − федеральная экспериментальная площадка «Разработка и апробация Пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
  • С 2013г. - федеральная экспериментальная площадка «Применение дистанционных технологий обучения для развития системы педагогической деятельности при подготовке обучающихся к ЕГЭ»

Участие в конкурсах педагогического мастерства.

  • 2010г.- призер районного конкурса педагогического мастерства «Открытый урок 2010»
  • 2011г.- участник районного конкурса «Самый классный классный»
  • 2012г. – участник всероссийского конкурса для учителей «Я- классный руководитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе

Рекомендации по организации внеурочной деятельности в основной школе...

Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы  учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...

Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе на базе школьного лесничества «Бобренок» МОУ «Красногорская СОШ№2».

Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязатель...

Внеурочная деятельность по информатике при реализации ФГОС в основной школе

Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой...

Формы организации внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе.

Материал,изложенный в форме презентации,рассказывает о направлениях,формах и видах внеурочной деятельности в основной школе....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....