Технология воспитания: краткий обзор и характеристика
материал

Иванова Мария Ивановна

Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология воспитания.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель школы-интерната:

Иванова Мария Ивановна

Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

Система технологии воспитания разработана наукой и отобрана практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства. Иными словами, гарантированно, результативно и качественно.

Технология воспитания включает в себя определённую последовательность процедур:

  1. определение четкой конкретной цели: Цель технологии – гипотетическая;
  2. идея всего технологического проекта;
  3. разработка «пакета» теоретических оснований, реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания;
  4. поэтапная шаговая структура деятельности: в качестве этапов выступает воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая).

Эффективность технологии воспитания должна быть оценена настолько, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на концепцию воспитания и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны варианты технологического воспитания М.В. Кларина, Ф.А. Мустаева, Г.К. Селевко.

Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием учебной дисциплины, а также структурным и методически наполненным технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию, которые обеспечивает результативность отношений, стили руководства и стили педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий за исключением машинных, есть общение учащихся и ученика.

Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.

Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск пути их решений повлекли за собой разработки конкретных педагогических технологий, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны в своей области применения.

По определению академика И.П.Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, они имеют свою специфику, т.к. любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Технология воспитания - это совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а также технологическое оснащение этого процесса.

Мы даем краткий обзор сущности конкретных (прикладных) технологий обучения третьего уровня. Назовем в качестве примеров некоторые из них современные воспитательные технологии:

  1. гуманно-личностная технология - имеет целевые ориентации, способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, души и сердца, а также познавательных сил. Идеалом воспитания согласно данной технологии является самовоспитание личности;
  2. модель трудового воспитания: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику;
  3.  выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей;
  4. система нравственного воспитания через курс этической грамматики.

Учебный и воспитательный процесс - это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводиться педагогическим технологиям.

В практику теории внедряются с помощью технологии, т.к. технология - это способ и результат внедрения научных достижений.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», выражением которого является технология.

Технология обучения - системный метод планирования, применения и оценивание всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, а также взаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогических технологий в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей.

Таким образом, выбирая технологию, следует провести ее предварительную экспертизу, установить пригодность для решения ваших педагогических задач в ваших же условиях. Ведь с помощью новых технологий вы надеетесь получить обещанный прирост эффективности учебно - воспитательного процесса.

Список литературы:

  1. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе// Школьные технологии.- 2002.- № 1.
  2. Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям// Педагогический вестник. - 1995. - №8.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"

В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...

Краткий обзор психиатрических вопросов в работе ГКСУВУ Специальной общеобразовательной школы №1 (закрытого типа)

Незначительные нарушения психического здоровья (легкая органическая неполноценность, незначительное снижение интеллекта) в сочетании с выраженным семейным неблагополучием приводят к грубой социа...

Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.

Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она облад...

Современные образовательные технологии, их краткая характеристика

Характеристика некоторых образовательных современных технологий...

Технология оценивания учебных достижений(краткий обзор)

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает...

Эссе: Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика.

Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика....